г. Санкт-Петербург |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А21-8813/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Семиглазова В.А., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1990/2023) администрации муниципального образования "Гусевский городской округ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.12.2022 по делу N А21-8813/2022 (судья Юшкарёв И.Ю.), принятое
по заявлению администрации муниципального образования "Гусевский городской округ"
к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Гусевский городской округ" (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее - Министерство) об обязании внести изменения в государственный лесной реестр об исключении записи о наличии на территории муниципального образования "Гусевский городской округ" лесов, расположенных на землях населенных пунктов, площадью 100 га.
Решением суда от 02.12.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация подала апелляционную жалобу, в которой она просит обжалуемое решение отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции не приняты во внимание требования ст.91 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) относительно информации, которая должна содержаться в выписке из Государственного лесного реестра, а также не дана оценка представленной Администрацией информации о том, что ни Генеральным планом муниципального образования Гусевский городской округ, ни правилами застройки и землепользования наличие городских лесов не предусмотрено. Отмечает, что согласно информации Федерального агентства лесного хозяйства на территории муниципального образования "Гусевский городской округ" леса, расположенные на землях лесничеств либо входящие в состав лесного фонда, отсутствуют. Полагает, что судом не исследована ошибочность внесения информации о наличии "городских" лесов на территории Гусевского городского округа в государственный лесной реестр, а лишь дана оценка действиям органов власти субъекта РФ.
Ответчиком отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания по рассмотрению обоснованности апелляционной жалобы, представителей в заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, во исполнение пп. "б" п. 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 28.12.2016 N Пр-2563 Правительству Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечить установление границ лесов, расположенных на землях населенных пунктов, и внесение в Единый государственный реестр недвижимости (в том числе в реестр границ) сведений о таких лесах.
Соответствующие мероприятия по установлению границ городских лесов в Калининградской области наряду с другими муниципалитетами, поручены и администрации муниципального образования "Гусевский городской округ".
Так, согласно информации, содержащейся в государственном лесном реестре, на территории МО "Гусевский городской округ" на площади земель населенных пунктов располагается 100 га городских лесов.
В этой связи администрация МО "Гусевский городской округ" 25.09.2019 (исх. N 5192) обратилась в Северо-Западный филиал ФГБУ "Рослесинфорг" "Севзаплеспроект" Федерального Агентства лесного хозяйства с запросом о предоставлении сведений о нахождении на территории муниципального округа лесов, подпадающих под понятие "городские леса" соответствующей диспозиции ст. 116 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно ответу от 26.12.2019 (исх. N 12-01/1205) в базе данных Северо-Западного филиала ФГБУ "Рослесинфорг" такая информация о городских лесах отсутствует.
Не имеется подобных сведений и в архивных документах муниципального образования.
В дальнейшем администрация МО "Гусевский городской округ" неоднократно обращалась как в Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, так и в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области, как с информацией об отсутствии на территории муниципального образования в границах населенных пунктов лесов, так и с ходатайствами об исключении из государственного лесного реестра сведений об их наличии (на площади 100 га), соответственно:
- исх. N 2556 от 14.07.2020,
- исх. N 380 от 08.02.2021;
- исх. N 1017 от 05.04.2022 - в первый адрес, и
- исх. N 133 от 20.01.2020,
- исх. N 1627 от 14.05.2021,
- исх. N 313 от 02.02.2022,
- исх. N 597 от 01.03.2022,
- исх. N 966 от 31.03.2022,
- исх. N 1017 от 05.04.2022 - во второй.
А также о проведении совещаний в профильном региональном министерстве для решения этого же вопроса:
- исх. N 3551 от 12.10.2021.,
- исх. N 4138 от 02.12.2021,
- исх. N 4493 от 28.12.2021.
Однако Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области продолжает указывать на наличие городских лесов на территории Гусевского городского округа площадью 100 га, вследствие проведенных в 2003 году лесоустроительных работ (Инструкция о порядке ведения государственного учета лесного фонда от 30.05.1997 N 72).
Такие работы проводились ФГУП "Северо-Западное Государственное лесоустроительное предприятие" в отношении ФГУ "Гусевский лесхоз", в том числе, по распределению лесного фонда по органам управления лесным хозяйством, что и послужило основанием для включения сведений в государственный лесной реестр.
Так, по состоянию на 2003 год Лесной фонд лесхоза представлен только лесами 1 группы, где, в соответствии с выполняемыми ими функциями, они разделены на категории защитности:
1. Леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов - лесопарковая часть лесов зеленой зоны (лесопарковая часть) город Гусев. Основание: постановление Совета Министров РСФСР от 30.01.1950 N 351, решение Калининградского облисполкома от 07.05.1966 N 140 и от 08.04.1967 N 104;
2. Защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей и т.д.
В соответствии с ч.З ст. 116 ЛК РФ изменение границ городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается. Вместе с тем, постановление Совета Министров РСФСР от 30.01.1950 N 351 "О мероприятиях по сохранению лесов калининградской области" вообще не содержит какой-либо информации, о наличии городских лесов на территории Калининградской области, поскольку содержит список населенных пунктов калининградской области, леса вокруг которых включены в зеленые зоны и отнесены к первой группе.
