г. Санкт-Петербург |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А56-94638/2022 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего Горбатовской О.В.
судей Полубехиной Н.С., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4659/2023) общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2022 по делу N А56-94638/2022 (судья Вареникова А.О.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент"
к Администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка
при участии:
от заявителя: Бобу Е.И. по доверенности от 30.12.2022;
от заинтересованного лица: Столяров М.М. по доверенности от 07.06.2022;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным Постановления Администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Размещение отдельных видов объектов на землях или земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" от 06.07.2022 N 2358-па, а также об обязании Администрации в срок не более, чем десять дней со дня вступления в силу решения суда, принять решение о размещении объекта антенно-мачтового сооружения связи на землях, находящихся на территории г. Тосно, Тосненского городского поселения, Тосненского района, Ленинградской области в кадастровом квартале 47:26:0607001, согласно заявлению ООО "Линк Девелопмент" исх. N ЛД-420 от 17.06.2022.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2022 отказано в удовлетворении заявленных требований.
На указанное решение Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 22.12.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Податель жалобы указывает, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что при предоставлении земельных участков без торгов для размещения объекта антенно-мачтового сооружения связи заявитель должен обосновать необходимость предоставления земельного участка испрашиваемой площади. Кроме того, как указывает податель жалобы, законодательно не установлено минимальное расстояние от опоры до многоквартирных домов, от общеобразовательных и дошкольных учреждений, от спортивных и детских площадок, прохода людей, от проезжих частей, проездов к жилым домам.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Администрация против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, указанным в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 17.06.2022 исх. N ЛД-420 о размещении объекта антенно-мачтового сооружения связи (линейно-кабельное сооружение связи) на землях с координатами характерных точек границ земель, с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, согласно прилагаемой схеме границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории, кадастрового квартала 47:26:0607001, на территории г. Тосно, Тосненского городского поселения, Тосненского района, Ленинградской области, высотой - 29 метров, площадью 16 квадратных метров в целях размещения антенно-мачтового сооружения связи (линейно-кабельного сооружения связи) на срок - 49 лет.
Администрация, рассмотрев заявление Общества, приняла решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги (Постановление от 06.07.2022 N 2358-па) на основании подпункт "з" пункта 9 "Порядка и условий размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области", утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 N 301 (далее - Порядок).
По мнению Администрации, планируемое размещение объекта не соответствует требованиям технических регламентов, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, экологическим и(или) иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации правилам, нормативам, в том числе правилам благоустройства и(или) нормативам градостроительного проектирования.
Посчитав отказ Администрации в предоставлении участка незаконными, Общество оспорило его в арбитражный суд, ссылаясь на положения законодательства о связи, в соответствии с которыми для размещения сооружений связи участки предоставляются без торгов. Также Общество полагает, что размещение антенно-мачтового сооружения связи не окажет негативного воздействия на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Суд первой инстанции, установив отсутствие совокупности условий несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных заявителя, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством РФ. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень)
В силу пункта 11 Перечня к соответствующим объектам относятся линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Порядок и условия размещения таких объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области утвержден Постановлением Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 "Об утверждении Порядка и условий размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Ленинградской области на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, о размещении объекта.
В соответствии с пунктом 8 Порядка решение о размещении объекта или решение об отказе в размещении объекта принимается уполномоченным органом в течение девяти рабочих дней со дня поступления заявления и в течение одного рабочего дня со дня принятия соответствующего решения направляется заявителю.
Согласно пункту 9 Порядка Решение об отказе в размещении объекта принимается в случае, если:
а) заявление подано в уполномоченный орган, не обладающий правом принятия решения о размещении объектов на землях или земельных участках, на использование которых испрашивается разрешение, либо с нарушением требований, установленных пунктами 4 и 5 Порядка;
б) в заявлении указаны объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов";
г) размещение указанных в заявлении объектов приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием;
д) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, либо уполномоченным органом принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, либо уполномоченным органом принято решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;
е) на землях или земельном участке, на использование которых испрашивается разрешение, предполагается размещение нестационарного торгового объекта, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов;
ж) размещение объекта не соответствует утвержденным документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, документации по планировке территории или землеустроительной документации;
з) планируемое размещение объекта не соответствует требованиям технических регламентов, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, экологическим и(или) иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации правилам, нормативам, в том числе правилам благоустройства и(или) нормативам градостроительного проектирования.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 7 Закона N 521-118 наземные линии связи, наземные линейно-кабельные сооружения связи и иные наземные сооружения связи, наземные части и сооружения подземных линий связи, линейно-кабельных сооружений связи и иных сооружений связи, технологически необходимые для их использования размещаются на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом без проведения аукциона.
При этом, согласно правовой позиции, изложенной постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен в обязательном порядке представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объектов недвижимого имущества, в том числе, в заявленных целях.
Кроме того, из содержания разъяснений пункта 24 Обзора практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, следует, что в случае рассмотрения спора о законности отказа в предоставлении участка, расположенного под объектом недвижимости, в аренду, требует выяснения вопрос о том, необходим ли земельный участок заявленной площадью, на котором расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества, для их эксплуатации или требуется сформировать и испрашивать без торгов иную часть спорного участка, на которой эти объекты располагаются и которая необходима для их обслуживания.
Как установлено судом первой инстанции, Общество обратилось в Администрацию с заявлением о заключении сроком на 49 лет договора на размещение антенно-мачтового сооружения высотой 29 метров, при этом в заявлении указана площадь участка, требуемого для размещения данного объекта, в размере 16 кв. м.
В материалы дела заявителем не представлено обоснования истребуемой площади для размещения объекта.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии для признания незаконным отказа в предоставлении земельного участка, в связи с чем требования Общества не подлежали удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 декабря 2022 по делу N А56-94638/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбатовская |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-94638/2022
Истец: ООО "ЛИНК ДЕВЕЛОПМЕНТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОСНЕНСКИЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