03 августа 2023 г. |
Дело N А42-8290/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Наблюдательные приборы" Калачова Е.Н. (доверенность от 15.09.2022) и Романовской Т.К. (доверенность от 10.03.2023), от Мурманской таможни Корельского А.В. (доверенность от 14.09.2021 N 05-19/14233), Швец Н.А. (доверенность от 14.09.2022 N 19-17/0693), Ивановой Ю.С. (доверенность от 13.12.2021 N 05-19/19404),
рассмотрев 03.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Наблюдательные приборы" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2023 по делу N А42-8290/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Наблюдательные приборы", адрес: 194021, Санкт-Петербург, Новороссийская ул., д. 53, лит. Б, пом. 74, ОГРН 1079847102829, ИНН 7813397789 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными решений Мурманской таможни, адрес: 183010, г. Мурманск, ул. Горького, д. 15, ОГРН 1025100864095, ИНН 5192160036 (далее - Таможня), от 02.08.2022, от 04.08.2022, от 05.08.2022, от 08.08.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10702070/020321/0054355,10702070/040521/0124899, 10702070/050521/0125879, 10702070/080321/0060328,10702070/090221/0031641, 10702070/170521/0139113, 10702070/290321/0082840,10702070/110222/3055672, 10702070/010821/0235586, 10702070/010921/0274512,10702070/050521/0125987, 10702070/081121/0361858, 10702070/121021/0328709,10702070/121121/0369439, 10702070/190821/0259319, 10216170/010720/0168326,10702070/200921/0299535, 10702070/211021/0341145, 10702070/260721/0227850,10702070/030222/3043551, 10702070/280122/3035539, 10702070/040620/0116260,10702070/250620/0135491, 10702070/210720/0163126, 10702070/030120/0000246,10702070/050220/0028301, 10702070/050220/0028447, 10702070/180320/0052811,10702070/310320/0063413, 10702070/150420/0076201, 10702070/210420/0080218 после выпуска товаров.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Фирма "ГТК Сервис", адрес: 127642, Москва, пр-д Дежнева, д. 1, ОГРН 1027739193360, ИНН 7734117750 (далее - АО "Фирма "ГТК Сервси"), общество с ограниченной ответственностью "Интерлинкс", адрес: 690065, Приморский край, г. Владивосток, ул. Крыгина, д. 100, ОГРН 1052504451427, ИНН 2540115722 (далее - ООО "Интерлинкс"), общество с ограниченной ответственностью "Райзъ", адрес: 690091, Приморский край, г. Владивосток, Тигровая ул., д. 20А, пом. 13, ОГРН 1082540000476, ИНН 2540139681 (далее - ООО "Райзъ").
Решением суда первой инстанции от 16.01.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.05.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе и дополнений к ней Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 16.01.2023 и постановление от 05.05.2023, принять по данному делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. Податель кассационной жалобы настаивает на правомерности применения в отношении спорных товаров налоговой льготы по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС). Заявитель полагает, что выводы судов о несоблюдении требований для освобождения от обложения НДС (при наличии в материалах дела сертификата соответствия, декларации о соответствии) являются необоснованными, носят формальный подход. С учетом упразднения приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст Общероссийского классификатора продукции (ОКП) ОК 005-93 и введения в действие Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, отсутствия возможности внесения изменения в регистрационное удостоверение на медицинское изделие в части кода ОКП на код ОКПД2 Обществом были получены сертификат соответствия, декларации о соответствии, в которых спорному медицинскому изделию присвоен код ОКПД2 26.70.22.150. Таким образом, поскольку товару присвоен код ОКПД2 26.70.22.150, он классифицирован по коду единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 9011 80 000 00, который включен в Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень N 1042), в отношении товара представлено регистрационное удостоверение, Общество полагает, что правомерность применения освобождения по уплате НДС подтверждена.
В отзыве на кассационную жалобу Таможня, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Таможни возражали против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между Обществом (покупатель) и компанией "NINGBO SHENG HENG OPTICS & ELECTRONICS CO.,LTD" (Китай) заключены внешнеторговые контракты от 15.03.2019 N 2019NP-01, от 05.12.2019 N 2020NP-01, от 07.12.2020 N 2021NP-01, во исполнение которых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в 2020 - 2022 годах были ввезены микроскопы биологические "Микромед".
