17 июля 2023 г. |
Дело N А56-80251/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от публичного акционерного общества "Газпром" Чайковского А.В. (доверенность от 11.01.2022 N ГП-1791),
рассмотрев 12.07.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2023 по делу N А56-80251/2022,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о понуждении публичного акционерного общества "Газпром", адрес: 197229, Санкт-Петербург, Лахтинский пр., д. 2, корп. 3, стр. 1, ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003 (далее - АО "Газпром", Общество) осуществить мероприятия по компенсационному лесовосстановлению в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решением суда от 14.11.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.02.2023, Комитету в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы настаивает на своей позиции, что Общество, произведя по договору аренды от 17.04.2020 N 1689кс-2020-04 рубку лесных насаждений для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, обязано было в силу требований части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.09.2021; далее - Лесной кодекс, ЛК РФ) и согласно Проекту освоения лесов к вышеупомянутому договору аренды до 01.07.2021 должно было осуществить работы по лесовосстановлению, однако такие обязательства до августа 2022 года ответчиком не исполнены. Более того, доказательств того, что Общество в настоящее время уже приступило к фактическому исполнению установленной законом обязанности (разработало проект лесовосстановления и направило его на согласование в уполномоченный орган), в адрес Комитета не представлены. Как поясняет Комитет, изъявление Обществом намерений совершить такие действия не свидетельствует об осуществлении лесопользователем необходимых мероприятий и не гарантирует выполнение им законодательно установленной обязанности по лесовосстановлению.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Комитет надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, между Комитетом (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка для осуществления строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 17.04.2020 N 1689кс-2020-04 (далее - Договор), в соответствии с которым Обществу во временное пользование передан лесной участок площадью 0,2787 га, находящийся по адресу: Ленинградская область, Волховский район, Волховское лесничество (далее - Участок) сроком до 17.03.2021.
В подпункте "л" пункта 3.4 названного Договора стороны предусмотрели, что Общество обязано осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на Участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Поскольку по сведениям Комитета указанное обязательство Обществом не исполнено, арендодатель направил в адрес арендатора претензию от 05.07.2022 N 4 с требованием устранить выявленные нарушения лесного законодательства, а именно: осуществить мероприятия по воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента получения претензии.
В ответ на указанную претензию Общество письмом от 11.07.2022 N 07/42-18793 информировало Комитет, что срок на выполнение работ по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению), установленный статьей 63.1 ЛК РФ, не истек и работы будут выполнены в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
При этом Общество сослалось на письмо от 15.09.2022 N АВ-10-47/23408 Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), которым согласован перенос обязательств по "компенсационному" лесовосстановлению, в том числе по рассматриваемому Договору, с территории Ленинградской области на территорию Ямало-Ненецкого автономного округа на общую площадь 726,6 га, указав, что работы по лесовосстановлению необходимо провести в весенний лесокультурный сезон 2023 года.
Полагая, что Общество незаконно уклонилось от выполнения мероприятий по лесовосстановлению в установленные сроки, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы и не нашли оснований для удовлетворения иска. Отказывая Комитету в удовлетворении исковых требований, суды в качестве правового обоснования сослались на пункт 3 части 5 статьи 12, статьи 43-46, часть 1 статьи 61, части 1, 2, 3 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ), пункты 1 и 5.4.2 (2) Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" (далее - Положение), учтя письмо от 15.09.2022 N АВ-10-47/23408, которым Общество уведомлено о согласовании комиссией Рослесхоза осуществления лесовосстановления или лесоразведения, проводимых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 63.1 ЛК РФ на землях лесного фонда, в случае, предусмотренном частью 3 статьи 63.1 ЛК РФ, утвержденной приказом Рослесхоза от 17.02.2022 N 66 (протокол от 15.09.2022 N ИС-13/131) переноса обязательств по компенсационному лесовосстановлению (в том числе по настоящему Договору), с территории Ленинградской области на территорию Ямало-Ненецкого автономного округа на общую площадь 726,6 га (т.е. фактического переноса работ по лесовосстановлению на весенний лесокультурный сезон 2023 года), пришли к выводу, что ответчиком не допущено нарушения обязательств по Договору.
При этом суды, оценив письмо от 01.09.2022 N 02-16695/2022, которым Комитет отозвал ранее выданное им письмо о согласовании Обществу переноса обязательств по лесовосстановлению на территорию Ямало-Ненецкого автономного округа, сочли, что такое решение о согласовании переноса выполнения работ по лесовосстановлению на территории иных субъектов Российской Федерации находятся в ведении Рослесхоза.
По мнению судов, именно означенное обстоятельство свидетельствует об исполнении ответчиком надлежащим образом обязательств по лесовосстановлению.
Изучив доводы кассационной жалобы Комитета, с таким выводом судов двух инстанций, суд округа не может согласиться, поскольку судами не было принято во внимание следующее.
В соответствии со статьей 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Статьей 45 ЛК РФ регламентирован порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута).
