28 июня 2023 г. |
Дело N А05-12472/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Боголюбовой Е.В., Пряхиной Ю.В,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-С" Березиной Е.Н. (доверенность от 23.12.2021),
рассмотрев 28.06.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Архангельский морской торговый порт" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023 по делу N А05-12472/2022,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Архангельский морской торговый порт", адрес: 163026, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Космонавта Комарова, д. 14, стр. 2, ОГРН 1222900006702, ИНН 2901311982 (далее - Порт), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЭКО-С", адрес: 163069, Архангельская обл., г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 206, оф. 401А, ОГРН 1172901012646, ИНН 2901289335 (далее - Общество), о взыскании 3 062 575,45 руб. задолженности по договору перевалки груза и транспортной экспедиции от 10.08.2020 N 01/У-16/852-20 (далее - Договор).
Решением суда от 23.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.03.2023, в иске отказано.
В кассационной жалобе Порт, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных актов, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт - об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Податель жалобы утверждает, что суды, указав на применение тарифа 2-й категории, оставили без внимания положение, предусмотренное Правилами применения тарифов о том, что тарифы первой категории на погрузочно-разгрузочные работы применяются, в том числе, и при перегрузке груза из одного транспортного средства в другое - т.е. по прямому варианту.
Порт считает, что к перевалке грузов в данном случае должен быть применен тариф 1-й категории.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Жалоба рассмотрена кассационным судом без участия представителей Порта, извещенного надлежащим образом о месте и времени слушания дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Порт и Общество (заказчик) заключили Договор в редакции дополнительного соглашения от 24.03.2022 N 2 (применяется к отношениям стороны с 01.01.2022).
Согласно пункту 1.1 Договора Порт на основании согласованных письменных заявок заказчика принял на себя обязательство осуществить перевалку груза, транспортно-экспедиционные услуги, а заказчик обеспечить своевременное предъявление груза для его перевалки в согласованном объеме и своевременный его вывоз.
В силу пункта 4.1.1 Договора ежемесячная заявка заказчика в адрес Порта должна содержать номер договора, номер и дату составления заявки; наименование места, на котором планируется оказание услуг; наименование и количество груза в каждой судовой партии, род упаковки, вес и размеры груза; информацию о грузе (декларацию о грузе); вид перевозки (экспорт, каботаж, перевозка, не связанная с морем); наименование услуг (выгрузка, погрузка, технологическое накопление хранение, транспортно-экспедиционные услуги (ТЭУ) и т.п.); вид и наименование транспорта, на котором завозится и вывозится груз, и подлежащего обработке; сроки завоза и вывоза груза, планируемые даты подачи в порт транспортных средств для завоза и вывоза груза; количество вагонов, прибывающих в Порт в сутки; количество единовременного технологического накопления (хранения) груза, крытого и открытого; ограничения при перевалке груза в порту (если имеются); подпись уполномоченного лица с ее расшифровкой, должность.
В соответствии с пунктами 5.1, 5.4, 5.8 Договора заказчик производит оплату услуг порта в порядке и на условиях, определенных Договором.
Оплата услуг порта по погрузке, выгрузке, технологическому накоплению (хранению), подаче-уборке и пользованию вагонами, транспортно-экспедиционным (дополнительным) услугам осуществляется по тарифам и ставкам порта, размещенным на официальном сайте порта в сети Интернет. Расчеты за услуги Порта производятся заказчиком до начала их оказания, путем перечисления 100% предоплаты на расчетный счет Порта, по предварительным счетам, выставленным за согласованный в заявке объем услуг. Обязательство по предоплате считается выполненным заказчиком при поступлении на расчетный счет Порта всей суммы платежа, указанной в предварительном счете Порта.
По результатам оказания услуг Порт оформляет исполнительный счет, который вместе с актом приема-сдачи выполненных услуг, счетом за подачу-уборку и пользование вагонами, а также счетом Порта на оплату технологического накопления (хранения) груза на складах Порта направляется по электронной почте или посредством факсимильной связи по адресам/ номерам, указанным в разделе 12 (реквизиты заказчика).
В период с 13.03.2022 по 16.03.2022 производилась выгрузка груза Общества с теплохода "Ямал Беркут" и погрузка на автомашины на складе участка "Бакарица" терминала "Экономия" Порта.
Порт надлежащим образом исполнил условия Договора и оказал услуги в полном объеме по актам приема-сдачи оказанных услуг, для оплаты оказанных услуг выставил счет на оплату от 16.03.2022 N Б00169, счет-фактуру от 16.03.2022 N 995, а также направил акт оказанных услуг от 16.03.2022 N Б00169. Стоимость оказанных Портом услуг составила 7 080 144,03 руб.
Общество 27.04.2022 уведомило Порт о несогласии с применением при расчете тарифа 1-й категории, обосновав необходимость применять при расчете тариф 2-й категории по варианту "судно-склад", 27.06.2022 - об отсутствии оснований для корректировки счета Б00169.
