г. Санкт-Петербург |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А56-94325/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Семиглазова В.А., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от истца (заявителя): Овчинников Г.А. по доверенности от 14.09.2022
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-их лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2241/2023) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2022 по делу N А56-94325/2022 (судья Целищева Н.Е.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дельфин Групп"
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга
3-и лица: 1) Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Имущество Санкт-Петербурга", 2) Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга; 3) Комитет по градостроительству и архитектуре
о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дельфин Групп" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просило признать отказ Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) в предоставлении в собственность земельного участка площадью 1183 кв.м с кадастровым номером 78:31:0001521:75, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский проспект, д. 50, литера З, изложенный в письмах от 12.07.2022 N 05-26-56436/22-0-6, от 01.09.2022 N 05-15- 79078/22-0-1, незаконным; обязать Комитет подготовить, в том числе, подписать, проект договора купли-продажи указанного земельного участка по цене, действующей по состоянию на 22.08.2022, и направить в течение 30 (тридцать) календарных дней со дня вступления в силу судебного акта 3 (три) экземпляра в адрес Общества.
Определением суда от 21.09.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Имущество Санкт-Петербурга" (далее - Учреждение), Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, Комитет по градостроительству и архитектуре (далее - КГА).
Решением суда от 08.12.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Комитет подал апелляционную жалобу, в которой он просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что Градостроительный регламент территориальной зоны ТД1-1 не предусматривает отнесение назначения земельного участка "для размещения административно-управленческих и общественных объектов" ни к основным, ни к условно-разрешенным видам использования, при этом, земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования. Фактическое же использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию, а также градостроительному регламенту территориальной зоны, установленной правилами землепользования и застройки. В отношении спорного земельного участка Комитет полагает, что следует руководствоваться именно тем видом разрешенного использования, который установлен, а не теми видами разрешенного использования, которые потенциально допустимы. Считает, что судом первой инстанции не принята во внимание позиция Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга относительно того обстоятельства, что в настоящее время осуществляется выполнение работ по подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта регионального значения "Красносельско-Калининская линия метрополитена от станции "Обводный канал-2" до станции "Полюстровский проспект-1" для нужд Санкт-Петербурга, что исключает возможность приватизации земельного участка. Указывает, что выкупная стоимость испрашиваемого земельного участка должна определяться на дату обращения с заявлением о выкупе, то есть на 15.06.2022.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно доводы жалобы оспаривает и просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иными лицами, участвующими в деле, отзывы не представлены.
Учреждением в материалы дела подано ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Комитет и третьи лица, надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного заседания по рассмотрению обоснованности апелляционной жалобы, представителей в заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявлением от 16.06.2022 N 13755 (вх. N 05-26-56436/22-0-0) о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1183 кв.м с кадастровым номером 78:31:0001521:75, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский проспект, д. 50, литера З, в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3, ст. 39.17 и 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Письмом от 12.07.2022 N 05-26-56436/22-0-6 Комитет сообщил Обществу об отказе в выкупе участка.
В обоснование принятого решения Комитет сослался на то, что фактическое использование земельного участка должно соответствовать его разрешенному использованию и градостроительному регламенту территориальной зоны, установленной правилами землепользования и застройки; спорный участок расположен в границах размещения линейного объекта "Красносельско-Калининская линия метрополитена от станции "Обводный канал-2" до станции "Полюстровский проспект1" (распоряжение КГА от 23.03.2022 N 1-19-101); в отношении участка установлена зона градостроительных ограничений площадью 1183 кв.м.
В письме от 01.09.2022 N 05-15-79078/22-0-1, направленном Обществу в ответ на его повторное обращение N 41 от 11.08.2022 по вопросу выкупа спорного земельного участка, Комитет сообщил, что указанный вопрос ранее был им рассмотрен, информация об изменении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об отказе в выкупе, в Комитете отсутствует.