В частности, согласно данного списка, леса вокруг г. Гусева, а не на землях населенного пункта, на территории Гусевского лесхоза Майского лесничества Сборно - Гусевской дачи кварталы 1 - 27, по состоянию на 1950 год, имеют площадь 727 га.
Согласно выписке из государственного лесного реестра (далее ГЛР) N 28/2022, поступившей из Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, на территории муниципального образования "Гусевский городской округ" имеется 100 га лесов, расположенных на землях населенных пунктов.
По сведениям Федерального агентства лесного хозяйств (Рослесхоз) (исх. N ВС-04-27/11413 от 12.05.2022) приказы о создании лесничеств на землях населенных пунктов Гусевского городского округа, занятых городскими лесами, и установлении их границ Рослесхозом не издавались.
При разработке в 2007 - 2009 годах генерального плана муниципального образования "Гусевское городское поселение" часть земельного участка из земель лесного фонда с кадастровым номером 39:04:000000:732 ориентировочной площадью 32,1 га (массив на севере города - "Московский лес") разработчиками генерального плана была внесена в границы Гусевского городского поселения, однако Агентством по архитектуре разработан Генеральный план муниципального образования "Гусевский городской округ", утвержденный постановлением Правительства Калининградской области N 803 от 28.12.2018, в котором данный массив из границ населенного пункта исключен.
Помимо этого в границах населенных пунктов (г. Гусева) муниципального образования "Гусевский городской округ" расположены земельные участки с кадастровыми номерами 39:04:010102:22, 39:04:010102:23, 39:04:010105:144, 39:04:010101:9 на которых имеются зеленые насаждения, находящиеся в муниципальной собственности общей площадью 57,42 га с видом разрешенного использования: отдых (рекреация, Р-1), а также с кадастровым номером 39:04:000000:653 частной собственности площадью 10,5 га с видом разрешенного использования: под малоэтажную, многоквартирную жилую застройку, в соответствии с ПЗЗ в зонах (Ж-3 иР-1).
Так, действующим Генеральным планом предусмотрено расположение на территории Гусевского городского округа территориальных зон Р-1, имеющих назначение для размещения городских парков, скверов, садов, бульваров, зоопарков, зеленых насаждений, предназначенных для благоустройства территорий, объектов рекреационного назначения, отдельных спортивных объектов, объектов массового летнего отдыха, пляжей, городских лесов, лесопарков, лугопарков и иных озелененных территорий.
Однако Правила землепользования и застройки муниципального образования "Гусевский городской округ", утвержденные постановлением Правительства Калининградской области N 507 от 02.08.2019, предусматривают расположение территориальных зон Р-1, но с назначением "Зона городских парков, скверов, садов, бульваров, зеленых насаждений общего пользования, выделена для обеспечения правовых условий сохранения, развития и обустройства территорий парков, скверов, садов, бульваров, зеленых насаждений общего пользования", исключающим нахождение городских лесов.
Сведения о наличии городских лесов отсутствовали и в ранее принятом и действовавшем генеральном плане.
Таким образом, по мнению заявителя, сведения, находящиеся в государственном лесном реестре, о наличии на территории муниципального образования "Гусевский городской округ" лесов на землях населенных пунктов, налагают на органы местного самоуправления, в том числе, обязанности по принятию решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, установлению их границ, внесения их в ЕГРН и т.д.
Заявитель полагает, что в данном конкретном случае такие сведения являются неверными и подлежащими исключению из государственного лесного реестра. Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, признав требования Администрации необоснованными, в удовлетворении заявления отказал.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч.3 ст. 116 ЛК РФ изменение границ городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Согласно ч. 1 ст. 91 ЛК РФ государственный лесной реестр является систематизированным сводом документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках, который ведется для организации рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесов и обеспечения достоверными сведениями о лесах органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, заинтересованных граждан и юридических лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
В соответствии с ч. 2, 2.1 ст. 91 ЛК РФ в государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; внесение документированной информации в ГЛР и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 9 ст. 91 ЛК РФ предусмотрено, что ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 15.01.2019 N 10 утвержден Порядок ведения ГЛР (далее - Порядок).
Приказом Минприроды от 11.11.2013 N 496 утверждены Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в ГЛР и ее изменение (далее - Перечень).
Пунктом 12 Порядка определено, что изменение документированной информации, внесенной в ГЛР, осуществляется на основании решения уполномоченного органа, осуществляющего ведение государственного лесного реестра, в случаях:
- выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию;
- обнаружения ошибки уполномоченным органом, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, поступления в указанный уполномоченный орган заявления об ошибке от лиц и органов, указанных в п. 8 Порядка, или решения суда об устранении ошибки, вступившего в законную силу.
В пункте 13 названного Порядка указано, что уполномоченный орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, осуществляет исключение сведений из документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, путем внесения соответствующих изменений в соответствии с п. 12 Порядка, в случаях, предусмотренных ч. 6, 7 ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Подпунктом 2.1.3 п. 2.1 Перечня закреплено, что к документам, являющимся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, относится акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (форма 3).