Счет на оплату от 16.03.2022 N Б00169 оплачен Обществом частично платежными поручениями от 27.04.2022 N 196 на 500 000 руб. (486 608 руб. в качестве оплаты счета N Б00169 по Договору, 13 392 руб. в качестве оплаты счета N Б00121 по Договору); от 29.04.2022 N 199 на 500 000 руб.; от 29.04.2022 N 204 на 500 000 руб.; от 12.05.2022 N 231 на 1 000 000 руб.; от 20.05.2022 N 250 на 1 000 000 руб.
Порт 29.07.2022 направил Обществу претензию с требованием погасить 3 593 536,03 руб. задолженности по Договору, произвел корректировку долга на 30 960 руб. 58 коп.
Общество оплатило счет N Б00169 в размере 500 000 руб. (платежное поручение от 04.08.2022 N 397).
Претензия Порта оставлена Обществом без удовлетворения.
По расчету Порта, задолженность Общества составила 3 062 575,45 руб.
Ненадлежащее выполнение Обществом договорных обязательств явилось основанием для обращения Порта с иском в суд.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными, отказал в иске.
Суд апелляционной инстанции позицию суда первой инстанции поддержал.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации, устанавливает порядок строительства, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах.
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона N 261-ФЗ перевалка грузов - комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах территории морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта.
Статьей 20 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что по договору перевалки груза одна сторона (оператор морского терминала) обязуется осуществить за вознаграждение перевалку груза и выполнить другие определенные договором перевалки груза услуги и работы, а другая сторона (заказчик) обязуется обеспечить своевременное предъявление груза для его перевалки в соответствующем объеме и (или) своевременное получение груза и его вывоз. По договору перевалки груза заказчиком может выступать грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель), перевозчик, экспедитор либо иное физическое или юридическое лицо.
По договору перевалки груза оператором морского терминала могут осуществляться погрузка, выгрузка, перемещение в границах территории морского порта, технологическое накопление груза. Договором перевалки груза может быть предусмотрено оформление документов на грузы, подлежащие перевалке, а также осуществление иных дополнительных услуг и работ.
Согласно материалам дела на сайте Порта в сети Интернет размещены Тарифы на погрузку и выгрузку грузов, осуществляемые Портом (приложение 1 к приказу) и Правила применения тарифов на погрузку и выгрузку, хранение грузов, осуществляемые Портом (далее - Правила) (приложение 3 к приказу от 11.11.2021 N 440).
В Тарифах на погрузку и выгрузку грузов Порт утвердил тарифы трех категорий: грузы свыше 600 кг: тариф 1 кат. - 1 455 руб. за т, тариф 2 кат. - 727,50 руб. за т; объемные грузы, подвижная техника (исключая автомобили до 5 тн): тариф 1 кат. - 1 951 руб. за т, тариф 2 кат. - 975,50 руб. за т; контейнеры 20-40-футовые груженые: тариф 1 кат. - 8 833 руб. за единицу, тариф 2 кат. 4 416,50 руб. за единицу.
Пунктами 1.7.2, 2.1, 2.3 Правил предусмотрено, что в зависимости от количества производимых портом погрузочно-разгрузочных операций тарифы подразделяются на три категории:
- при оказании услуг с полными операциями (погрузка и выгрузка) применяется: 1-я категория: "судно-склад-транспортное средство, или обратно";
- при оказании услуг с раздельными операциями "погрузка" или "выгрузка", связанными с изменением состояния груза (затарка, растарка, пакетирование и др.), передачей груза и т.п., применяются: 2-я категория: "судно-склад, или обратно", 3-я категория: "склад-транспортное средство (кроме судна), или обратно".
Тариф 2-й категории по варианту "судно-склад" включает комплекс операций, указанных в пунктах 2.1.1 - 2.1.8, 2.1.15 - 2.1.17 Правил.
Судами первой и апелляционной инстанций установили, что тариф 2-й категории "судно-склад" не включает следующие операции: прием распорядительных документов (с разрешительными отметками государственных контролирующих органов) на отгрузку груза; подвозку грузов от складов к зоне погрузки в транспортные средства; погрузку грузов, находящихся в зоне погрузки, в транспортные средства; крепление и сепарирование грузов в транспортных средствах (в соответствии с нормативными требованиями технических условий погрузки и крепления грузов), исключая стоимость крепежных и сепарационных материалов, дополнительное (специальное) крепление и сепарирование.
При погрузке груза на автомашину приведение в рабочее состояние крепежных, стопорных и защитных приспособлений осуществляется перевозчиком; наложение механической закрутки, пломбирование железнодорожных вагонов по требованию железнодорожного перевозчика (за исключением стоимости запорно-пломбировочных устройств, закруток); оформление обязательного комплекта документов по приему, сдаче груза портом - оператором морского терминала в соответствии с Правилами оказания услуг по перевалке грузов в морском порту, утвержденных приказом Минтранса России от 09.07.2014 N 182 (далее - Правила N 182).
