13 июля 2023 г. |
Дело N А56-66314/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от Комитета государственного заказа Ленинградской области Глинкевича Р.В. (доверенность от 31.05.2023), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Омельченко М.И. (доверенность от 13.01.2023 N 01/13),
рассмотрев 12.07.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета государственного заказа Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 по делу N А56-66314/2022,
УСТАНОВИЛ:
Комитет государственного заказа Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.3, лит.А, ОГРН 1107847230842, ИНН 7842434812 (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.3, лит.А, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - УФАС, Управление) от 31.03.2022 по делу N 047/06/42- 697/2022.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Мирный-55", адрес: 196608, Санкт- Петербург, г. Пушкин, ул. Автомобильная, д. 4, лит. А, пом. 37, ОГРН 1207800035453, ИНН 7820073351 (далее - ООО "Мирный-55", Общество) и Администрацию муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области, адрес: 188410, Ленинградская обл., г. Волосово, пл. Советов, 3А, ОГРН 1054700555546, ИНН 4717008339 (далее - Администрация).
Решением суда от 17.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.03.2023, Комитету отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неправильную судебную оценку конкурсной документации (справки). Комитет настаивает на том, что в рассматриваемом случае аукционная комиссия действовала в соответствии с требованиями аукционной документации и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе, Закон); отраженный в оспариваемом решении УФАС вывод о нарушении аукционной комиссией уполномоченного органа (Комитета) пункта 4 части 2 статьи 42 упомянутого закона (в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок участников электронного аукциона) является неправомерным.
Представители Администрации и ООО "Мирный-55", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы жалобы, а представитель УФАС с доводами жалобы не согласился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 22.02.2022 на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Комитетом (как уполномоченным органом) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг на выполнение работ по капитальному ремонту здания по титулу: "Реновация здания МОУ "Зимитицкая ООШ" по адресу: пос. Зимитицы, д. 53, Волосовского района Ленинградской области, (извещение N 0145200000422000051).
В УФАС поступила жалоба ООО "Мирный-55" (вх. N 3513 от 25.03.2022) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа (применительно к вопросу оценки заявок участников по критерию опыт работы по справке, содержащей информацию о квалификации участника в части наличия опыта выполнения работ на объекте капитального строительства).
По результатам рассмотрения жалобы в рамках внеплановой проверки (в порядке пункта 1 части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ) Управлением принято решение от 31.03.2022 по делу N 047/06/42-697/2022, согласно которому жалоба Общества признана обоснованной (пункт 1); аукционная комиссия Комитета признана нарушившей пункт 4 части 2 статьи 42 Закона (пункт 2).
Предписание Комитету решено не выдавать в виду отсутствия доказательств, что выявленное нарушение повлияло на процедуру осуществления закупки.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, Комитет обратился в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у антимонопольного органа в данном случае правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого решения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2, 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (при наличии такого требования).
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение). Пунктом 3 Положения установлено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы; в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В рассматриваемом деле, как установило УФАС, в аукционной документации установлены следующие положения в порядке оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки":
- "в качестве документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта, предлагаемого к оценке в рамках детализирующего показателя оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки", связанного с предметом контракта, участник закупки предоставляет в составе заявки копию исполненного договора (договоров), акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров) (в том числе документы, подтверждающие исполнение договора (КС-2, КС-3 ));
- а также справку, содержащую информацию о квалификации участника в части наличия опыта выполнения работ на объекте капитального строительства (за исключением линейного объекта), с поименованными в ней сведениями_К оценке принимаются документы в случае их представления в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случая, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам), в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов".
При этом, в соответствии с Приложением N 1 к информационной карте упомянутая справка предоставляется по форме (Таблица N 1) в которой содержится 26 необходимых для заполнения граф, а также Порядок (инструкция) заполнения формы "Сведения о наибольшей цене одного из исполненных договоров" и конкретизацией сведений подлежащих раскрытию.
Так участнику в Таблице N 1 следует указать в графах: N 1 - наименование участника, являющегося стороной направленного в качестве подтверждающего наличие у участника закупки выполнения работы договора; N 2 - номер договора; N 3 - полное наименование договора; N 4 - дату заключения договора; N 5 - дату окончания выполнения работ, соответствующую договору; N 6 - дату начала выполнения работ, соответствующую договору; N 7 - стоимость (цену) договора в рублях; N 8 - номер/номера дополнительного соглашения/дополнительных соглашений к договору (при наличии); N 9 - дату(-ы) подписания дополнительного соглашения/дополнительных соглашений к договору (при наличии); N10 - характер вносимых дополнительным соглашением/соглашениями к договору корректировок (при наличии); N 11- номер (номера) приложения/приложений (при наличии) к дополнительному соглашению/соглашениям к договору (при наличии); N 12 - наименование приложения/приложений (при наличии) к дополнительному соглашению/соглашениям (при наличии); N 13 - наименование заказчика, являющегося стороной направленного в качестве подтверждающего наличие у участника закупки выполнения работы договора; N 14 - наименование объекта строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства (за исключением линейных объектов), соответствующего направленному в качестве подтверждающего наличие у участника закупки выполнения работы договору; N 15 - номер приложения/приложений к договору (при наличии); N 16 - наименование приложения/приложений к договору (при наличии); N 17 - номер акта о приемке выполненных работ по унифицированной форме КС-2; N 18- дату составления акта о приемке выполненных работ по унифицированной форме КС-2; N 19 - наименование работ, соответствующих акту о приемке выполненных работ унифицированной форме КС-2; N 20 - стоимость работ, соответствующих акту о приемке выполненных работ по унифицированной форме КС-2; N 21 - процент выполненных работ, соответствующих акту о приемке выполненных работ по унифицированной форме КС-2, от общего объема работ, соответствующих разделу (виду) работ; N 22 -номер справки о стоимости выполненных работ и затрат по унифицированной форме КС-3; N 23 - дату составления справки о стоимости выполненных работ и затрат по унифицированной форме КС-3; N 24 - наименование работ (при наличии), соответствующих справке о стоимости выполненных работ и затрат по унифицированной форме КС-3; N 25 - стоимость работ, соответствующих справке о стоимости выполненных работ и затрат по унифицированной форме КС-3, N 26 - ссылку на карточку контракта/договора в ЕИС (при наличии).
