03 июля 2023 г. |
Дело N А66-1990/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Речане" - Щур А.А. (доверенность от 15.06.2021),
рассмотрев 22.06.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Речане" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2023 по делу N А66-1990/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Речане" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к администрации Торопецкого района (далее - Администрация), Комитету по управлению имуществом Торопецкого района (далее - Комитет) о признании недействительными результатов межевания земельного участка, расположенного по адресу: Тверская обл., р-н Торопецкий, с/пос Речанское, АО "Речане", кадастровый номер 69:34:0000022:472 от 05.10.2018; признании недействительными сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 69:34:0000022:472, внесенных на основании межевого плана от 05.10.2018; исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 69:34:0000022:472, внесенных на основании межевого плана от 05.10.2018; установлении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 69:34:0000022:472, расположенного по адресу: Тверская обл., р-н Торопецкий, с/пос Речанское, АО "Речане", по характерным точкам координат, указанным в межевом плане от 08.03.2016; внесении в Государственный кадастр недвижимости Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в отношении земельного участка 69:34:0000022:472 сведений на основании межевого плана от 08.03.2016 (требования с учетом уточнений).
Решением суда первой инстанции от 12.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.03.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, акционерному обществу "Речане" (правопредшественник Общества, далее - АО "Речане") для ведения сельскохозяйственного производства были предоставлены земельный участок площадью 2020 га на праве общей долевой собственности и земельный участок площадью 2930 га на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Свидетельства о праве собственности и о праве постоянного бессрочного пользования в отношении данных участков были выданы 25.05.1995 на основании постановления администрации Торопецкого района от 01.06.1993 N 138-4, о чем в названных свидетельствах имеются соответствующие ссылки.
В дальнейшем постановлением администрации Торопецкого района от 04.04.1995 N 120 постановление от 01.06.1993 N 138-4 признано утратившим силу. Кроме этого, данным постановлением АО "Речане" предоставлен земельный участок общей площадью 4950 га, в том числе в собственность 2020 га (сельскохозяйственные угодья), в пользование 874 га (кустарники, болота, торфоразработки, под водой, под дорогами, под постройками) и во владение 2056 га (леса). Данные площади отражены и в соответствующих свидетельствах, при этом площадь земель, находящихся в пользовании и во владении, в свидетельстве суммирована по причине отсутствия в бланке свидетельства строки с наименованием "владение".
В 2004 году проведена реорганизация АОЗТ "Речане" с организацией СПК "Сельское" путем выделения имущественных и земельных паев. Для указанных целей ФГУП "Тверское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие" подготовлен проект землеустройства (перераспределения земель), в пояснительной записке к которому указано, что по состоянию на 01.01.2002 площадь закрепленных за АОЗТ "Речане" земель составляет: 4916 га, в том числе 1986 га - в собственности, 2930 га - в постоянном (бессрочном) пользовании.
По результатам проведения процедур по передаче земель СПК "Сельское" получил в собственность 260 га (сельскохозяйственные угодья), а также 1117 га в аренду (из них 606 га - сельскохозяйственные угодья и 511 га - прочие земли).
Таким образом, земельный участок площадью 2419 га остался закрепленным за АО "Речане" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Материалы землеустройства АО "Речане" в соответствии с вышеуказанным проектом перераспределения утверждены постановлением администрации Торопецкого района от 25.03.2004 N 226.
В соответствии с Перечнем ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала 69:34:0000022 по состоянию на 01.01.2004 земельным участкам, предоставленным АО "Речане" и СПК "Сельское", присвоены следующие кадастровые номера:
- 69:34:0000022:471 площадью 1120 га - собственность АО "Речане";
- 69:34:0000022:472 площадью 2419 га - постоянное (бессрочное) пользование АО "Речане";
- 69:34:0000022:473 площадью 260 га - собственность СПК "Сельское";
- 69:34:0000022:474 площадью 1117 га - аренда СПК "Сельское".
