04 августа 2023 г. |
Дело N А21-5404/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного в составе
председательствующего Кудина А.Г.,
судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 01.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 7" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2023 по делу N А21-5404/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 7", адрес: 236040, Калининград, улица Подполковника Иванникова, дом 1, помещение 11, ОГРН 1143926018510, ИНН 3906325878 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, адрес: 236022, Калининград, улица Дмитрия Донского, дом 1, ИНН 3906999637, ОГРН 1163926082253 (далее - Министерство) от 09.03.2022 N ЖК-2/262/КАС/1225-вх по устранению выявленных нарушений лицензионных требований.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено Государственное предприятие Калининградской области "Водоканал" (далее - Предприятие).
Решением суда первой инстанции от 21.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.04.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество является управляющей организацией по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, расположенных в городе Калининграде по Пролетарской улице, дом 52-62, дом 37-39, Космической улице, дом 2-4, Звездной улице, дом 7-13, дом 15-19, Загорской улице, дом 1-5, Больничной улице, дом 6-8, улица Коперника, дом 8-10, улица Генерала Буткова, дом 36, Пролетарской улице, дом 55-61А, улица Генерала Соммера, дом 29-37, Госпитальной улице, дом 5-17, улицы Невского, дом 24-30, Московскому проспекту, дом 21-23, дом 25-27, улица Генерала Галицкого, дом 6-10, дом 35-39 (далее - МКД).
На основании обращения ГП КО "Водоканал" по вопросу соблюдения Обществом требований Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части не обеспечения надлежащей и корректной эксплуатации общедомового водомерного узла в МКД в соответствии с приказом от 28.02.2022 N ЖК-487/пр. Министерством в период с 28.02.2022 по 09.06.2022 в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка
В ходе проверки Министерством установлено, что Обществом не установлены и не введены в эксплуатацию коллективные (общедомовые) приборы учета холодного водоснабжения в вышеперечисленных МКД, что привело к нарушениям требований части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162, пункта 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 4 статьи 12, пункта 1 статьи 13, части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), подпунктов "д", "ж" пункта 10, подпунктов "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), подпункта "в" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 09.03.2022 N ЖК-1/487/КАС/1255-вх.
По результатам проверки Министерством Обществу выдано предписание по устранению выявленных нарушений лицензионных требований от 09.03.2022 N ЖК-2/262/КАС/1225-вх, согласно которому заявителю в срок до 10.07.2022 предписано обеспечить ввод в эксплуатацию (при необходимости обеспечить установку и ввод в эксплуатацию) общедомовых приборов учета холодной воды (ОДПУ ХВС) в проверяемых многоквартирных домах, расположенных в городе Калининграде, а также представить в Министерство копии заверенных документов, свидетельствующих о вводе в эксплуатацию ОДПУ ХВС в вышеуказанных МКД.
Общество не согласилось с предписанием Министерства, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно подпункту "в" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в частности, подготовки предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) многоквартирного дома, а также осуществлением действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, повышения его энергоэффективности.
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем: постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подпункт "д"), соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подпункт "ж").
Пунктом 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий (подпункт "и"); обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (подпункт "к").
Согласно части 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Как предусмотрено частью 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
В силу части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20.09.2016 N АПЛ16-403, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона N 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом. Работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ. При наличии заключенного договора управления многоквартирным домом управляющая компания обязана выполнять требования подпунктов "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество, осуществляя управление указанными многоквартирными домами, не обеспечило установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя довод Общества об отсутствии техническая возможность установки ОДПУ в силу подпунктов "а", "в" пункта 2 Критериев, утвержденных Приказом Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр, а также в связи с необходимостью выполнения капитального ремонта внутридомовой системы водоснабжения МКД, сослался на положения подпункта 2 пункта 1 статьи 48 Закона N 261-ФЗ, пункта 2 приложения N 1 к Приказу Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр (далее - Приказ N 485/пр) заключили, что сама по себе необходимость проведения капитального ремонта инженерных сетей не свидетельствует о том, что приборы учета установить невозможно, поскольку проведение ремонта в такой ситуации должно быть обусловлено невозможностью установки прибора учета ввиду именно проектных характеристик многоквартирного дома, а не по иным причинам.
Также суд заключил, что представленные Обществом технические заключения Калининградского института независимой оценки также не позволяют сделать вывод о том, что в спорный период отсутствовала возможность установки приборов учета в соответствии с критериями, установленными приложением 1 к Приказу N 485/пр, поскольку специалистом сделан вывод только лишь о невозможности установки приборов учета в силу физического износа инженерных сетей, а не по иным причинам. Однако, указанное основание не является в соответствии с действующим законодательством критерием отсутствия технической возможности установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме.
Суд апелляционной инстанции, ссылаясь на судебные акты по делу N А21-13061/2019, констатировал, что в период 2013 - 2016 годов во всех спорных МКД приборы учета были установлены ресурсоснабжающей организацией, следовательно, техническая возможность для их установки имелась. Технические заключения, сделанные позднее срока установки приборов учета, не дают основания полагать о технической невозможности установки ОДПУ в многоквартирных домах.
Суд апелляционной инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, акты обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета холодной воды по вышеуказанным МКД за период март 2021 - январь 2022 года, составленные Обществом совместно с представителем ресурсоснабжающей организации, пришел к выводу о том, что Предприятием установлено наличие технической возможности установки в МКД прибора учета холодной воды.
Довод Общества о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы в целях определения технической возможности установки ОДПУ ХВС в отношении спорных многоквартирных домов был правомерно отклонен судами двух инстанций, поскольку в материалах дела достаточно доказательств позволивших суду разрешить спор по существу, а также учли то обстоятельство, что ранее в спорных МКД уже были установлены ОДПУ ХВС.
Кроме того, суд апелляционной инстанции констатировал, что утверждая об отсутствии технической возможности установки во всех спорных МКД приборов учета в связи с изношенностью сетей, Общество не указало, какие меры им, как управляющей компанией были приняты для ремонта сетей водоснабжения, не представлены доказательства созыва собрания собственников помещений МКД для решения данного вопроса.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания Министерства упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными, с чем согласился и апелляционный суд.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Несогласие Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2023 по делу N А21-5404/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N7" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции, отклоняя довод Общества об отсутствии техническая возможность установки ОДПУ в силу подпунктов "а", "в" пункта 2 Критериев, утвержденных Приказом Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр, а также в связи с необходимостью выполнения капитального ремонта внутридомовой системы водоснабжения МКД, сослался на положения подпункта 2 пункта 1 статьи 48 Закона N 261-ФЗ, пункта 2 приложения N 1 к Приказу Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр (далее - Приказ N 485/пр) заключили, что сама по себе необходимость проведения капитального ремонта инженерных сетей не свидетельствует о том, что приборы учета установить невозможно, поскольку проведение ремонта в такой ситуации должно быть обусловлено невозможностью установки прибора учета ввиду именно проектных характеристик многоквартирного дома, а не по иным причинам.
Также суд заключил, что представленные Обществом технические заключения Калининградского института независимой оценки также не позволяют сделать вывод о том, что в спорный период отсутствовала возможность установки приборов учета в соответствии с критериями, установленными приложением 1 к Приказу N 485/пр, поскольку специалистом сделан вывод только лишь о невозможности установки приборов учета в силу физического износа инженерных сетей, а не по иным причинам. Однако, указанное основание не является в соответствии с действующим законодательством критерием отсутствия технической возможности установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 августа 2023 г. N Ф07-9849/23 по делу N А21-5404/2022