26 июля 2023 г. |
Дело N А26-5557/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 25.07.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Карелия "КарелКоммунэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.11.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2023 по делу N А26-5557/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго", адрес: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 22А, ОГРН 1151001015736, ИНН 1001304003 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее - Комитет) от 09.03.2022 N 119/4462 об устранении нарушений обязательных требований и о проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения.
Решением суда первой инстанции от 03.11.2022 заявленные Предприятием требования удовлетворены частично, оспариваемое предписание от 09.03.2022 N 119/4462 признано недействительным как несоответствующее Федеральному закону от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в части пункта 2, а именно возложения обязанности "до момента ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии производить начисление всем собственникам/нанимателям помещений в МКД за коммунальную услуг по отоплению исходя из корректного применения формулы 2(4) Правил N 354 с учетом К-периодичности или исходя из норматива потребления тепловой энергии в отношении МКД 0,0234 Гкал/кв. м"; в остальной части предписание от 09.03.2022 N 119/4462 оставлено без изменения.
Постановлением апелляционного суда от 05.03.2023 указанное решение оставлено без изменения.
Определением суда кассационной инстанции от 05.07.2023 (судьи Кудин А.Г., Алешкевич О.А., Аникина Е.А.) рассмотрение кассационной жалобы Предприятия на решение суда первой инстанции от 03.11.2022 и постановление апелляционного суда от 05.03.2023 по настоящему делу отложено на 25.07.2023.
Определением суда кассационной инстанции от 24.04.2023 по настоящему делу на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судьи Алешкевича О.А. на судью Савицкую И.Г.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить в части отказа в признании недействительным пункта 1 предписания.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседании извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании поступившего в Комитет обращения гр. Назаренко С.А. (вх. N 520 от 02.02.2022), проживающего в многоквартирном доме по адресу: Республика Карелия, город Сортавала, пгт. Хелюля, Лесная улица, дом 1, по фактам необоснованного расчета Предприятием платы за коммунальную услугу по отоплению Комитетом на основании решения от 25.02.2022 N 119/Р/1184 проведена внеплановая документарная проверка в отношении Предприятия.
По результатам анализа представленных в ходе проверки документов Комитетом установлено и отражено в акте проверки от 09.03.2022 N 119/А/1184, что многоквартирный дом по адресу: Республика Карелия, город Сортавала, пгт. Хелюля, Лесная улица, дом 1 (далее - МКД) оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (далее - ОДПУ).
В отопительном сезоне 2020/2021 заявление на проверку готовности узла учета тепловой энергии в МКД после ремонта приборов учета было получено от управляющей компании ООО "ДомСтройСервис" 23.11.2020, в связи с чем 02.12.2020 Предприятием проведена проверка готовности узла учета тепловой энергии к эксплуатации, в результате которой замечаний к узлу учета не было выявлено, составлен акт ввода (периодической) проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей потребителя от 30.11.2020 N 847/10.
При анализе показаний узла учета за отчетный период 15.12.2020 по 15.01.2021 Предприятием с 15.12.2020 выявлено превышение погрешности над паспортными значениями фактических расходов и масс теплоносителя на подающем и обратном трубопроводе. На основании вышеизложенного был составлен акт о выявленных недостатках узла учета от 15.12.2020 N 847а/10, узел учета выведен из эксплуатации с 15.12.2020.
Заявление на проверку готовности узла учета тепловой энергии после устранения замечаний, указанных в акте от 15.12.2020 N 847а/10 получено от управляющей компании ООО "ДомСтройСервис" 01.03.2021 (исх. N 113).
ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" 01.03.2021 была проведена проверка готовности узла учета тепловой энергии к эксплуатации, в результате которой замечаний к узлу учета не было выявлено, составлен акт ввода (периодической) проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей потребителя от 01.03.2021 N 847б/10.
При анализе показаний узла учета за отчетный период 16.03.2021 по 15.04.2021 ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" выявлено превышение погрешности над паспортными значениями фактических расходов и масс теплоносителя на подающем и обратном трубопроводе с 19.03.2021 по 08.04.2021. На основании вышеизложенного был составлен акт о выявленных недостатках узла учета от 15.03.2021 N 847в/10, узел учета выведен из эксплуатации с 15.03.2021.
Заявление на проверку готовности узла учета тепловой энергии после устранения замечаний, указанных в акте 15.03.2021 N 847в/10 от управляющей компании ООО "ДомСтройСервис" в адрес Предприятия не поступало; узел учета не был допущен к эксплуатации до конца отопительного сезона 2020/2021 годов.