К таможенному оформлению в целях помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" ввезенный товар предъявлен на Владивостокский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Владивостокской таможни и Балтийский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Балтийской таможни таможенными представителями - АО "Фирма "ГТК Сервси", ООО "Интерлинкс", ООО "Райзъ" по ДТ N 10702070/020321/0054355,10702070/040521/0124899, 10702070/050521/0125879, 10702070/080321/0060328,10702070/090221/0031641, 10702070/170521/0139113, 10702070/290321/0082840,10702070/110222/3055672, 10702070/010821/0235586, 10702070/010921/0274512,10702070/050521/0125987, 10702070/081121/0361858, 10702070/121021/0328709,10702070/121121/0369439, 10702070/190821/0259319, 10216170/010720/0168326,10702070/200921/0299535, 10702070/211021/0341145, 10702070/260721/0227850,10702070/030222/3043551, 10702070/280122/3035539, 10702070/040620/0116260,10702070/250620/0135491, 10702070/210720/0163126, 10702070/030120/0000246,10702070/050220/0028301, 10702070/050220/0028447, 10702070/180320/0052811,10702070/310320/0063413, 10702070/150420/0076201, 10702070/210420/0080218.
При таможенном декларировании товар классифицирован по коду 9011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, которому соответствуют микроскопы оптические сложные, включая микроскопы для микрофотосъемки, микрокиносъемки или микропроецирования: - микроскопы прочие; ставка ввозной таможенной пошлины - 0%, ставка НДС - 20%.
В графе 36 ДТ "Преференция" указано "ОООО-ХТ" (освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимой в Российскую Федерацию важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники). В графе 31 ДТ содержаться сведения о коде Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 26.70.22.150.
При декларировании товара к ДТ приложено регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 26.12.2007 N ФСЗ 2007/00554, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, на медицинское изделие "Микроскопы биологические "Микромед" с принадлежностями", которое имеет код Общероссийского классификатора продукции (ОКП) 94 4300, а также декларация о соответствии N РОСС RU Д-CNюФД37.В.329938/20, сертификат соответствия N РОСС CN.НА 36.Н01229.
По результатам проведенной после выпуска товаров камеральной таможенной проверки документов и сведений, указанных в ДТ, установив факт несоблюдения Обществом условий, необходимых для предоставления льгот по уплате НДС в отношении задекларированных товаров, Таможня составила акт от 29.06.2022 N 10207000/210/290622/А000027.
Ввиду того, что Обществом представлено регистрационное удостоверение, в котором указан код ОКП, не включенный в раздел I Перечня N 1042, Таможня пришла к выводу, что в отношении спорного товара освобождение от уплаты НДС не применяется, и приняла 02.08.2022, 04.08.2022, 05.08.2022, 08.08.2022 решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ. Сумма неуплаченного НДС по ДТ по расчету Таможни составила 46 591 290 руб. 88 коп.
Считая решения таможенного органа незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, пришли к выводу о неправомерности применения Обществом льготы по уплате НДС в отношении спорного товара, поэтому отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, ознакомившись с доводами кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу пункта 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 названного Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация, а также передача на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила), подлежащих обращению на территории Российской Федерации, устанавливающие порядок их государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 6 Правил документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
В силу подпункта "и" пункта 56 Правил (в редакции, действовавшей на момент выдачи представленных заявителем регистрационных удостоверений) в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается код общероссийского классификатора продукции (ОКП) для медицинского изделия.
Согласно подпункту "и" пункта 56 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 160) в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Перечень N 1042 в отношении товаров, освобождаемых от налогообложения НДС, содержит наименование товара и ссылку на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93, а также сведения о соответствующем коде по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и ТН ВЭД ЕАЭС, которые применяются с учетом примечаний.
Из примечания 1 к Перечню N 1042 следует, что для целей применения раздела I данного перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из сносок <*> <******> к Перечню N 1042, код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на код (ОКП) ОК 005-93. Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код.
Соответственно, единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода ОКП (ОКПД 2) ввезенного товара, является его регистрационное удостоверение.
Таким образом, освобождение от уплаты НДС в отношении медицинских изделий, ввозимых в Российскую Федерацию, применяется при наличии регистрационного удостоверения на данные изделия и совпадения (соответствия) кода ОКП для медицинского изделия, указанного в регистрационном удостоверении, коду ОКП, включенному в Перечень.
В регистрационном удостоверении на медицинское изделие от 26.12.2007 N ФСЗ 2007/00554 в отношении изделия "Микроскопы биологические "Микромед" с принадлежностями" указан код ОКП 94 4300.
С учетом примечания 1 к Перечню N 1042 для освобождения от уплаты НДС при ввозе товара ввозимый товар по коду ТН ВЭД ЕАЭС и коду ОКП должен быть включен в данный Перечень. При этом существенным фактором для освобождения от уплаты НДС при ввозе спорного товара является одновременное совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС и кода ОКП в рамках одного пункта Перечня N 1042.
