27 июля 2023 г. |
Дело N А56-94325/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Дельфин Групп" Бурдинской Е.В. (доверенность от 07.06.2023), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Загребельной Я.А. (доверенность от 30.12.2022),
рассмотрев 19.07.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2023 по делу N А56-94325/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дельфин Групп", адрес: 191040, Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 50, лит. М, пом. 13/1, ОГРН 1037843127530, ИНН 7842000607 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письмах от 12.07.2022 N 05-26-56436/22-0-6, от 01.09.2022 N 05-15-79078/22-0-1 Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), отказа в предоставлении в собственность земельного участка площадью 1183 кв.м с кадастровым номером 78:31:0001521:75, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 50, лит. З, и обязании Комитет подготовить, в том числе подписать, проект договора купли-продажи указанного земельного участка по цене, действующей по состоянию на 22.08.2022, и направить в течение тридцати календарных дней со дня вступления в силу судебного акта три экземпляра в адрес Общества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Имущество Санкт-Петербурга", адрес: 191124, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1177847189190, ИНН 7840066803 (далее - Учреждение), Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, адрес: 191023, Санкт-Петербург, Караванная ул., д. 9, лит. А, ОГРН 1037843037935, ИНН 7830001853, Комитет по градостроительству и архитектуре (далее - КГА).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2022 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2023 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 08.12.2022 и постановление от 16.03.2023, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы не согласен с выводом судов об отсутствии предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оснований для отказа в выкупе испрашиваемого земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях относительно нее.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество обратилось в Комитет с заявлением от 16.06.2022 N 13755 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1183 кв.м с кадастровым номером 78:31:0001521:75, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 50, лит. З (далее - Участок), в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, статьей 39.20 ЗК РФ)
Письмом от 12.07.2022 N 05-26-56436/22-0-6 Комитет сообщил Обществу об отказе в выкупе Участка на основании пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ, указав, что фактическое использование земельного участка должно соответствовать его разрешенному использованию и градостроительному регламенту территориальной зоны, установленной правилами землепользования и застройки; спорный участок расположен в границах размещения линейного объекта "Красносельско-Калининская линия метрополитена от станции "Обводный канал-2" до станции "Полюстровский проспект 1" (распоряжение КГА от 23.03.2022 N 1-19-101); в отношении земельного участка установлена зона градостроительных ограничений площадью 1183 кв. м.
В письме от 01.09.2022 N 05-15-79078/22-0-1, направленном Обществу в ответ на его повторное обращение от 11.08.2022 N 41 (от 22.08.2022 N 05-15-79078/22-0-0) по вопросу выкупа Участка, Комитет сообщил, что указанный вопрос ранее был им рассмотрен, информация об изменении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об отказе в выкупе, в Комитете отсутствует.
Общество, посчитав изложенный в названных письмах Комитета отказ в выкупе Участка незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции доказательств пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 того же Кодекса основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, осуществляется без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьи 39.20 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
По смыслу указанных норм приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости.
В соответствии с подпунктом 3 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) Участок относится к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования "для размещения административно-управленческих и общественных объектов"; на Участке расположено двухэтажное нежилое здание с кадастровым номером 78:31:0001521:2093 площадью 1726,7 кв.м, в котором Обществу с 04.06.2021 принадлежат на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами 78:31:0001521:3304 и 78:31:0001521:3316 площадью 968,1 кв.м и 758,6 кв.м соответственно.
На основании договора от 30.12.2021 N 20/ЗД-27513 Участок предоставлен Комитетом Обществу в аренду на срок по 14.11.2070 для эксплуатации объекта недвижимости.
Согласно Акту обследования от 23.06.2022, составленному Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, В границах Участка находится объект капитального строительства, на первом этаже которого расположены помещения по оказанию услуг общественного питания (кафе), магазины, салоны красоты, а на втором этаже - офисные помещения.
Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524, установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне ТД1-1_1 - общественно-деловой зоне объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов, расположенных на территории исторически сложившихся районов и исторической застройки пригородов с включением объектов инженерной инфраструктуры; к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах данной территориальной зоны отнесено, в частности, "деловое управление" (код - 4.1), "магазины" (код - 4.4) и "общественное питание" (код - 4.6).
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в совокупности, установив, что фактическое использование Участка и цели его использования, указанные в заявлениях Общества о предоставлении Участка, соответствуют его разрешенному использованию, как указанному в ЕГРН, так и предусмотренному градостроительным регламентом, признали отказ Обществу в выкупе Участка по основанию, предусмотренному пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ, незаконным.
Вопреки доводам подателя жалобы, осуществлении работ по подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта "Красносельско-Калининская линия метрополитена от станции "Обводный канал-2" до станции "Полюстровский проспект 1", до утверждения данной документации не свидетельствует о наличии, установленных статьей 39.16 ЗК РФ оснований для отказа Обществу в выкупе Участка.
Таким образом, удовлетворяя требования Общества, суды исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства, правильно применили положения гражданского и земельного законодательства, приведенные в жалобе доводы не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и получили соответствующую правовую оценку. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В связи с завершением производства в суде кассационной инстанции приостановление исполнения решения от 08.12.2022 по настоящему делу, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.05.2023, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2023 по делу N А56-94325/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2022, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.05.2023 по настоящему делу.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
...
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в совокупности, установив, что фактическое использование Участка и цели его использования, указанные в заявлениях Общества о предоставлении Участка, соответствуют его разрешенному использованию, как указанному в ЕГРН, так и предусмотренному градостроительным регламентом, признали отказ Обществу в выкупе Участка по основанию, предусмотренному пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ, незаконным.
Вопреки доводам подателя жалобы, осуществлении работ по подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта "Красносельско-Калининская линия метрополитена от станции "Обводный канал-2" до станции "Полюстровский проспект 1", до утверждения данной документации не свидетельствует о наличии, установленных статьей 39.16 ЗК РФ оснований для отказа Обществу в выкупе Участка."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июля 2023 г. N Ф07-8220/23 по делу N А56-94325/2022