Таким образом, в отопительном сезоне 2020/2021 годов узел учета тепловой энергии был допущен к эксплуатации (функционировал) в периоды: с 02.12.2020 по 15.12.2020; с 01.03.2021 по 15.03.2021.
В отопительном сезоне 2021/2022 годов заявление на проверку готовности узла учета тепловой энергии получено от управляющей компании ООО "ДомСтройСервис" 11.10.2021 (исх. N 537).
ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" 14.10.2021 была проведена проверка готовности узла учета тепловой энергии к эксплуатации, в результате которой замечаний к узлу учета не было выявлено, составлен акт ввода (периодической) проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей потребителя от 14.10.2021 N 847/10, согласно которому узел учета допущен к эксплуатации с 01.10.2021.
При анализе показаний узла учета за отчетный период с 18.11.2021 по 13.12.2021 ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" выявлено превышение погрешности над паспортными значениями фактических расходов и масс теплоносителя на подающем и обратном трубопроводе паспортных значений с 24.11.2021 по 30.11.2021 На основании вышеизложенного был составлен акт о выявленных недостатках узла учета от 18.11.2021 N 847а/10, узел учета выведен из эксплуатации с 18.11.2021.
На момент проверки допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии МКД не получен.
С учетом изложенных обстоятельств Комитет пришел к выводу о том, что период с 07.09.2021 (начало отопительного периода) по 30.09.2021, а также в период с 18.11.2021 по 28.02.2022 размер платы за коммунальную услугу по отоплению для потребителей МКД должен определяться исходя из норматива потребления коммунального ресурса в связи с тем, что определить среднемесячный объем потребления коммунального ресурса за предыдущий отопительный период не представляется возможным. Начисление платы в период с 01.10.2021 по 17.11.2021 должно производиться исходя из показаний ОДНУ.
В ходе проверки Комитетом установлено, что за период с 01.10.2021 по 17.11.2021 расчет платы за коммунальную услугу по отоплению был произведен по показаниям ОДПУ.
За период с 07.09.2021 по 30.09.2021 и с 18.11.2021 и далее расчет платы за коммунальную услугу по отоплению осуществлялся Предприятием на основании формулы 2(3) Приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления 0,0351 Гкал/кв. м без учета коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению.
Комитет пришел к выводу, что в данном случае при расчете платы за периоды с 07.09.2021 по 30.09.2021 и с 18.11.2021 по 28.02.2022 подлежала применению формула 2(4) Приложения N 2 к Правилам N 354 с учетом коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, то есть исходя из норматива потребления тепловой энергии в отношении многоквартирного дома 0,0234 Гкал/кв. м.
Установив применение ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" некорректной формулы расчета при определении объема потребления коммунального ресурса по теплоснабжению за периоды с 07.09.2021 по 30.09.2021 и с 18.11.2021 по 28.02.2022, Комитет произвел расчет платы по квартире N 23 спорного МКД за эти периоды по формуле 2(4) Приложения N 2 к Правилам N 354, и пришел к выводу о завышении Предприятием выставляемой потребителям платы за коммунальную услугу по отоплению за данные периоды.
По результатам проверки Комитетом вынесено предписание от 09.03.2022 N 119/4462 в соответствии с которым Предприятию предписано устранить нарушения пункта 42(1) Правил N 354, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ):
- выполнить корректировку платы всем собственникам/нанимателям помещений МКД за коммунальную услугу по отоплению, выставленной за период с 07.09.2021 по 30.09.2021 и с 18.11.2021 по 28.02.2022, исходя из корректного применения формулы 2(4) Правил, с учетом К-периодичности или исходя из норматива потребления тепловой энергии 0,0234 Гкал/кв. м (пункт 1);
- до момента ввода в эксплуатацию ОДПУ производить начисление всем собственникам/нанимателям помещений в МКД платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из корректного применения формулы 2(4) Правил с учетом К-периодичности или исходя из норматива потребления тепловой энергии в отношении дома 0,0234 Гкал/кв. м (пункт 2).
Предприятие не согласилось с предписанием Комитета в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, отказывая в признании недействительным в части пункта 1 оспариваемого предписания руководствовались следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В данном случае суды установили, в связи с тем, что ОДПУ в КД не был допущен в эксплуатацию в отопительном сезоне 2021/2022 в периоды с 07.09.2021 по 30.09.2021 и с 18.11.2021 по 28.02.2022, Предприятием был применен расчетный способ определения объема потребления коммунального ресурса.
Расчет платы за коммунальную услугу по отоплению осуществлялся Предприятием на основании формулы 2(3) Приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из норматива потребления 0,0351 Гкал/кв.м без учета коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению.
