19 июня 2023 г. |
Дело N А66-7760/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" Офицеровой М.И. (доверенность от 09.01.2023 N 02-1/77),
рассмотрев 14.06.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" на решение Арбитражного суда Тверской области от 06.12.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2023 по делу N А66-7760/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", адрес: 196128, Санкт-Петербург, Варшавская ул., д. 3, корп. 2, лит. Б, ОГРН 1027804862755, ИНН 7805018099 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о:
- признании незаконными действий администрации муниципального образования "Бологовский район" Тверской области, адрес: 171080, Тверская обл., г. Бологое, ул. Кирова, д. 13, ОГРН 1026901608910, ИНН 6907001920 (далее - Администрация района), по выдаче разрешения от 11.08.2017 N RU69-504000-992-2017 на строительство дома в зоне минимальных расстояний от опасного производственного объекта магистрального газопровода (далее - МГ) "Белоусово-Ленинград", признании незаконным разрешения на строительство от 11.08.2017 N RU69-504000-992-2017, признании незаконным бездействия по неосуществлению муниципального земельного контроля в границах поселения, а также возложении на Администрацию района обязанности устранить допущенные нарушения законодательства и законных интересов заявителя;
- признании незаконным бездействия администрации Выползовского сельского поселения, адрес: 171053, Тверская обл., Бологовский р-н, пос. Выползово, ул. Березовая роща, д. 9, ОГРН 1056906037528, ИНН 6907008852 (далее - Администрация поселения), по неосуществлению предупреждения чрезвычайных ситуаций в границах поселения, допущению строительства жилого дома в границах зоны минимального расстояния опасного производственного объекта МГ "Белоусово-Ленинград", возложении на Администрацию поселения обязанности направить гражданке Дашковой Н.Н. уведомление о недопустимости размещения индивидуального жилищного строительства на земельном участке с номером 69:04:0160101:345 и необходимости принять меры по сносу объекта индивидуального жилищного строительства в границе зоны с особыми условиями использования территории с нарушением границ зон минимальных расстояний от МГ "Белоусово-Ленинград".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, адрес: 191028, Санкт-Петербург, Моховая ул., д. 3, ОГРН 5067847165018, ИНН 7841340833 (далее - Управление).
Определением Арбитражного суда Тверской области от 09.08.2022 требования Общества о признании незаконными действий Администрации района по выдаче разрешения на строительство от 11.08.2017 N RU69-504000-992-2017 и признании его недействительным выделено в отдельное производство с присвоением ему номера А66-11242/2022.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 06.12.2022, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2023, в удовлетворении заявления, рассмотренного в рамках настоящего дела, отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, судами не дана надлежащая оценка действиям Администрации района по осуществлению контроля за строительством и законностью размещения объекта недвижимости на территории муниципального образования. Общество настаивает, что Администрация района предоставила гражданке Дашковой Н.Н. земельный участок с кадастровым номером 69:04:0160101:345, который находится в 225 м от оси МГ "Белоусово-Ленинград", и на котором построен объект капитального строительства, без письменного согласования Общества, то есть с нарушением требований действующего законодательства, а именно статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и статьи 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на территории муниципального образования "Бологовский район" Тверской области, в том числе на территории Выползовского сельского поселения, расположен МГ "Белоусово-Ленинград" (Ду 1000 мм; Рраб 5,39 МПа), который является опасным производственным объектом стратегического назначения единой системы газоснабжения Российской Федерации, и пользование которым осуществляет Общество на основании договора аренды.
Полагая, что Администрацией района и Администрацией поселения допущено незаконное бездействие, выразившееся в неосуществлении муниципального земельного контроля и в неосуществлении предупреждения чрезвычайных ситуаций (соответственно), Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды двух инстанции пришли к выводу о необоснованности заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Порядок проведения государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации регламентирован в положениях Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закона N 248-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 248-ФЗ под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации в целях названного Закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
В силу пункта 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
Решением Собрания депутатов муниципального образования "Бологовский район" Тверской области от 09.09.2021 N 187 утверждено Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования "Бологовский район" Тверской области (далее - Положение N 187)
Согласно пункту 1 Положения N 187 контроль на территории муниципального образования "Бологовский район" Тверской области осуществляется Администрацией района в лице Комитета имущественных и земельных отношений (далее - Комитет).
В силу пункта 39 Положения N 187 при осуществлении муниципального земельного контроля могут проводиться следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка, выездное обследование (посредством осмотра, инструментального обследования).
Как установлено судами, в связи с обращением Общества по вопросу нарушения земельного законодательства Комитетом проведены мероприятия муниципального контроля в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:04:01060101:345, проведен осмотр земельного участка, по результатам которого составлен протокол осмотра от 29.03.2022 и фототаблица, проведено соблюдение обязательных требований путем анализа сведений Единого государственного реестра недвижимости, документов, находящихся в архиве Комитета и сведений публичной кадастровой карты без взаимодействия с контролируемым лицом.
По результатам проведения контрольных мероприятий Комитетом составлено заключение об отсутствии выявления признаков нарушения земельного законодательства от 29.03.2022 N 1/2022, о чем Обществу сообщено письмом от 30.03.2022 N 928-18.
В рамках настоящего дела Общество не оспаривает результаты контрольных мероприятий, а ссылается на допущенное Администрацией района бездействие, выразившееся в непроведении муниципального земельного контроля, что в рассматриваемом случае опровергается материалами дела.
Относительно требований Общества, предъявленных к Администрации поселения, суды отметили, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (пункт 7 части 1); организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 21 части 1).
Перечень полномочий органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определен пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", к числу таких полномочий отнесена разработка и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований.
Суды не установили наличие у Администрации поселения какой-либо неисполненной обязанности по совершению конкретных действия с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Исходя из изложенного, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
При рассмотрении дела судами установлены и надлежаще оценены все существенные для дела обстоятельства. Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 06.12.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2023 по делу N А66-7760/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Относительно требований Общества, предъявленных к Администрации поселения, суды отметили, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (пункт 7 части 1); организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 21 части 1).
Перечень полномочий органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определен пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", к числу таких полномочий отнесена разработка и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 июня 2023 г. N Ф07-7208/23 по делу N А66-7760/2022