В соответствии с пунктом 24 Положения оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом пунктом 25 Положения предусмотрено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
Так, в соответствии с пунктом 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению: устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя); устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Как отметили суды, Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) определено, что при установлении, в том числе детализирующего показателя "Наибольшая цена одного из исполненных договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе, а полный перечень необходимых документов установлен пунктом 28 Положения.
При этом Заказчиком в порядке оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме установлено требование о предоставлении предложения по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" в виде справки.
В рассматриваемом случае, под справкой Заказчик подразумевает предоставление сведений потенциальным участником в форме Таблицы N 1 Приложения N 1 к извещению об осуществлении закупки с учетом инструкции по заполнению такой формы.
Как правильно отметили суды, ни Постановлением N 2604, ни Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность установления требования к предоставлению участниками закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме справки, содержащей информацию о квалификации участника закупки. Постановление N 2604 содержит полный перечень документов необходимых для подтверждения опыта в том числе по нестоимостным критериям, дополнительных справок, заполненных по определенной форме, при этом не требуется, поскольку все необходимые данные Заказчик может установить самостоятельно в представленном(-ых) контракте(- ах)/договоре-(ах).
Между тем, исходя из того, что Заказчиком разработан порядок заполнения специальной Таблицы, в которой является обязательным представление информации согласно указанным в ней графам (т.е. необходимости систематизировать в справке информацию о квалификации участника закупки в части наличия опыта работы, строго в соответствии с требованиями такой Таблицы), следует согласиться с доводом Управления, что Заказчиком фактически задается требование к форме предоставляемых сведений.
Суды обратили внимание на то, что пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе корреспондируется с подпунктом "р" пункта 1 статьи 42 названного Закона о том, что в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В свою очередь пункт 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе обязывает использовать установленные законодателем критерии, раскрытые в Постановлении N 2604.
При этом согласно подпункту "в" пункта 28 Постановления N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 документом (который и применен в настоящем деле Заказчиком), предусмотренным Приложением N 1 к настоящему Положению: - устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
Следовательно, справка, которую требует заполнять Заказчик для подтверждения опыта участников, в силу пункта 28 Постановления N 2604 не связана с предметом ранее исполненного контракта (договора) и не может является документом, необходимым для подтверждения опыта.
Кроме того, как отметили суды, Заказчиком однозначно не определено, является ли Таблица N 1 "Сведения о наибольшей цене одного из исполненных договоров" обязательной к заполнению, либо является рекомендуемой формой предоставления сведений.
Следовательно, порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме в данном случае приведет к ситуации, когда участники закупки, предоставившие сведения по нестоимостному критерию оценки, могут получить 0 баллов за ошибки оформления или составления табличной формы по формальным основаниям.
Представитель Комитета в судебном заседании, такой вывод суда подтвердил, пояснив, что неполное заполнение справки будет расценено как непредставление таких сведений (т.е. участнику будет присуждено 0 баллов по критерию "опыт"), но не будет являться основанием для отклонения такой заявки. Такая позиции подтверждена следующим положением аукционной документации: "К оценке принимаются документы в случае их представления в полном объеме и со всеми приложениями_.".
Таким образом, применительно к выше упомянутым требованиям антимонопольный орган и суд, установив указанные обстоятельства, пришли к правильному выводу, что разработанная Заказчиком справка (по изложенным в ней требованиям и основаниям) свидетельствует о нарушении пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, поскольку не позволяет участнику составить четкое представление не только об обязательности ее представления либо неполного заполнения, но и последствий таких действий для оценки заявки в виде присуждения того или иного количества баллов, что подтверждает направленная в антимонопольный орган жалоба.
Как следствие, оспариваемое решение Управления отвечают целям и задачам антимонопольного контроля процедуры торгов, критериям законности и обоснованности, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 по делу N А56-66314/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета государственного заказа Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Представитель Комитета в судебном заседании, такой вывод суда подтвердил, пояснив, что неполное заполнение справки будет расценено как непредставление таких сведений (т.е. участнику будет присуждено 0 баллов по критерию "опыт"), но не будет являться основанием для отклонения такой заявки. Такая позиции подтверждена следующим положением аукционной документации: "К оценке принимаются документы в случае их представления в полном объеме и со всеми приложениями_.".
Таким образом, применительно к выше упомянутым требованиям антимонопольный орган и суд, установив указанные обстоятельства, пришли к правильному выводу, что разработанная Заказчиком справка (по изложенным в ней требованиям и основаниям) свидетельствует о нарушении пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, поскольку не позволяет участнику составить четкое представление не только об обязательности ее представления либо неполного заполнения, но и последствий таких действий для оценки заявки в виде присуждения того или иного количества баллов, что подтверждает направленная в антимонопольный орган жалоба.
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2023 по делу N А56-66314/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета государственного заказа Ленинградской области - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июля 2023 г. N Ф07-7638/23 по делу N А56-66314/2022