Основанием для оформления данного акта и внесения в него документированной информации является первичная документации, приведенная в п. 2.2 Перечня, в частности, решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений (п. 2.2.2), решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (п. 2.2.3), лесоустроительная документация (п.2.2.9), судебные акты (п. 2.2.10).
В пункте 4.3 Перечня отражено, что акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что доводы Администрации касательно того обстоятельства, что сведения, находящиеся в государственном лесном реестре о наличии на территории муниципального образования "Гусевский городской округ" лесов на землях населенных пунктов, являются неверными и подлежащими исключению из государственного лесного реестра, не нашли своего подтверждения.
Несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию не выявлено, натурного обследования земельных участков не производилось. При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, пп. 2.1.3 п. 2.1 Перечня закреплено, что к документам, являющимся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, относится акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (форма 3). В материалы дела заявителем такой акт не представлен, равно как не представлено и доказательств проведения натурного обследования.
Таким образом, основания для обязания Министерства внести изменения в государственный лесной реестр об исключении записи о наличии на территории муниципального образования "Гусевский городской округ" лесов, расположенных на землях населенных пунктов, в данном случае, отсутствуют. Аналогичного толкования указанных норм земельного законодательства дано в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.10.2020 N Ф03-3048/2020 по делу NА24-8390/2019).
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч.4 ст.200 АПК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 и 3 ст. 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч.5 ст.200 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что Министерством в материалы дела была представлена Таблица распределения лесного фонда по органам управления лесным хозяйством (в том числе по Административному району Гусевский), Акт согласования площадей от 24.09.2022, в соответствии с которым общая площадь Гусевского лесхоза в пределах Гусевского Административного района, по данным учета лесного фонда по состоянию на 01.01.1991 составляла 7 675 га, по состоянию на сентябрь 2002 - 7 710 га, Акт согласования площадей от 26.09.2002, в соответствии с которым общая площадь Гусевского лесхоза в пределах Озерского административного района по состоянию на 01.01.1991 составляла 5 669 га, по состоянию на 26.09.2002 - 6 104 га, переписка Администрации и Министерства. Содержание данных Актов согласования площадей, а также иных имеющихся в деле доказательств, не подтверждают доводы Администрации о том, что сведения, находящиеся в государственном лесном реестре о наличии на территории муниципального образования "Гусевский городской округ" лесов на землях населенных пунктов, являются неверными и подлежащими исключению из государственного лесного реестра.
Также следует отметить, что в 2003 году, в рамках проведения лесоустроительных работ ФГУП "Северо-Западное Государственное лесоустроительное предприятие" в отношении ФГУ "Гусевский лесхоз" выполнены мероприятия по лесоустройству лесов, в том числе, по распределению лесного фонда по органам управления лесным хозяйством.
Так, органом управления лесным хозяйством в лесах, расположенных на землях городских поселений и др., являлся Гусевский административный район.
По состоянию на 2003 год Лесной фонд лесхоза представлен только лесами 1 группы, где, в соответствии с выполняемыми ими функциями, они разделены на категории защитности.
Таким образом, на территории Гусевского административного района выделены городские леса площадью - 100 га на основании сведений учета лесного фонда (Инструкция о порядке ведения государственного учета лесного фонда от 30.05.1997 N 72). Копия фрагмента из пояснительной записки лесоустройства представлена Министерством.
В настоящее время в Министерстве отсутствует картография установленных городских лесов по материалам лесоустройства 2002 - 2003 годов.
Более того, распределение площадей лесов, расположенных на землях населенных пунктов (городские леса), согласованы заместителем руководителя Комитета по земельным ресурсам Калининградской области и руководителем районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Копия акта согласования площадей представлена Министерством.
Согласно ч. 2.1 ст. 91 ЛК РФ внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, по состоянию на 01.01.2022 по форме N 3 ГЛР площадь лесов, расположенных на землях населенных пунктов МО "Гусевский городской округ", составляет 100 га.
Доказательств обратного Администрацией не представлено.
Учитывая изложенное правовые основания по исключению сведений о лесах, расположенных на землях населенных пунктов МО "Гусевский городской округ", из ГЛР отсутствуют.
Таким образом, Министерство, при рассмотрении заявления Администрации судом первой инстанции, представило достаточную совокупность доказательств и правовое обоснование законности и правильности учета информации в отношении лесов, в то время как Администрация, в нарушение положений ст.65 АПК РФ, доводы Министерства, опровергающие законность и обоснованность предъявленного к нему требования, не опровергла.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При этом, вопрос ошибочности внесения информации в государственный лесной реестр не входит в предмет доказывания по настоящему спору, поскольку требования об оспаривании нормативных документов, в которых отражено наличие на территории Гусевского городского округа городских лесов, Администрацией заявлено не было.
Учитывая изложенное оснований для признания апелляционной жалобы обоснованной и ее удовлетворения у апелляционного суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении иска и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.12.2022 по делу N А21-8813/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
В.А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8813/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГУСЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)