11 июля 2023 г. |
Дело N А21-8813/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А.,
рассмотрев 11.07.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Гусевский городской округ" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2023 по делу N А21-8813/2022,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Гусевский городской округ", адрес: 238055, Калининградская область, город Гусев, улица Ульяновыз, дом 8, ОГРН 1143926002461, ИНН 3902802424 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, улица Дмитрия Донского, дом 7а, ОГРН 1153926037165, ИНН 3906976260 (далее - Министерство), об обязании внести изменения в государственный лесной реестр об исключении записи о наличии на территории муниципального образования "Гусевский городской округ" лесов, расположенных на землях населенных пунктов, площадью 100 га.
Решением суда первой инстанции от 02.12.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 16.03.2023 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, во исполнение подпункта "б" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 28.12.2016 N Пр-2563 Правительству Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечить установление границ лесов, расположенных на землях населенных пунктов, и внесение в Единый государственный реестр недвижимости (в том числе в реестр границ) сведений о таких лесах.
Соответствующие мероприятия по установлению границ городских лесов в Калининградской области наряду с другими муниципалитетами, поручены и Администрации.
Согласно информации, содержащейся в государственном лесном реестре, на территории МО "Гусевский городской округ" на площади земель населенных пунктов располагается 100 га городских лесов.
Администрация 25.09.2019 (исх. N 5192) обратилась в Северо-Западный филиал ФГБУ "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект" Федерального Агентства лесного хозяйства с запросом о предоставлении сведений о нахождении на территории муниципального округа лесов, подпадающих под понятие "городские леса" соответствующей диспозиции статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Согласно ответу от 26.12.2019 (исх. N 12-01/1205) в базе данных Северо-Западного филиала ФГБУ "Рослесинфорг" такая информация о городских лесах отсутствует. Не имеется подобных сведений и в архивных документах муниципального образования.
Администрация неоднократно обращалась как в Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, так и в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области, как с информацией об отсутствии на территории муниципального образования в границах населенных пунктов лесов, так и с ходатайствами об исключении из государственного лесного реестра сведений об их наличии (на площади 100 га), соответственно: исх. N 2556 от 14.07.2020, исх. N 380 от 08.02.2021; исх. N 1017 от 05.04.2022 - в первый адрес; исх. N 133 от 20.01.2020, - исх. N 1627 от 14.05.2021, исх. N 313 от 02.02.2022, исх. N 597 от 01.03.2022, исх. N 966 от 31.03.2022, исх. N 1017 от 05.04.2022 - во второй.
А также о проведении совещаний в профильном региональном министерстве для решения этого же вопроса: исх. N 3551 от 12.10.2021; исх. N 4138 от 02.12.2021; исх. N 4493 от 28.12.2021.
Министерство продолжает указывать на наличие городских лесов на территории Гусевского городского округа площадью 100 га, вследствие проведенных в 2003 году лесоустроительных работ (Инструкция о порядке ведения государственного учета лесного фонда от 30.05.1997 N 72).
Такие работы проводились ФГУП "Северо-Западное Государственное лесоустроительное предприятие" в отношении ФГУ "Гусевский лесхоз", в том числе, по распределению лесного фонда по органам управления лесным хозяйством, что и послужило основанием для включения сведений в государственный лесной реестр.
По состоянию на 2003 год Лесной фонд лесхоза представлен только лесами 1 группы, где, в соответствии с выполняемыми ими функциями, они разделены на категории защитности:
1. Леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов - лесопарковая часть лесов зеленой зоны (лесопарковая часть) город Гусев. Основание: постановление Совета Министров РСФСР от 30.01.1950 N 351, решение Калининградского облисполкома от 07.05.1966 N 140 и от 08.04.1967 N 104;
2. Защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей и т.д.
Согласно выписке из государственного лесного реестра (далее ГЛР) N 28/2022, поступившей из Министерства на территории муниципального образования "Гусевский городской округ" имеется 100 га лесов, расположенных на землях населенных пунктов.
По сведениям Федерального агентства лесного хозяйств (Рослесхоз) (исх. N ВС-04-27/11413 от 12.05.2022) приказы о создании лесничеств на землях населенных пунктов Гусевского городского округа, занятых городскими лесами, и установлении их границ Рослесхозом не издавались.
При разработке в 2007 - 2009 годах генерального плана муниципального образования "Гусевское городское поселение" часть земельного участка из земель лесного фонда с кадастровым номером 39:04:000000:732 ориентировочной площадью 32,1 га (массив на севере города - "Московский лес") разработчиками генерального плана была внесена в границы Гусевского городского поселения, однако Агентством по архитектуре разработан Генеральный план муниципального образования "Гусевский городской округ", утвержденный постановлением Правительства Калининградской области N 803 от 28.12.2018, в котором данный массив из границ населенного пункта исключен.
В границах населенных пунктов (г. Гусева) муниципального образования "Гусевский городской округ" также расположены земельные участки с кадастровыми номерами 39:04:010102:22, 39:04:010102:23, 39:04:010105:144, 39:04:010101:9 на которых имеются зеленые насаждения, находящиеся в муниципальной собственности общей площадью 57,42 га с видом разрешенного использования: отдых (рекреация, Р-1), а также с кадастровым номером 39:04:000000:653 частной собственности площадью 10,5 га с видом разрешенного использования: под малоэтажную, многоквартирную жилую застройку, в соответствии с ПЗЗ в зонах (Ж-3 и Р-1).