В силу статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое включает в себя лесовосстановление и осуществляется, в том числе лицами, на которых данным Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.
Статьей 62 ЛК РФ предусмотрено, что лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений, естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Введенной в действие с 01.01.2019 статьей 63.1 ЛК РФ предусмотрены особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения для отдельных категорий лиц.
Согласно части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 данного Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка (далее - Правила N 566).
В настоящем деле, Обществом не оспаривается наличие обязанности по выполнению работ по компенсационному лесовосстановлению упомянутой в части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса в рамках исполнения условий заключенного между сторонами Договора.
Такие работы, согласно пункту 2 Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 ЛК РФ, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 названного Кодекса.
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 данных Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 ЛК РФ, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Согласно пункту 11 Правил N 566 названные лица обязаны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению.
В настоящем деле в нарушение вышеуказанных нормативных положений судами не устанавливались, ни обстоятельства окончания рубки лесонасаждений, ни направления арендатором в Комитет по данному факту первоначального заявления о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений и его периоде проведения. Утверждение Комитета, что обязанность лесовосстановления в срок до 01.07.2021 была предусмотрена Проектом освоения лесов к Договору (с фиксацией в акте приема-передачи лесного участка от 16.03.2021), также не проверялось.
При разрешении спора суд первой инстанции обратил внимание только на следующие факты:
- в целях выполнения работ по лесовосстановлению (лесоразведению) Общество провело обследование лесных участков, согласованных Комитетом для выполнения работ по лесовосстановлению, по результатам которого направило в Комитет письмо от 29.08.2022 N 07/042-23168 о переносе места выполнения работ по лесовосстановлению (лесоразведению) из Ленинградской области в Ямало-Ненецкий автономный округ.
- письмом от 01.09.2022 N 02-16695/2022 Комитет согласовал Обществу выполнение работ по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению) лесных участков, в том числе предоставленных ответчику по договору, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в счет исполнения указанных обязательств, в том числе по Договору.
Означенные письма в совокупности с письмом Рослесхоза от 15.09.2022 N АВ-10-47/23408 (о переносе работ по лесовосстановлению на весну 2023 года) восприняты судами как возможность "законного" продления для Общества сроков выполнения обязательств по лесовосстановлению.
Такой вывод судов несостоятелен, поскольку в силу частью 4 статьи 4 Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения части 6 статьи 63.1 ЛК РФ в части обеспечения посадки саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород не позднее чем через три года после рубки лесных насаждений не распространяются на правоотношения, возникшие до 01.09.2021.
При этом, требование о проведении работ на основании проекта лесовосстановления сохранено и в действующих в настоящее время Правилах осуществления лесовосстановления или лесоразведения в случае, предусмотренном частью 4 статьи 63.1 ЛК РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2022 N 897.
Следовательно, вывод судов о том, что со стороны Общества, заключившего в апреле 2020 года Договор аренды, отсутствуют нарушения действующего законодательства, следует признать необоснованным как в силу действующего на тот период законодательства, так и ненадлежащего судебного установления вышеупомянутых и значимых для настоящего иска обстоятельств.
Также суд обращает внимание на длительное неисполнение Обществом установленной обязанности по лесовосстановлению (с конца 2021), в том числе непринятие действенных мер после сентября 2022 года (когда Рослесхоз согласовал перенос осуществления работ по лесовосстановлению с территории Ленинградской области на территорию Ямало-Ненецкого автономного округа), и направление только в декабре 2022 года заявления, подтверждающего лишь намерение о проведении необходимых работ.
При этом, доказательств разработки проекта лесовосстановления, согласованного уполномоченным органом, и проведения мероприятий по лесовосстановлению в материалах дела не имеется. Из отзыва на кассационную жалобу следует, что Общество только 06.04.2023 заключило договор подряда на выполнение работ по лесовосстановлению и приступил к разработке проектов лесовосстановления.
При таком положении вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска следует признать необоснованным.
Так как для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка вышеупомянутых судом округа доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2023 по делу N А56-80251/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Означенные письма в совокупности с письмом Рослесхоза от 15.09.2022 N АВ-10-47/23408 (о переносе работ по лесовосстановлению на весну 2023 года) восприняты судами как возможность "законного" продления для Общества сроков выполнения обязательств по лесовосстановлению.
Такой вывод судов несостоятелен, поскольку в силу частью 4 статьи 4 Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения части 6 статьи 63.1 ЛК РФ в части обеспечения посадки саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород не позднее чем через три года после рубки лесных насаждений не распространяются на правоотношения, возникшие до 01.09.2021.
При этом, требование о проведении работ на основании проекта лесовосстановления сохранено и в действующих в настоящее время Правилах осуществления лесовосстановления или лесоразведения в случае, предусмотренном частью 4 статьи 63.1 ЛК РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2022 N 897."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июля 2023 г. N Ф07-6297/23 по делу N А56-80251/2022