23 июня 2023 г. |
Дело N А56-53021/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Яковца А.В., судей Богаткиной Н.Ю., Бычковой Е.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление" Катукова А.В. (доверенность от 15.06.2023),
рассмотрев 19.06.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда 22.03.2023 по делу N А56-53021/2021/тр.4,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.07.2021 общество с ограниченной ответственностью "Строительное управление", адрес: 197110, Санкт-Петербург, ул. Большая Зеленина, д. 28, лит. А, пом. 8-Н, ОГРН 1027802716501, ИНН 7805040841 (далее - Общество, должник), признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Иванов Игорь Владимирович.
Сведения об этом 31.07.2021 опубликованы в издании "Коммерсантъ".
Федеральная налоговая служба, адрес: 127381, Москва, Неглинная ул., д. 23 (далее - ФНС России, уполномоченный орган), в лице Межрайонной инспекции ФНС России N 25 по Санкт-Петербургу 14.09.2021 обратилась в арбитражный суд с заявлением, в котором просила включить в реестр требований кредиторов Общества (далее - Реестр) требование в размере 183 671 345 руб.
Определением суда от 12.10.2021 заявление принято к производству.
Определением суда от 29.11.2021 производство по рассмотрению требования ФНС России приостановлено.
Определением суда от 30.05.2022 производство по рассмотрению требования уполномоченного органа возобновлено, судебное заседание по рассмотрению требования назначено на 29.07.2022.
Определением суда от 21.07.2022 производство по делу о несостоятельности (банкротстве) Общества прекращено в связи с утверждением мирового соглашения.
Определением суда первой инстанции от 29.07.2022 производство по заявлению ФНС России о включении в Реестр требования в размере 183 671 345 руб. прекращено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023 определение от 29.07.2022 отменено, дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
В поданной в электронном виде кассационной жалобе Общество просит отменить постановление от 22.01.2023, а определение от 29.07.2022 - оставить в силе.
В обоснование кассационной жалобы ее податель ссылается на то, что на дату рассмотрения вопроса об утверждении мирового соглашения требование уполномоченного органа не было рассмотрено; полагает, что апелляционный суд, направляя вопрос о рассмотрении обоснованности заявленного ФНС России требования в суд первой инстанции на новое рассмотрение, не учел, что производство по делу о банкротстве Общества вновь прекращено.
В представленном в электронном виде отзыве ФНС России считает обжалуемое постановление законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявленного требования ФНС России сослалась на то, что в результате проведения в отношении Общества выездной налоговой проверки налоговым органом принято решение от 21.10.2020 N 18.15/0005 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; установлено, что доначислению в бюджет за 2015 - 2017 годы подлежит сумма в размере 183 671 345 руб., в том числе, 136 488 185 руб. - основного долга и 47 183 160 руб. пеней.
Определением суда от 29.11.2021 производство по заявлению ФНС России о включении требования в Реестр приостановлено до вступления решения от 21.10.2020 N 18.15/0005 в законную силу.
Определением суда от 30.05.2022 производство по заявлению ФНС России о включении требования в Реестр возобновлено, рассмотрение заявления уполномоченного органа назначено на 29.07.2022.
Определением суда от 21.07.2022 производство по делу о банкротстве Общества прекращено в связи с утверждением мирового соглашения.
Принимая во внимание указанное обстоятельство, определением от 29.07.2022 суд первой инстанции прекратил производство по заявлению уполномоченного органа.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.11.2022 определение от 21.07.2022 о прекращении производства по делу о банкротстве Общества в связи с утверждением мирового соглашения отменено, дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Из указанного постановления следует, что основанием для отмены определения от 21.07.2022 послужило то обстоятельство, что суд первой инстанции, обладая сведениями о назначении требования мажоритарного кредитора к рассмотрению в судебном заседании 29.07.2022, утвердил 21.07.2022 мировое соглашение, заключенное кредиторами, требования которых существенно меньше размера требования уполномоченного органа; не выяснил, соответствуют ли условия представленного на утверждение мирового соглашения целям этой реабилитационной процедуры банкротства и не нарушают ли они обоснованных ожиданий всех кредиторов Общества.
Апелляционный суд установил, что постановлением суда кассационной инстанции от 08.11.2022 определение от 21.07.2022 о прекращении производства по делу о банкротстве Общества в связи с утверждением мирового соглашения отменено, постановлением от 22.03.2022 отменил определение от 29.07.2022, направил дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При этом суд апелляционной инстанции отклонил доводы Общества о том, что определением суда от 09.02.2023 производство по делу о его банкротстве вновь прекращено в связи с погашением требований всех кредиторов, включенных в Реестр.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Проверив законность определения от 29.07.2022 и постановления от 22.03.2023 исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) установление размера требований кредиторов в ходе конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 названного Закона.
Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Согласно пункту 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Пунктами 4 и 5 статьи 100 Закона о банкротстве предусмотрено, что арбитражный суд проверяет обоснованность требований кредиторов как при наличии возражений относительно указанных требований, так и в отсутствие таковых.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Как видно из материалов дела, прекращая производство по заявлению ФНС России о включении в Реестр требования в размере 183 671 345 руб., суд первой инстанции исходил из того, что ранее определением суда от 21.07.2022 производство по делу о банкротстве Общества прекращено в связи с утверждением мирового соглашения.
При рассмотрении апелляционной жалобы уполномоченного органа на определение суда первой инстанции от 29.07.2022 апелляционный суд установил, что постановлением суда кассационной инстанции от 08.11.2022 определение от 21.07.2022 о прекращении производства по делу о банкротстве Общества в связи с утверждением мирового соглашения отменено.
Принимая во внимание выявленные судом кассационной инстанции пороки мирового соглашения, утвержденного определением суда от 21.07.2022, апелляционный суд пришел к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для прекращения производства по заявлению уполномоченного органа, в связи с чем постановлением от 22.03.2023 отменил определение от 29.07.2022 и направил дело в суд первой инстанции для рассмотрения заявления ФНС России по существу.
При этом апелляционный суд исходил из того, что на дату рассмотрения апелляционной жалобы уполномоченного органа обстоятельства, установленные определением суда от 29.07.2022, отсутствовали.
По мнению суда кассационной инстанции, выводы апелляционного суда, послужившие основанием для принятия обжалуемого постановления, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм Закона о банкротстве.
Приведенный в кассационной жалобе Общества довод о том, что апелляционный суд, направляя вопрос о проверке обоснованности заявленного ФНС России требования в суд первой инстанции на новое рассмотрение, не учел, что производство по делу о банкротстве Общества определением суда от 09.02.2023 вновь прекращено в связи с признанием требований кредиторов, включенных в Реестр, погашенными, не может быть принят.
Как полагает суд кассационной инстанции, само по себе наличие определения о прекращении производства по делу о банкротстве до его вступления в силу не препятствует рассмотрению в рамках дела о банкротстве обособленных споров, в том числе проверке обоснованности заявленных кредиторами требований к должнику, то есть не влечет утраты кредиторами, требования которых не рассмотрены судом, статуса лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Как видно из материалов дела о банкротстве Общества, содержащихся, в том числе, в электронной системе "Картотека арбитражных дел", апелляционная жалоба ФНС России на определение от 09.02.2023 назначена к рассмотрению судом апелляционной инстанции на 14.06.2023, таким образом, на дату вынесения обжалуемого постановления определение от 09.02.2023 о прекращении производства по делу о банкротстве Общества не вступило в законную силу, следовательно, обоснованность заявленного ФНС России требования подлежала проверке судом первой инстанции.
Иные доводы, содержащиеся в кассационной жалобе Общества, по мнению суда кассационной инстанции, не опровергают обоснованность выводов апелляционного суда, послуживших основанием для принятия обжалуемого постановления, а лишь выражают несогласие подателя жалобы с оценкой судом апелляционной инстанции доказательств, представленных при рассмотрении настоящего обособленного спора.
Поскольку основания для иной оценки названных доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2023 по делу N А56-53021/2021/тр.4 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Яковец |
Судьи |
А.В. Яковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Пунктами 4 и 5 статьи 100 Закона о банкротстве предусмотрено, что арбитражный суд проверяет обоснованность требований кредиторов как при наличии возражений относительно указанных требований, так и в отсутствие таковых.
...
Принимая во внимание выявленные судом кассационной инстанции пороки мирового соглашения, утвержденного определением суда от 21.07.2022, апелляционный суд пришел к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для прекращения производства по заявлению уполномоченного органа, в связи с чем постановлением от 22.03.2023 отменил определение от 29.07.2022 и направил дело в суд первой инстанции для рассмотрения заявления ФНС России по существу."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июня 2023 г. N Ф07-6064/23 по делу N А56-53021/2021
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-44919/2023
20.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13343/2023
06.07.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9351/2023
23.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6064/2023
22.03.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-39287/2022
14.12.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23312/2022
08.11.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15271/2022
23.07.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-53021/2021