Исходя из материалов дела, Общество 10.03.2022 просило Порт принять на участке "Бакарица" терминала "Экономия" теплоход "Ямал Беркут" с грузом металлолома в клетях и произвести выгрузку указанного груза; выделить в рамках договора аренды недвижимого имущества от 14.08.2020 N А/Б-16/840-20 (далее - Договор аренды) дополнительную открытую площадку N 18 на данном участке для размещения груза на теплоходе.
В соответствии с Договором аренды недвижимого имущества в редакции дополнительного соглашения от 10.03.2022 N 6 Порт (арендодатель) принял обязательство предоставить Обществу (арендатору) по акту приема-передачи во временное владение и пользование за плату часть грузовой площадки N 18 площадью 2 000 кв. м, расположенной на вышеназванном участке.
Согласно пункту 2.2 Договора аренды объект предоставляется арендатору для использования его с целью накопления груза (лом черных металлов).
Порт передал, а Общество приняло часть грузовой площадки N 18 по акту приема-передачи недвижимого имущества от 13.03.2022.
В период с 13.03.2022 по 16.03.2022 на основании заявки Общества от 10.03.2022 N 33-22 Порт осуществлял выгрузку груза (металлолома в клетях, ростверков в связках и пяти единиц контейнеров) с теплохода на транспортные средства, предоставленные Обществом, как того требует абзац первый пункта 3.4.1 Договора, в котором указано, что выгрузка груза с судна осуществляется на транспортное средство, предоставляемое заказчиком.
В пункте 3.4.1 Договора также предусмотрено, что заказчик самостоятельно обеспечивает транспортировку груза к месту хранения; перемещение груза в месте хранения, разгрузка/загрузка автотранспорта обеспечиваются заказчиком; заказчик обязан обеспечить достаточное количество грузоподъемного оборудования и автотранспорта для отвоза груза к месту складирования, обеспечивающего бесперебойную обработку судов.
Судами установлено, что выгрузка портом груза с теплохода осуществлялась на транспортные средства, предоставленные Обществом. Транспортные средства далее следовали к месту хранения - арендованной Обществом для этих целей площадке N 18.
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что, поскольку Порт оказал Обществу услуги по выгрузке груза с теплохода, как это запрашивалось Обществом в заявке от 10.03.2022 N 33-22, услуги оказывались по тарифу 2-й категории "судно-склад", Порт не оказывал услуг по выгрузке и погрузке с полным перечнем операций, предусмотренных "Правилами применения тарифов" для тарифа 1-й категории "судно-склад-транспортное средство".
Перечень операций, предусмотренных Правилами для тарифа 1-ой категории "судно-склад-транспортное средство, не мог быть выполнен Портом, поскольку груз, пришедший в порт на теплоходе, требовал растарки в целях его последующей приемки по количеству (перевешивание) и качеству (определение фактического процента засора) в соответствии с условиями договора поставки, заключенного Обществом и поставщиком.
В соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Суды, руководствуясь пунктом 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ о заключении и толковании договора", установили, что проект Договора составлен именно Портом, Общество фактически присоединилось к его условиям, это соответствует критериям "слабой стороны договора", в пользу которой согласно приведенным обязательным разъяснениям должно осуществляться толкование его условий при недостаточной ясности таковых.
Порт, утверждая Правила, самостоятельно установил всего три категории тарифов (указаны выше).
Процесс перевалки груза может происходить путем погрузки (выгрузки) грузов с одного вида транспорта на другой вид транспорта, без их технологического накопления, а также без промежуточного помещения груза на склад порта.
Таким образом, суды верно установили, что Порт, не включив в Правила категорию тарифа "судно-транспортное средство, или обратно", исключает для заказчика возможность оплачивать только фактически оказанные ему услуги и вынуждает заказчика оплачивать услуги, которые ему не оказывались, заявка на оказание которых им не подавалась.
Основания для взыскания платы за услуги, которые Общество не заказывало и которые фактически не оказаны, отсутствуют.
При этом суды установили, что при расчете оказанных Портом услуг по выгрузке груза с теплохода по тарифу 2-й категории "судно-склад", оказанные услуги оплачены Обществом в полном объеме.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств спора и иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023 по делу N А05-12472/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Архангельский морской торговый порт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Суды, руководствуясь пунктом 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ о заключении и толковании договора", установили, что проект Договора составлен именно Портом, Общество фактически присоединилось к его условиям, это соответствует критериям "слабой стороны договора", в пользу которой согласно приведенным обязательным разъяснениям должно осуществляться толкование его условий при недостаточной ясности таковых.
...
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.12.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023 по делу N А05-12472/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Архангельский морской торговый порт" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июня 2023 г. N Ф07-8089/23 по делу N А05-12472/2022