Данные сведения совпадают с утвержденными материалами землеустройства.
Кроме того, на территории АО "Речане" имелись земли фонда перераспределения - свободные, неиспользуемые земли. Указанные земли отражены как в графической части проекта перераспределения (показаны желтым цветом на карте в соответствии с условными обозначениями), так и в экспликации земель по состоянию на 01.01.2002 в годовом отчете о наличии и распределении земель, находящемся в Государственном фонде данных. По состоянию на 01.01.2002 земли фонда перераспределения земель на территории АО "Речане" составляли 2977 га, из них 1672 га - леса.
В соответствии с Перечнем ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала 69:34:0000022 указанным землям площадью 2977 га присвоен кадастровый номер 69:34:0000022:498 с указанием в примечании "фонд перераспределения".
Распоряжением администрации Тверской области от 27.11.2006 N 565-ра "О переводе земель из одной категории в другую" земли под лесами, расположенными на землях сельскохозяйственного назначения, на территории сельскохозяйственных организаций Торопецкого района переведены в категорию земель "земли лесного фонда". Из земель АО "Речане" в земли лесного фонда переведено 1598 га, из земель СПК "Сельское" - 458 га.
В 2016 году площадь земельного участка с кадастровым номером 69:34:0000022:472 была уменьшена до 712 га на основании межевого плана от 08.03.2016.
В 2018 году площадь земельного участка с кадастровым номером 69:34:0000022:472 была уменьшена до 175 га на основании межевого плана от 05.10.2018.
Общество, считая, что площадь земельного участка с кадастровым номером 69:34:0000022:472, ранее предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования, в 2018 году была уменьшена незаконно, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования Общества необоснованными и отказал в их удовлетворении
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Общества, кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом исковых требований суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что произошедшее в 2018 году уменьшение площади принадлежащего Обществу земельного участка с кадастровым номером 69:34:0000022:472 произведено по инициативе истца. Суды признали, что Комитет не являлся инициатором и исполнителем ни одного из оспариваемых Обществом действий, то есть не нарушил права и законные интересы истца.
Между тем из имеющегося в материалах электронного дела межевого плана от 05.10.2018 следует, что заказчиком кадастровых работ являлся Комитет.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие, что Общество обращалось к Комитету с просьбой осуществить подготовку нового межевого плана. Напротив из материалов дела следует, что Общество обращалось в Комитет с заявлением о согласовании предоставления земельного участка, считая себя правообладателем земельного участка значительно большей площади, чем указано в межевом плане 2018 года.
Общество также указывает, что с ним как с правообладателем земельного участка не было проведено согласование его границ, установленных межевым планом 2018 года.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 " 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование).
Из межевого плана от 05.10.2018 следует, что согласование новых границ земельного участка с кадастровым номером 69:34:0000022:472 осуществлялось только Комитетом без участия Общества.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не может признать обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что оспариваемые Обществом изменения границ принадлежащего ему земельного участка осуществлялось по инициативе истца и с его ведома.
Кроме того, из межевого плана от 05.10.2018 следует, что он составлен в связи исправлением реестровой ошибки.
Согласно части 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:
1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;
2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;
3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.
В соответствии с частью 4 указанной статьи, в случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Судами не исследованы правовые и фактические снования для внесения сведений о границах принадлежащего Обществу земельного участка в указанном порядке. Между тем данные обстоятельства имеют значение для правильного разрешения спора.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит установить какие конкретно обстоятельства послужили основанием для составление межевого плана 2018 года по заказу Комитета; по какой причине новые границы земельного участка с кадастровым номером 69:34:0000022:472 не были согласованы с Обществом; оценить правомерность изменения площади и границ указанного земельного участка в порядке исправления реестровой ошибки; с учетом установленного разрешить спор, приняв законное и обоснованное решение, в зависимости от которого распределить судебные расходы по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2023 по делу N А66-1990/2022 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.