В свою очередь Комитет пришел к выводу, что в данном случае при расчете платы за периоды с 07.09.2021 по 30.09.2021 и с 18.11.2021 по 28.02.2022 подлежала применению формула 2(4) Приложения N 2 к Правилам N 354 с учетом коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, то есть исходя из норматива потребления тепловой энергии в отношении многоквартирного дома 0,0234 Гкал/кв. м.
Соглашаясь с позицией Комитета, суды исходили из следующего.
Статьей 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу первому пункта 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - постановление Правительства N 603) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право принять решение в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября.
До вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами N 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления (пункт 3 постановления Правительства N 603).
В силу пункта 42(2) Правил N 354, способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
Следовательно, если соответствующие решения приняты не были, расчет платы за отопление осуществляется в соответствии с Правилами N 354.
Исходя из изложенного, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 1 приложения к письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04, исходя из сроков, установленных в пункте 2 постановления Правительства N 603 и пункте 42(2) Правил N 354, суды заключили, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в течение отопительного периода правомерно только в случае принятия решения органом государственной власти субъекта Российской Федерации о выборе такого способа.
Суды установили, что решение о применении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия не принималось, нормативно-правовые акты, регламентирующие такой порядок, не утверждались.
Таким образом, применяемый в отсутствие ОДПУ норматив потребления тепловой энергии на нужды отопления в Республике Карелия, в том числе в Сортавальском районе, устанавливается в целом на календарный год, а потребители оплачивают коммунальную услугу по отоплению исходя из норматива потребления равномерно за весь календарный год.
Суды заключили, что указанный порядок не может быть изменен тем обстоятельством, что при наличии ОДПУ в конкретном доме расчет объема потребления производится в нем по показаниям прибора учета в течение отопительного периода, поскольку выводы о равномерном внесении платы касаются периодов отопления в отсутствие общедомового прибора учета (в данном случае - после его недопуска в эксплуатацию).
В рассматриваемом случае суды установили, что Предприятие применяло для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению за периоды с 07.09.2021 по 30.09.2021 и с 18.11.2021 по 28.02.2022 значение норматива потребления - 0,0351 Гкал/кв. м, при этом коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, к количеству месяцев в календарном году, не применяло.
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территории Республики Карелия утверждены приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 29.07.2016 N 196 (в редакции приказа от 29.08.2017 N 231).
В отношении спорного МКД норматив потребления тепловой энергии составляет 0,0351 Гкал/кв. м без учета коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (К-периодичности) или 0,0234 Гкал/кв. м с учетом К-периодичности.
Формулой 2(4) приложения N 2 к Правилам N 354 предусмотрен расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в каждом жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, с учетом коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (К-периодичности).
Норматив потребления тепловой энергии определен как 1/12 среднегодового объема тепловой энергии и подлежит применению ежемесячно в течение всего календарного года (формула 5 пункта 3 приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306).
Установив, что на момент вступления в силу Постановления N 603 на территории Республики Карелия при осуществлении расчетов с потребителями использовался способ оплаты коммунальных услуг по отоплению равномерно в течение календарного года, суды двух инстанций согласились с Комитетом о необходимости определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в проверенном МКД за периоды с 07.09.2021 по 30.09.2021 и с 18.11.2021 по 28.02.2022 в соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 по формуле 2(4) Приложения N 2 к Правилам N 354, с учетом К-периодичности (из расчета 8 месяцев отопительного периода) или по нормативу потребления тепловой энергии - 0,0234 Гкал/кв. м.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований в данной части.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.11.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2023 по делу N А26-5557/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий
подпись
Копия верна
Судья
Специалист
А.Г. Кудин
А.Г. Кудин
Судьи
Е.А. Аникина
И.Г. Савицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что на момент вступления в силу Постановления N 603 на территории Республики Карелия при осуществлении расчетов с потребителями использовался способ оплаты коммунальных услуг по отоплению равномерно в течение календарного года, суды двух инстанций согласились с Комитетом о необходимости определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в проверенном МКД за периоды с 07.09.2021 по 30.09.2021 и с 18.11.2021 по 28.02.2022 в соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 по формуле 2(4) Приложения N 2 к Правилам N 354, с учетом К-периодичности (из расчета 8 месяцев отопительного периода) или по нормативу потребления тепловой энергии - 0,0234 Гкал/кв. м.
...
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.11.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2023 по делу N А26-5557/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июля 2023 г. N Ф07-7224/23 по делу N А26-5557/2022