24 июля 2023 г. |
Дело N А56-100763/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Лущаева С.В.,
рассмотрев 24.07.2023 кассационные жалобы Санкт-Петербургской таможни и Северо-Западной оперативной таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2023 по делу N А56-100763/2022,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Северсталь", адрес: 162608, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Мира, д. 30, ОГРН 1023501236901, ИНН 3528000597 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможни, адрес: 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10, корп. 2, лит. А, ОГРН 1037800003493, ИНН 7830001998 (далее - Таможня), от 04.08.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-2092/2022, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ), и решения Северо-Западной оперативной таможни, адрес: 197183, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 71, корп. 2, лит. А, ОГРН 1027807571373, ИНН 7814077534 (далее - Оперативная Таможня), от 20.09.2022 N 10212000/114ю/118А по жалобе на названное постановление Таможни.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 15.12.2022 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2023 решение суда от 15.12.2022 отменено. Оспариваемые постановление Таможни и решение Оперативной таможни признаны незаконными и отменены.
В кассационной жалобе Таможня, указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и нарушение им норм процессуального права, просит отменить обжалуемое постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, введенной в действие Федеральным законом от 23.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 70-ФЗ), который вступил в силу 06.04.2022.
В своей кассационной жалобе Оперативная таможня, также указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и нарушение им норм процессуального права, просит отменить обжалуемое постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель кассационной жалобы считает необоснованной позицию суда о том, что правонарушения выявлены в ходе одного контрольного мероприятия. По мнению Оперативной таможни, количество выявленных нарушений и принятых в отношении Общества постановлений о привлечении к административной ответственности в рассматриваемом случае правового значения не имеет.
В отзыве на кассационные жалобы Общество, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, в адрес Общества 24.03.2022 в зону таможенного контроля станции Череповец - 1 (контейнерная площадка) для целей завершения таможенной процедуры таможенного транзита по транзитной декларации N 10719100/090322/0019519 и железнодорожной накладной от 25.02.2022 N 30259069 прибыла железнодорожная платформа N 94510591 с установленной на ней контейнером N TKRU3391454 с товаром.
Вологодским областным таможенным постом Таможни (далее - таможенный пост) таможенная процедура таможенного транзита завершена 24.03.2022.
Согласно представленному Обществом 25.03.2022 на таможенный пост отчету по форме ДО-1 от 25.03.2022 N 0000003, указанный товар 25.03.2022 размещен на временное хранение на склад временного хранения (далее - СВХ) Общества (свидетельство о включении в реестр владельцев СВХ свидетельство о включении в реестр владельцев СВХ от 24.03.2022 N 10210/171210/20101/12).
Данный отчет зарегистрирован должностным лицом таможенного поста 25.03.2022.
По результатам проведенного 30.03.2022 должностным лицом таможенного поста таможенного осмотра помещений и территорий СВХ Общества установлено, что товар, указанный в представленном Обществом отчете по форме ДО-1 от 25.03.2022 N 0000003, в ПЗТК СВХ Общества отсутствует.
В письме от 15.04.2022 N 105-07-22-0252 Общество сообщило, что в связи поломкой кранового оборудования в ПЗТК ст. Череповец-1 (контейнерная площадка) перемещаемый товар размещен на СВХ Общества в иную дату, чем указано в отчете ДО-1 от 25.03.2022 N 0000003.
Таможня пришла к выводу, что в нарушение статьи 414 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) Общество представило в таможенный орган отчет по форме ДО-1 от 25.03.2022 N 0000003, содержащий недостоверные сведения о дате и времени помещения перемещаемого товара на склад СВХ.
По факту выявленного нарушения должностное лицо Таможни 04.08.2022 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 10210000-2092/2022, квалифицировав его действия по статье 16.15 КоАП РФ.
Постановлением Таможни от 04.08.2022 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде 7 000 руб. административного штрафа.
Решением Оперативной таможни от 20.09.2022 N 10212000/114ю/118А жалоба Общества оставлена без удовлетворения, а постановление Таможни - без изменения.