Из материалов дела усматривается, что при таможенном декларировании Общество заявило в отношении товара код 9011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, при этом в регистрационном удостоверении по этому изделию указан код ОКП 94 4300.
Вместе с тем в разделе I Перечня не поименованы товары, одновременно соответствующие коду 9011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС и коду ОКП 94 4300, в связи с чем суды обоснованно заключили, что Обществом не соблюдены условия примечания 1 к Перечню для целей освобождения товара от уплаты НДС.
В соответствии с пунктом 13 раздела I указанного Перечня, не подлежат обложению НДС приборы и аппараты для медицинских лабораторных исследований кода 94 4300 ОКП (анализаторы состава и свойств биологических жидкостей медицинские; приборы и аппараты для санитарно-гигиенических и бактериологических исследований измерительные; приборы и аппараты для клинико-диагностических лабораторных исследований, кроме анализаторов; приборы и аппараты для санитарно-гигиенических и бактериологических исследований, кроме измерительных; комплексы и комплекты (наборы) для клинико-диагностических лабораторных исследований; комплексы и комплекты (наборы) для санитарно-гигиенических и бактериологических исследований; приборы и аппараты вспомогательные для клинико-диагностических, санитарно-гигиенических и бактериологических исследований общего назначения), в том числе классифицируемые в товарных позициях 9018, 9027 ТН ВЭД ЕАЭС.
Утверждение Общества о том, что на основании области применения (медицинские биологические исследования) спорный товар может классифицироваться в товарной позиции 9018 ТН ВЭД ЕАЭС, Таможня не установила правильность заявленного классификационного кода ТН ВЭД ЕАЭС, обоснованно отклонено судами.
В силу положений статей 19, 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) декларант и иные лица при таможенном декларировании осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, а таможенные органы - осуществляют полномочия, связанные с проверкой правильности классификации товаров.
Таможенный орган осуществляет классификацию товаров, в том числе в случаях выявления как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров (подпункт 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 21 постановления от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД.
В рассматриваемом случае предметом спора правильность классификации спорного товара по ТН ВЭД ЕАЭС не является.
Код 9011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, по которому классифицированы Обществом спорные изделия, указан в пункте 11 раздела I "Медицинские изделия" Перечня N 1042, в котором напрямую поименованы микроскопы биологические с кодом ОКП 44 3510.
Однако достоверных и достаточных доказательств соответствия спорного товара коду ОКП 44 3510, содержащемуся в Перечне N 1042, Обществом не представлено и в материалах дела отсутствуют. Согласно представленному регистрационному удостоверению спорному товару присвоен код 94 4300 ОКП. Произвольное изменение присвоенного в установленном законодательством порядке кода ОКП на иной код (в данном случае ОКП 44 3510) с целью приведения товара в соответствие с пунктом 11 раздела I Перечня N 1042, является необоснованным.
Вопреки доводам кассационной жалобы, представленные декларации о соответствии и сертификаты соответствия на товар, в которых указан код ОКПД2 26.70.22.150, не являются документами, подтверждающими право на применение льготы по НДС.
Сам по себе код ОКП (ОКПД2), содержащийся в тех или иных документах (декларации о соответствии, сертификате соответствия) не является основанием для применения льгот. Отмена кодов ОКП и введение в действие кодов ОКПД2 само по себе не свидетельствует о возможности применения Обществом освобождения от уплаты НДС. Кроме того, ссылка Общества на упразднение кодов ОКП является несостоятельной, поскольку это обстоятельство не означает прекращения их использования, в частности, в целях проверки включения медицинского изделия в Перечень N 1042.
С учетом представленного регистрационного удостоверения и указаний, содержащихся в Перечне N 1042, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения соответствуют закону и не нарушают права Общества.
Все доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов и не опровергают их выводы, а указывают на не согласие подателя жалобы с оценкой доказательств и установленных фактических обстоятельств данного дела
Несогласие подателя жалобы с оценкой судами фактических обстоятельств дела и иное толкование норм материального права не может быть положено в обоснование отмены обжалованных судебных актов.
С учетом изложенного кассационный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, поэтому кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2023 по делу N А42-8290/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Наблюдательные приборы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Таможенный орган осуществляет классификацию товаров, в том числе в случаях выявления как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров (подпункт 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 21 постановления от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД.
...
решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2023 по делу N А42-8290/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Наблюдательные приборы" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 августа 2023 г. N Ф07-9744/23 по делу N А42-8290/2022