Общество, посчитав изложенный в названных письмах Комитета отказ в выкупе спорного земельного участка незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, признав требования Общества обоснованными, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Заслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 Кодекса.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.17 ЗК РФ.
В силу пп. 3 ст. 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ.
Пунктом 14 ст. 39.16 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В силу ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
- осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
- принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
- принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю.
В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В данном случае Комитет, отказывая в удовлетворении заявления Общества, сослался на то, что фактическое использование земельного участка не соответствует виду его разрешенного использования и градостроительному регламенту территориальной зоны, установленной правилами землепользования и застройки.
Согласно выписке из ЕГРН от 04.02.2022 земельный участок площадью 1183 кв.м. с кадастровым номером 78:31:0001521:75 относится к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования - для размещения административно-управленческих и общественных объектов.
На указанном участке расположено двухэтажное нежилое здание с кадастровым номером 78:31:0001521:2093, площадью 1726,7 кв.м, по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский проспект, д. 50, литера З, принадлежащее на праве собственности Обществу (право частной собственности зарегистрировано 04.06.2021).
30.12.2021 между Комитетом (арендодатель) и Обществом (арендатор) был заключен договор аренды N 20/ЗД-27513, на основании которого земельный участок площадью 1183 кв.м с кадастровым номером 78:31:0001521:75 предоставлен в аренду ответчику для эксплуатации объекта недвижимости; срок действия договора установлен до 14.11.2070.
23.06.2022 Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга проведено обследование спорного земельного участка, в результате которого установлено, что в границах участка находится объект капитального строительства, на первом этаже которого находятся помещения по оказанию услуг общественного питания (кафе), магазины, салоны красоты, а второй этаж используется в качестве офисных помещений.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте обследования от 23.06.2022.
Кроме того, ранее, в целях заключения договора аренды, Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" была подготовлена ведомость инвентаризации земельного участка по функциональному использованию территории (по состоянию на 15.07.2021), согласно которой видами фактического использования спорного участка являются: "административные помещения", "торговля", "общественное питание", "бытовое обслуживание", "склад", иная деятельность не осуществляется.
Таким образом, представленными заявителем в материалы дела доказательствами подтверждается, что испрашиваемый участок фактически используется для эксплуатации находящегося на нем нежилого здания и назначение этого здания в полной мере соответствует виду разрешенного использования участка, указанному в ЕГРН.
Комитетом указанные обстоятельства надлежащим образом не оспорены.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
В соответствии с п. 2 ст. 85 ЗК РФ для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
В силу п. 3 указанной статьи градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Частью 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно ч. 2 указанной статьи виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
В соответствии с ч. 4 той же статьи основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В Санкт-Петербурге градостроительные регламенты установлены Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 (далее - Правила землепользования и застройки).
Судом первой инстанции установлено и Комитетом не опровергнуто, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне ТД1-1 - общественно-деловой зоне объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов, расположенных на территории исторически сложившихся районов и исторической застройки пригородов с включением объектов инженерной инфраструктуры.
Градостроительный регламент территориальной зоны ТД1-1 определен в п. 2.9 Правил землепользования и застройки, согласно которому целью выделения зоны является развитие существующих и преобразуемых территорий (включающих исторический центр Санкт-Петербурга и историческую застройку пригородов), предназначенных для размещения общественно-деловых объектов, с формированием на их основе комплексных многофункциональных зон общественно-деловой и сочетающейся с ней жилой застройки; развитие сферы социального и культурно-бытового обслуживания для обеспечения потребностей жителей указанных территорий в соответствующих среде формах; развитие необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур.
Основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны ТД1-1 установлены в п. 2.9.3 Правил землепользования и застройки.
Так, к основным видам разрешенного использования земельных участков отнесено, в частности, "Деловое управление" (код - 4.1), "Магазины" (код - 4.4) и "Общественное питание" (код - 4.6) (подпункты 23, 26, 28).