Не согласившись с законностью привлечения к административной ответственности, Общество оспорило постановление Таможни и решение Оперативной таможни в судебном порядке.
Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, признал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.15 КоАП РФ, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения. Вместе с тем, приняв во внимание положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае Общество подлежит привлечению к ответственности как за совершение одного административного правонарушения, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и признал незаконными и подлежащими отмене оспариваемые постановление Таможни и решение Оперативной таможни.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив обоснованность доводов Таможни и Оперативной таможни, а также правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
На основании статьи 345 ТК ЕАЭС таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций; порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций устанавливаются законодательством государств - членов о таможенном регулировании.
В соответствии со статьей 414 ТК ЕАЭС владелец СВХ обязан вести учет товаров, находящихся на СВХ, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов.
Согласно пункту 2 приложения N 5 к Приказу Федеральной таможенной службы от 18.03.2019 N 444 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.04.2019 N 54416, далее - Приказ N 444) владельцы СВХ и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчеты об их хранении в электронном виде, в том числе по формам: ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение; ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения).
Пунктом 4 приложения N 5 к Приказу N 444 установлено, что владелец СВХ (лицо, получившее разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) представляет отчет по форме ДО-1 не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем фактического размещения товаров на СВХ (ином месте временного хранения товаров); отчет по форме ДО-2 - не позднее рабочего дня, следующего за днем вывоза товаров с территории СВХ (иного места временного хранения).
Статьей 16.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Факт представления в таможенный орган отчетности по форме ДО-1, содержащей недостоверные сведения о дате и времени помещения товара на склад СВХ (нарушения срока представления отчетности по форме ДО-1) установлен судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела.
Вопрос наличия вины Общества в совершении административного правонарушения исследован Таможней в ходе производства по делу об административном правонарушении и судом апелляционной инстанции в ходе судебного разбирательства.
Как установил апелляционный суд, доказательств невозможности соблюдения Обществом требований таможенного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии с частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В данном случае в одном акте таможенного осмотра от 30.03.2022 указано на отсутствие товаров по нескольким отчетам по форме ДО-1.
Первым по результатам проверки представленной Обществом 25.03.2022 отчетности (по формам ДО) таможенным органом вынесено постановление от 25.05.2022 по делу об административном правонарушении N 10210000-2035/2022.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2022 по делу N А56-77522/2022 указанное постановление Таможни признано законным.
Приняв во внимание установленные обстоятельства, учтя положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции обоснованно посчитал, что Общество подлежит привлечению к ответственности как за совершение одного административного правонарушения, в связи с чем законным является первое постановление о привлечении к административной ответственности от 25.05.2022 N 10210000-2035/2022, а оспариваемое постановление Таможни принято с нарушением положений закона и подлежит отмене.
Требование о признании незаконным решения Оперативной таможни от 20.09.2022 N 10212000/114ю/118А удовлетворено судом апелляционной инстанции как производное от требования о признании незаконным постановления Таможни от 04.08.2022 N 10210000-2092/22.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судом апелляционной инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2023 по делу N А56-100763/2022 оставить без изменения, а кассационные жалобы Санкт-Петербургской таможни и Северо-Западной оперативной таможни - без удовлетворения.
Судья |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установил апелляционный суд, доказательств невозможности соблюдения Обществом требований таможенного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии с частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
...
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2022 по делу N А56-77522/2022 указанное постановление Таможни признано законным.
Приняв во внимание установленные обстоятельства, учтя положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции обоснованно посчитал, что Общество подлежит привлечению к ответственности как за совершение одного административного правонарушения, в связи с чем законным является первое постановление о привлечении к административной ответственности от 25.05.2022 N 10210000-2035/2022, а оспариваемое постановление Таможни принято с нарушением положений закона и подлежит отмене."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июля 2023 г. N Ф07-8342/23 по делу N А56-100763/2022