Действующим Генеральным планом предусмотрено расположение на территории Гусевского городского округа территориальных зон Р-1, имеющих назначение для размещения городских парков, скверов, садов, бульваров, зоопарков, зеленых насаждений, предназначенных для благоустройства территорий, объектов рекреационного назначения, отдельных спортивных объектов, объектов массового летнего отдыха, пляжей, городских лесов, лесопарков, лугопарков и иных озелененных территорий.
Однако Правила землепользования и застройки муниципального образования "Гусевский городской округ", утвержденные постановлением Правительства Калининградской области N 507 от 02.08.2019, предусматривают расположение территориальных зон Р-1, но с назначением "Зона городских парков, скверов, садов, бульваров, зеленых насаждений общего пользования, выделена для обеспечения правовых условий сохранения, развития и обустройства территорий парков, скверов, садов, бульваров, зеленых насаждений общего пользования", исключающим нахождение городских лесов.
Сведения о наличии городских лесов отсутствовали и в ранее принятом и действовавшем генеральном плане.
Таким образом, сведения, находящиеся в государственном лесном реестре, о наличии на территории муниципального образования "Гусевский городской округ" лесов на землях населенных пунктов, налагают на органы местного самоуправления, в том числе, обязанности по принятию решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, установлению их границ, внесения их в ЕГРН и т.д.
Заявитель полагает, что в данном конкретном случае такие сведения являются неверными и подлежащими исключению из государственного лесного реестра. Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых оснований для удовлетворения заявления Администрации.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 116 ЛК РФ предусмотрено, что изменение границ городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
В ГЛР содержится документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам (часть 2 той же статьи).
Согласно части 2.1 статьи 91 ЛК РФ внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации)
Приказом Минприроды России от 15.01.2019 N 10 утвержден Порядок ведения ГЛР (далее - Порядок).
Приказом Минприроды от 11.11.2013 N 496 утверждены Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в ГЛР и ее изменение (далее - Перечень).
Пунктом 12 Порядка определено, что изменение документированной информации, внесенной в ГЛР, осуществляется на основании решения уполномоченного органа, осуществляющего ведение государственного лесного реестра, в случаях:
- выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию;
- обнаружения ошибки уполномоченным органом, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, поступления в указанный уполномоченный орган заявления об ошибке от лиц и органов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, или решения суда об устранении ошибки, вступившего в законную силу.
В силу пункта 13 названного Порядка уполномоченный орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, осуществляет исключение сведений из документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, путем внесения соответствующих изменений в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка, в случаях, предусмотренных частями 6, 7 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Подпунктом 2.1.3 пункта 2.1 Перечня закреплено, что к документам, являющимся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, относится акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (форма 3).
Основанием для оформления данного акта и внесения в него документированной информации является первичная документации, приведенная в пункте 2.2 Перечня, в частности, решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений (пункт 2.2.2), решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (пункт 2.2.3), лесоустроительная документация (пункт 2.2.9), судебные акты (пункт 2.2.10).
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию (пункт 4.3 Перечня).
Суды двух инстанций, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, заключили, что доводы Администрации касательно того обстоятельства, что сведения, находящиеся в государственном лесном реестре о наличии на территории муниципального образования "Гусевский городской округ" лесов на землях населенных пунктов, являются неверными и подлежащими исключению из государственного лесного реестра, не нашли своего подтверждения.
Суды констатировали, что несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию не выявлено, натурного обследования земельных участков не производилось.
Суды исходя из положений пункта 2.1.3 и пункта 2.1 Перечня, в которых закреплено, что к документам, являющимся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, относится акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (форма 3), заключили, что такой акт не представлен, равно как не представлено и доказательств проведения натурного обследования.
Ввиду изложенного суды пришли к выводу об отсутствии оснований для обязания Министерства внести изменения в государственный лесной реестр об исключении записи о наличии на территории муниципального образования "Гусевский городской округ" лесов, расположенных на землях населенных пунктов, в данном случае, отсутствуют.
Также суды отметили, что в настоящее время в Министерстве отсутствует картография установленных городских лесов по материалам лесоустройства 2002 - 2003 годов.
Более того, распределение площадей лесов, расположенных на землях населенных пунктов (городские леса), согласованы заместителем руководителя Комитета по земельным ресурсам Калининградской области и руководителем районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Копия акта согласования площадей представлена Министерством.
По состоянию на 01.01.2022 по форме N 3 ГЛР площадь лесов, расположенных на землях населенных пунктов МО "Гусевский городской округ", составляет 100 га.
Вопреки статье 65 АПК РФ, доказательств обратного Администрацией не представлено.
Ввиду изложенного суды не усмотрели правовых оснований по исключению сведений о лесах, расположенных на землях населенных пунктов МО "Гусевский городской округ".
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов двух инстанций.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2023 по делу N А21-8813/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Гусевский городской округ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации)
Приказом Минприроды России от 15.01.2019 N 10 утвержден Порядок ведения ГЛР (далее - Порядок).
...
В силу пункта 13 названного Порядка уполномоченный орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, осуществляет исключение сведений из документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, путем внесения соответствующих изменений в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка, в случаях, предусмотренных частями 6, 7 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
...
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 июля 2023 г. N Ф07-6517/23 по делу N А21-8813/2022