30 июня 2023 г. |
Дело N А05-8523/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Технопарк" Алексеевой А.В. (доверенность от 23.06.2023 N 30),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технопарк" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 по делу N А05-8523/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Технопарк", адрес: 129090, Москва, пр. Мира, д. 16, стр. 4, эт. 1, пом. 1, ОГРН 1187746637682, ИНН 7702434121 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, Садовая ул., д. 5, корп. 1, ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228 (далее - Управление Росреестра), выразившихся в следующем:
- приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в отношении объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Архангельская обл., Ленский р-н, в соответствии с уведомлением от 07.06.2022 (N КУВД-001/2022-4223003) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, дополнением от 09.06.2022 (N КУВД-001/2022-4223003/5) к уведомлению от 07.06.2022 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, уведомлением от 15.06.2022 (N КУВД-001/2022-4223003/5) о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав;
- неосуществлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в отношении объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Архангельская обл., Ленский р-н;
обязании Управления Росреестра устранить допущенное нарушение прав заявителя путем совершения действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении указанного выше объекта незавершенного строительства согласно заявлению от 04.02.2022 (с учетом уточнения требований).
Решением от 18.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, Общество для государственной регистрации права собственности и постановки на государственный кадастровый учет объекта незавершенного строительства представило все необходимые документы, а получение разрешения на использование земельного участка в целях размещения линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ не предусмотрено статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Управление Росреестра в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов правильными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы.
Управление Росреестра о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Управление Росреестра с заявлением от 04.02.2022 об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта незавершенного строительства - сетей 10 кВ для электроснабжения объекта "Экотехнопарк "Шиес", расположенного по адресу: Архангельская обл., Ленский р-н.
На основании соответствующего заявления Общества регистрирующий орган уведомлением от 17.02.2022 сообщил о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав до 17.08.2022.
В дальнейшем Общество представило в Управление Росреестра заявления от 21.03.2022, 20.05.2022 о возобновлении ранее приостановленных процедур государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Уведомлением от 07.06.2022 Управление Росреестра сообщило о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении объекта незавершенного строительства, поскольку представленный технический план спорного объекта от 19.01.2022 не соответствует предъявляемым к нему нормативным требованиям.
Дополнением от 09.06.2022 к уведомлению от 07.06.2022 регистрирующий орган сообщил о дополнительном основании для приостановления регистрационных действий в связи с непредставлением документа, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения спорного объекта без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Общество 10.06.2022 представило в Управление Росреестра исправленный технический план от 10.06.2022, подготовленный в отношении спорного объекта.
Однако уведомлением от 15.06.2022 Управление Росреестра сообщило о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, поскольку не представлен документ, подтверждающий возможность размещения объекта незавершенного строительства на земельном участке.
Общество, считая, что все необходимые документы были представлены, ссылаясь на то, что размещение заявленного объекта на земельном участке было согласовано уполномоченными органами и получения иного разрешения на размещение объекта на земельном участке в силу земельного законодательства не требуется, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отношения, связанные с государственным кадастровым учетом объектов недвижимости и государственной регистрацией прав на объекты недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ (далее - Закон о регистрации).
Согласно части 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено названным Законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства) (пункт 7.3); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8).
В пункте 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации определено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здания или сооружения, а также объекты незавершенного строительства определены статьей 40 Закона о регистрации.
В соответствии с частью 10 данной статьи государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства, для строительства которого не требуется разрешение на строительство, осуществляется на основании технического плана такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута, или документа, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения такого объекта без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Как видно из материалов дела, заявление было подано Обществом в отношении объекта незавершенного строительства - сетей 10 кВ для электроснабжения объекта, для строительства которых не требовалось разрешения на строительство. Указанные сети расположены на нескольких земельных участках, в том числе земельном участке с кадастровым номером 29:09:010104:29, находящемся в публичной собственности.
В соответствии со статьей 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, перечисленных в пункте 1 данной статьи, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
На территории Архангельской области порядок и условия размещения таких объектов определены Положением о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 17.03.2015 N 103-пп (далее - Положение N 103-пп). Согласно пункту 1 данного Положения размещение объектов осуществляется на основании разрешений уполномоченных органов государственной власти или органа местного самоуправления муниципального образования Архангельской области. Пунктом 8 Положения определен состав сведений, которые должны содержаться в разрешении.
Суды, установив, что заявленный объект относится к объектам, которые могут размещаться на земельном участке, находящемся в государственной и муниципальной собственности, в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ на основании разрешения, выданного уполномоченным органом, однако такое разрешение в отношении участка, занятого сетями, в регистрирующий орган представлено не было, правомерно посчитали оспариваемые действия Управления Росреестра законными и отказали в удовлетворении требований Общества.
Доводы Общества надлежащим образом исследованы судами и мотивированно отклонены, поскольку представленные им письменные ответы органов власти не являются разрешением уполномоченных органов на размещение объекта незавершенного строительства - сетей 10 кВ для электроснабжения объекта "Экотехнопарк "Шиес", предусмотренным Положением N 103-пп.
Довод со ссылкой на статью 39.33 ЗК РФ об отсутствии необходимости получения разрешения на размещение сетей энергоснабжения, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, несостоятелен, поскольку особенности использования земельных участков для таких объектов установлены пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ; действующее в Архангельской области Положение N 103-пп, утвержденное во исполнение данной нормы, предусматривает выдачу разрешения.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 20.02.2023 N 85.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 по делу N А05-8523/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технопарк" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Технопарк", адрес: 129090, Москва, пр. Мира, д. 16, стр. 4, эт. 1, пом. 1, ОГРН 1187746637682, ИНН 7702434121, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы Общества надлежащим образом исследованы судами и мотивированно отклонены, поскольку представленные им письменные ответы органов власти не являются разрешением уполномоченных органов на размещение объекта незавершенного строительства - сетей 10 кВ для электроснабжения объекта "Экотехнопарк "Шиес", предусмотренным Положением N 103-пп.
Довод со ссылкой на статью 39.33 ЗК РФ об отсутствии необходимости получения разрешения на размещение сетей энергоснабжения, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, несостоятелен, поскольку особенности использования земельных участков для таких объектов установлены пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ; действующее в Архангельской области Положение N 103-пп, утвержденное во исполнение данной нормы, предусматривает выдачу разрешения.
...
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 20.02.2023 N 85."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июня 2023 г. N Ф07-4872/23 по делу N А05-8523/2022