11 июля 2023 г. |
Дело N А56-74739/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Хрилевой Т.В. (доверенность от 08.12.2022), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Кузьминой А.П. (доверенность от 09.01.2023),
рассмотрев 10.07.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибтрэвел" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2023 по делу N А56-74739/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибтрэвел", адрес: 197046, Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д. 1-3, лит. А, пом. 25-Н, ком. 16, ОГРН 1171901004626, ИНН 1901136263 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление), от 05.05.2022 по жалобе N Т02-241/22.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Компания).
Решением суда первой инстанции от 01.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.03.2023, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие их выводов представленным доказательствам и фактическим обстоятельствам спора, просит отменить судебные акты, заявление удовлетворить.
Податель кассационной жалобы указывает, что им надлежащим образом выполнены требования конкурсной документации, а представленный обществом с ограниченной ответственностью "Центр Технологий Строительства" (далее - ООО "ЦТС") опыт являлся достаточным и должен был быть засчитан комиссией заказчика в качестве подтверждения наличия опыта оказания аналогичных услуг.
В судебном заседании представители Управления и Компании, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Компанией (заказчиком) 30.12.2021 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещены извещение N 32111013449 о проведении открытого конкурса в электронной форме N 1369/ОКЭ-ЦДТВ/21 на право заключения договора оказания услуг по технологическому обслуживанию очистных сооружений водоотведения с проведением пусконаладочных работ Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению, а также документация на указанную закупку (далее - Документация).
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок в электронной форме от 14.03.2022 N 1369/ОКЭ-ЦДТВ/21/1 заявка Общества отклонена от участия в закупке в связи с непредставлением документов, предусмотренных пунктом 3.13.8.1 Документации.
Считая необоснованным отклонение заявки на участие в конкурсе, Общество обратилось в Управление с жалобой от 19.04.2022 на действия заказчика.
Решением Управления от 05.05.2022 жалоба Общества признана необоснованной.
Не согласившись с вынесенным решением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды пришли к выводу о соответствии решения Управления нормам действующего законодательства и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Квалификационные требования к участникам закупки определены в части 1 пункта 1.9.1 Документации, а также в пункте 199 Положения о закупках.
Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 199 Положения о закупках к таким требованиям относится наличие опыта осуществления поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении и Документации.
При этом учитывается стоимость всех поставленных, выполненных, оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров, работ, услуг (по выбору участника закупки) по предмету закупки.
На основании пункта 3.13.8.1 Документации в закрытой части конкурсной заявки должны быть представлены документы, подтверждающие соответствие участников конкурса квалификационным требованиям, указанным в пункте 1.9 Документации, предлагаемых ими товаров, работ, услуг установленным требованиям технического задания (если в техническом задании предусмотрено требование о предоставлении документов).
Пунктом 3.6.4.1 Документации определено, что участник конкурса не допускается к участию в конкурсе в случаях, установленных конкурсной документацией, в том числе в случае непредставления определенных конкурсной документацией документов и(или) предоставления информации об участнике конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, несоответствующей действительности.
Судами установлено, что Общество принимало участие в закупке в составе коллективного участника на основании заключенного с ООО "ЦТС" договора простого товарищества от 21.01.2022, в соответствии с которым стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли.
Согласно пункту 1.3 договора вкладом Общества являлось наличие квалифицированного персонала и предоставление банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме N 1369/ОКЭ- ЦДТВ/21; вкладом ООО "ЦТС" - наличие опыта оказания услуг по организации технологического процесса работы объектов водоснабжения и водоотведения.
Также Обществом были представлены договор простого товарищества от 31.05.2017, заключенного между ООО "Транспортные системы и технологии" и ООО "ЦТС" и договор от 28.07.2017 на оказание услуг по организации технологического процесса работы объектов водоснабжения и водоотведения, заключенный между ООО "Транспортные системы и технологии" и Компанией.
Оценив представленные Обществом договоры простого товарищества от 21.01.2022, от 31.05.2017, договор от 28.07.2017 на оказание услуг по организации технологического процесса работы объектов водоснабжения и водоотведения, суды согласились с выводами Управления о том, что наличие непосредственно у Общества и ООО "ЦТС" требуемого согласно части 1 пункта 1.9.1 Документации опыта оказания соответствующих услуг не подтверждено.
Довод Общества о применении пункта 1 статьи 1044 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно отклонен апелляционным судом с приведением надлежащего обоснования.
Суды посчитали, что вопреки доводам Общества установленное заказчиком требование к опыту не влечет необоснованного ограничения конкуренции.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, в связи с чем отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, не опровергают выводов судов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2023 по делу N А56-74739/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибтрэвел" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
...
Довод Общества о применении пункта 1 статьи 1044 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно отклонен апелляционным судом с приведением надлежащего обоснования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 июля 2023 г. N Ф07-8779/23 по делу N А56-74739/2022