17 июля 2023 г. |
Дело N А56-94638/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Баженовой Ю.С., Захаровой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" Бобу Е.И. (доверенность от 30.12.2022 N Дов-1), от администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области Столярова М.М. (доверенность от 26.05.2023 N 71-АД),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2023 по делу N А56-94638/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент", адрес: 143409, Московская обл., г.о. Красногорск, г. Красногорск, Успенская ул., д. 3, пом. I, оф. 307, ОГРН 1089847375034, ИНН 7811418017 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, адрес: 187000, Ленинградская обл., Тосненский р-н, г. Тосно, пр. Ленина, д. 32, ОГРН 1054700604518, ИНН 4716024480 (далее - Администрация), от 06.07.2022 N 2358-па об отказе в размещении объекта - антенно-мачтового сооружения связи; обязании Администрации в срок не более чем десять дней со дня вступления в силу решения суда принять решение о размещении объекта - антенно-мачтового сооружения связи на землях, находящихся на территории г. Тосно Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области в кадастровом квартале 47:26:0607001, согласно заявлению Общества от 17.06.2022 N ЛД-420.
Решением от 22.12.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2023 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, ошибочным является вывод судов о необходимости обоснования соразмерности испрашиваемого земельного участка для размещения объекта; поскольку антенно-мачтовое сооружение связи само по себе не является источником негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, для установки данного сооружения не требуется установления санитарно-защитной зоны и зоны ограничения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов правильными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Администрации против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 17.06.2022 N ЛД-420 о размещении объекта - антенно-мачтового сооружения связи (линейно-кабельное сооружение связи) высотой 29 метров на землях площадью 16 кв. м с координатами характерных точек границ земель согласно прилагаемой схеме границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории кадастрового квартала 47:26:0607001 в г. Тосно Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на срок до 49 лет.
Постановлением Администрации от 06.07.2022 N 2358-па отказано в размещении объекта на основании подпункта "з" пункта 9 Порядка и условий размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 N 301 (далее - Порядок), поскольку планируемое размещение объекта не соответствует требованиям технических регламентов, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, экологическим и (или) иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации правилам, нормативам, в том числе правилам благоустройства и (или) нормативам градостроительного проектирования.
Общество, считая данный отказ Администрации незаконным и нарушающим его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, перечисленных в пункте 1 данной статьи, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).
В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) под сооружением связи понимаются объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи.
В силу пункта 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство для размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.
Таким образом, опора связи высотой до 50 метров, которая представляет собой антенно-мачтовое сооружение, предназначенное для размещения на нем оборудования для обеспечения сотовой связи, может размещаться на земельном участке в порядке, установленном главой V.6 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 N 301 утвержден Порядок.
Согласно пункту 2 Порядка объекты размещаются на землях или земельных участках на основании решения органа, уполномоченного на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о размещении объекта. Решение принимается на основании заявления о размещении объекта, подаваемого физическим, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 Порядка).
В пункте 9 Порядка определен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в размещении объекта, в частности, если планируемое размещение объекта не соответствует требованиям технических регламентов, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, экологическим и (или) иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации правилам, нормативам (подпункт "з").
Согласно пункту 10 Порядка в решении об отказе в размещении объекта должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 9 Порядка.
Исходя из положений статьи 2 Закона о связи антенно-мачтовая опора как сооружение связи предназначена для размещения на ней средств связи. В свою очередь, согласно пункту 28 той же статьи средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.
Таким образом, антенно-мачтовое сооружение размещается на земельном участке в целях последующего размещения на этом сооружении оборудования, которое оказывает определенное воздействие на окружающую среду.
Администрация, возражая против предъявленных требований, ссылалась на то, что нормативными документами установлены определенные требования к размещению и эксплуатации стационарных передающих радиотехнических объектов, и условия размещения таких объектов зависят от диапазона частот и мощности таких объектов; при размещении антенн с эффективной излучаемой мощностью от 1000 до 5000 Вт должна быть обеспечена невозможность доступа людей и отсутствие соседних строений на расстоянии не менее 25 м от любой точки антенны независимо от ее типа и направления излучения; в данном случае расстояние от антенно-мачтового сооружения до ближайшего дома составит 35 м, до нежилого здания - 15 м, до эксплуатируемых частным лицом гаражей - 10 м.
Суд первой инстанции, проанализировав приведенные сторонами доводы и возражения, правомерно пришел к выводу, что в отсутствие какой-либо информации об оборудовании, предполагаемом к размещению на вышке, не представляется возможным установить соблюдение нормативных требований при установке опоры в испрашиваемом месте и убедиться в безопасности сооружения для людей и объектов.
Поскольку Общество не привело никаких обоснований размещения антенны именно в испрашиваемом месте и на участке испрашиваемой площади, не представило никакие документы о том, каким образом сооружение будет использоваться в последующем и для размещения какого оборудования, что позволило бы проверить соблюдение нормативных требований при последующей эксплуатации объекта, суды правомерно не усмотрели оснований для признания оспариваемого решения Администрации незаконным и отказали в удовлетворении требований Общества.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют об ошибочности выводов судов в отсутствие обоснований размещения сооружения в испрашиваемом месте и информации о дальнейшем использовании сооружения.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, Обществу следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне перечисленной по платежному поручению от 12.04.2023 N 1543.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2023 по делу N А56-94638/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент", адрес: 143409, Московская обл., г.о. Красногорск, г. Красногорск, Успенская ул., д. 3, пом. I, оф. 307, ОГРН 1089847375034, ИНН 7811418017, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений статьи 2 Закона о связи антенно-мачтовая опора как сооружение связи предназначена для размещения на ней средств связи. В свою очередь, согласно пункту 28 той же статьи средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.
...
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, Обществу следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне перечисленной по платежному поручению от 12.04.2023 N 1543."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июля 2023 г. N Ф07-8936/23 по делу N А56-94638/2022