26 мая 2023 г. |
Дело N А42-10636/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Хозяйственно-эксплуатационная служба Кольского района" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2023 по делу N А42-10636/2020,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Хозяйственно-эксплуатационная служба Кольского района" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Птицефабрика "Мурманская" (далее - Общество) об образовании земельного участка с условным номером 51:01:0403001:1:ЗУ1 площадью 109 600 кв. м путем раздела земельного участка с кадастровым номером 51:01:0403001:1 площадью 1 268 348 кв. м, расположенного по адресу: Мурманская область, МО Кольский район, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах и установлении границы образованного земельного участка площадью 109 600 кв. м в соответствии с представленными координатами.
Кроме того истец просил прекратить право аренды ответчика на вновь образованный земельный участок с условным номером 51:01:0403001:1:ЗУ1 площадью 109 600 кв. м в соответствии с указанными в иске координатами, а также прекратить обременение в пользу АО "Россельхозбанк" в виде ипотеки прав на вновь образованный земельный участок.
Решением суда первой инстанции от 23.03.2021 в иске отказано.
Определением от 28.06.2021 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В ходе пересмотра дела в апелляционном порядке к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО "Россельхозбанк", индивидуальный предприниматель Солдатенков Дмитрий Александрович, Савицкий Егор Геннадьевич, Министерство имущественных отношений Мурманской области, Администрация Кольского района Мурманской области.
Постановлением апелляционного суда от 25.01.2023 решение суда первой инстанции от 23.03.2021 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Мурманской области от 03.10.2014 по делу N А42-7252/2014 на основании заявления ликвидатора должника возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) Общества.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 31.10.2014 по делу N А42-7252/2014 Общество, как ликвидируемый должник, признано несостоятельным (банкротом). В отношении должника открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 05.07.2019 по делу N А42-7252/2014 конкурсным управляющим Общества утвержден Бабенко Ивана Владимировича.
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 26.10.2020 по делу N А42-7252/2014 срок конкурсного производства в отношении Общества продлен на 6 месяцев до 27.04.2021.
30.04.2008 между муниципальным учреждением Отдел муниципальной собственности и земельных отношений администрации МО Кольский район Мурманской области (арендодатель) и Обществом (арендатор) был заключен договор аренды N 920 земельного участка с кадастровым номером 51:01:0403001:0001, площадью 1 268 348 кв. м, сроком на 49 лет до 24.12.2056.
В границах земельного участка с кадастровым номером 51:01:0403001:1 расположен объект недвижимости - ограждающая дамба пометохранилища, площадью 90 809 кв. м, кадастровый номер 51:01:0403001:91, принадлежащая на праве собственности муниципальному образованию Кольский район, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок к ним 30.03.2016 сделана запись регистрации N 51-51/010-51/009/002/2016-706/1. Данный объект закреплен за Учреждением на праве оперативного управления.
В целях согласования раздела земельного участка с кадастровым номером 51:01:0403001:1 и образования земельного участка, необходимого для использования объекта недвижимости с кадастровым номером 51:01:0403001:91, Учреждение 21.11.2018 в адрес конкурсного управляющего Общества направило соответствующий запрос.
Согласно поступившему ответу (исх. от 26.11.2018 N 16) собранием кредиторов Общества 09.11.2018 принято решение не согласовывать раздел земельного участка с кадастровым номером 51:01:0403001:1.
Ссылаясь на данные обстоятельства Учреждение обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, также пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Учреждение не обращалось к собственнику земли с соответствующим заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 51:01:0403001:1.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение двадцати дней со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
При этом, согласно пункту 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Пункт 7 статьи 11.4 ЗК РФ предусматривает, по сути, административный порядок раздела земельных участков, относящихся к публичной собственности.
Между тем такой порядок может быть реализован только при согласии землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, согласие которых на раздел является необходимым в силу пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ.
Наличие возражений указанных лиц относительно раздела исходного земельного участка свидетельствует о возникновении земельного спора, который в соответствии со статьей 64 ЗК РФ может быть разрешен только в судебном порядке.
Более того, подпунктом 2 пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ прямо предусмотрена возможность образования земельных участков на основании решения суда без согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о необходимости соблюдения Учреждением административной процедуры раздела земельного участка с кадастровым номером 51:01:0403001:1 при наличии земельного спора, возникшего между лицами, использующими данный участок, нельзя признать правильными, соответствующими сути законодательного регулирования спорных материальных правоотношений.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит полно и всесторонне исследовать обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешение спора, принять законное и обоснованное решение, в зависимости от которого распределить судебные расходы по кассационной жалобе. Суду также надлежит решить вопрос о привлечении к участию в деле всех собственников недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2023 по делу N А42-10636/2020 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 7 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение двадцати дней со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
При этом, согласно пункту 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Пункт 7 статьи 11.4 ЗК РФ предусматривает, по сути, административный порядок раздела земельных участков, относящихся к публичной собственности.
Между тем такой порядок может быть реализован только при согласии землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, согласие которых на раздел является необходимым в силу пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ.
Наличие возражений указанных лиц относительно раздела исходного земельного участка свидетельствует о возникновении земельного спора, который в соответствии со статьей 64 ЗК РФ может быть разрешен только в судебном порядке.
Более того, подпунктом 2 пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ прямо предусмотрена возможность образования земельных участков на основании решения суда без согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 мая 2023 г. N Ф07-3827/23 по делу N А42-10636/2020