30 июня 2023 г. |
Дело N А56-114054/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
при участии от Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" - Черепановой К.А. (доверенность от 26.01.2022), от акционерному обществу "ЛОЭСК-электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" - Быковой Т.О. (доверенность от 01.01.2022),
рассмотрев 22.06.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2023 по делу N А56-114054/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "ЛОЭСК-электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (далее - Общество):
- о признании 38 опор линий электропередачи (далее - ЛЭП), принадлежащих Обществу, незаконно расположенными в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Павлово - Мга - Шапки - Любань - Оредеж - Луга" км 10 + 100 - км 12 + 050 (с левой стороны), обязании Общества демонтировать 38 спорных опор ЛЭП в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу без возможности восстановления до согласования их размещения с Учреждением в установленном порядке,
- о признании 6 опор ЛЭП, принадлежащих Обществу, незаконно расположенными в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Жабино - Губаницы - Волосово - Реполка - Сосново - Вересть" км 24+050 - км 24+300 (с правой стороны), обязании Общества демонтировать 6 спорных опор ЛЭП в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу без возможности восстановления до согласования их размещения с Управлением в установленном порядке,
- о признании 117 опор ЛЭП принадлежащих Обществу, незаконно расположенными в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Санкт-Петербург - Кировск" км 33+500 - 40+548 (с правой стороны), обязании Общества демонтировать 117 спорных опор ЛЭП в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу без возможности восстановления до согласования их размещения с Управлением в установленном порядке;
- в случае несвоевременного исполнения судебного акта взыскать с Общества в пользу Управления судебную неустойку в размере 100 000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда до момента фактического исполнения.
Решением суда первой инстанции от 12.10.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.02.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Управление, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании распоряжения Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 16.09.2015 N 622 Управлению, предметом деятельности которого в соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области от 02.12.2011 N 709-р "О государственном казенном учреждении Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" (далее - Распоряжение N 709-р) является организация дорожной деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Ленинградской области, обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности, в оперативное управление передано 938 автомобильных дорог общего пользования регионального значения, находящихся в собственности Ленинградской области, включая спорные, перечисленные в перечне, являющемся приложением N 1 к названному распоряжению.
Комиссией из числа уполномоченных лиц в рамках мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния региональных автодорог в Ленинградской области был проведен их комиссионный осмотр, по результатам которого составлены акты от 22.03.2021-23.03.2021, 07.09.2021, 14.10.2021.
По результатам проведения комиссионного осмотра автомобильных дорог общего пользования регионального значения установлено, что в границах полосы отвода автомобильных дорог, согласно прилагаемому списку, установлены опоры ЛЭП, принадлежащие ответчику.
Как указывает истец, вопреки пункту 6.37 СП 34.13330.2012, которым предусмотрены правила размещения ЛЭП относительно бровки земляного полотна до опор высоковольтных линий электропередачи равным высоте опор плюс 5 м, опоры ЛЭП Общества расположены и на обочинах, на линии бровки земляного полотна, что препятствует обеспечению видимости при движении и создают опасность столкновения автомобилей с опорами при дорожно-транспортном происшествии, а также препятствует осуществлению обслуживания дорог эксплуатирующей организацией.
В связи с изложенным, Управление направило Обществу требования от 21.10.2021 N 17-3311/21, от 25.10.2021 N 17-3354/2021 демонтировать ЛЭП, установленные в полосе отвода автомобильных дорог, привести полосы отвода дорог в первоначальное состояние.
Поскольку Общество требования Управления оставило без удовлетворения, истец обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, признав их необоснованными по праву.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Учреждения, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что истцом не доказано незаконное размещение спорных опор в границах полосы отвода автомобильной дороги; безопасность дорожного движения может быть обеспечения иным способом; перенос ЛЭП за границу полосы отвода автомобильной дороги не всегда технически невозможен; Управлением не доказана техническая возможность осуществления выноса спорных опор за пределы полосы отвода автомобильных дорог с учетом существующего землепользования, не представлены технические условия переноса (планируемого перемещения) спорных опор; демонтаж опор ЛЭП может повлечь нарушение прав неограниченного круга лиц на обеспечение электрической энергией, поскольку повлечет отключение линий электропередачи и прекращение передачи электрической энергии потребителям.
Требования Управления основаны на части 7 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), согласно которому владельцы инженерных коммуникаций, осуществляющие их прокладку, перенос, переустройство, их эксплуатацию без предусмотренного частями 2 - 3 настоящей статьи согласия, без разрешения на строительство (в случае, если для прокладки, переноса, переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство) или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельца автомобильной дороги обязаны прекратить прокладку, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильную дорогу в первоначальное состояние.
В соответствии со статьей 61 Закон N 257-ФЗ, данный закон применяется к отношениям в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, возникшим после дня его вступления в силу (часть 1).
К отношениям в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу (часть 2).
Между тем из возражений Общества и представленных в материалы дела доказательства следует, что спорные опоры являются конструктивными элементами ЛЭП, проложенных до вступления в силу Закона N 257-ФЗ. Указанные возражения ответчика истцом не опровергнуты. Истцом не доказано, что спорные опоры ЛЭП установлены в период действия Закона N 257-ФЗ.
Таким образом, спорные опоры ЛЭП не могут быть признаны незаконными сооружениями в смысле Закона N 257-ФЗ, переноса которых справе требовать Управление. Тем более отсутствуют основания для приведения автомобильной дороги в первоначальное состояние.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2023 по делу N А56-114054/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 61 Закон N 257-ФЗ, данный закон применяется к отношениям в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, возникшим после дня его вступления в силу (часть 1).
К отношениям в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу (часть 2).
Между тем из возражений Общества и представленных в материалы дела доказательства следует, что спорные опоры являются конструктивными элементами ЛЭП, проложенных до вступления в силу Закона N 257-ФЗ. Указанные возражения ответчика истцом не опровергнуты. Истцом не доказано, что спорные опоры ЛЭП установлены в период действия Закона N 257-ФЗ.
Таким образом, спорные опоры ЛЭП не могут быть признаны незаконными сооружениями в смысле Закона N 257-ФЗ, переноса которых справе требовать Управление. Тем более отсутствуют основания для приведения автомобильной дороги в первоначальное состояние."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июня 2023 г. N Ф07-7712/23 по делу N А56-114054/2021