Таким образом, как правильно установлено судом первой инстанции, виды фактического использования испрашиваемого земельного участка соответствуют основным видам разрешенного использования земельных участков, установленных градостроительным регламентом территориальной зоны ТД1-1.
При этом, Общество имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему объект недвижимости.
Доказательств использования Обществом земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием, Комитетом в материалы дела, вопреки требованиям ст.65 АПК РФ, не представлено. Доказательства, подтверждающие надлежащее использование Обществом земельного участка, приобщенные заявителем к делу, Комитетом не опровергнуты.
Довод апелляционной жалобы Комитета о том, судом первой инстанции не принята во внимание позиция Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга относительно того обстоятельства, что в настоящее время осуществляется выполнение работ по подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта регионального значения "Красносельско-Калининская линия метрополитена от станции "Обводный канал-2" до станции "Полюстровский проспект-1" для нужд Санкт-Петербурга, что исключает возможность приватизации земельного участка, не нашел своего подтверждения.
По сведениям региональной информационной системы "Геоинформационная система Санкт-Петербурга" (далее - РГИС) спорный участок расположен в границах размещения линейного объекта "Красносельско-Калининская линия метрополитена от станции "Обводный канал-2" до станции "Полюстровский проспект-1", в отношении участка установлена зона градостроительных ограничений площадью 1183 кв.м.
Как следует представленного в материалы дела отзыва Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, на основании действующего между ним и обществом с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт "Севзапинжтехнология" государственного контракта от 10.10.2018 N ПМ-24/2018 (извещение N 0172200005818000030) осуществляется выполнение работ по подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта регионального значения "Красносельско-Калининская линия метрополитена от станции "Обводный канал-2" до станции "Полюстровский проспект-1" для нужд Санкт-Петербурга; по общедоступным сведениям РГИС испрашиваемый земельный участок попадает в границы разработки документации по планировке территории для размещения указанного линейного объекта, таким образом, вероятнее всего испрашиваемый земельный участок будет необходим для реализации линейного объекта.
Вместе с тем, как подтверждено материалами дела и Комитетом не оспорено, на момент рассмотрения спора судом первой инстанции постановление Правительства Санкт-Петербурга об утверждении документации по планировке территории для размещения Красносельско-Калининской линии метрополитена от станции "Обводный канал-2" до станции "Полюстровский проспект-1" не издано, в связи с чем рассматриваемое обстоятельство не могло служить основанием для отказа Обществу в выкупе спорного земельного участка. Доказательств принятия такого Постановления не представлено подателем жалобы и в суд апелляционной инстанции.
При этом, утверждения в отзыве Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга о том, что вероятнее всего испрашиваемый земельный участок будет необходим для реализации линейного объекта, носят вероятностный характер и не могут являться основанием для отказа лицу в реализации принадлежащего ему права.
Также судом апелляционной инстанции принимается во внимание отсутствие возражений Комитета в суде первой инстанции относительно даты, по состоянию на которую должна быть определена цена выкупаемого участка (22.08.2022), в силу чего довод апелляционной жалобы о том, что выкупная стоимость испрашиваемого земельного участка должна определяться на дату обращения с заявлением о выкупе, то есть на 15.06.2022, отклоняется. В силу ст.9 АПК РФ лица, участвующие в деле несут риск наступления негативных последствий несовершения ими процессуальных действий. Уклонение Комитета от представления доказательств и изложения доводов в защиту своего интереса, в том числе в части даты, по состоянию на которую должна быть определена цена выкупаемого участка, в суде первой инстанции, влечет риски для самого Комитета и не может являться основание для отмены обжалуемого судебного акта.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции относительно неправомерности отказа Комитета и наличия оснований для удовлетворения заявления Общества.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении иска и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2022 по делу N А56-94325/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
В.А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-94325/2022
Истец: ООО "ДЕЛЬФИН ГРУПП"
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ, КОМИТЕТ ПО РАЗВИТИЮ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИМУЩЕСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА", ФКУ "ГИАЦ МВД РОССИИ"