07 августа 2023 г. |
Дело N А26-8438/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Толкунова В.М.,
при участии от Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия Долженковой Ю.А. (доверенность от 21.11.2022),
рассмотрев 07.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2023 по делу N А26-8438/2022,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Богданова Татьяна Павловна, ОГРНИП 306100131100021, ИНН 100107020203 (далее - Предприниматель), обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 5, ОГРН 1021000542540, ИНН 1001044080 (далее - Управление), от 30.09.2022 N 3/85-2022АП о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 13.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 2000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 02.02.2023 (в виде резолютивной части от 23.01.2023), оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.04.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся судебные акты, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку считает выводы судов об истечении срока давности привлечения к ответственности неверными. Управление полагает, что деятельность Предпринимателя носит длящийся характер, в связи с чем названный срок давности следует исчислять со дня обнаружения административного правонарушения, а именно с 20.09.2022.
С учетом части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационная жалоба рассматривается судьей единолично, с учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов кассационной жалобы с вызовом лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы кассационной жалобы.
Предприниматель о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направила.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Между тем таких оснований не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе оперативно-розыскных мероприятий по обеспечению информационной безопасности, осуществляемых сотрудниками Управления, установлено, что 24.07.2022 Предприниматель оказала услуги обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Формула строительства ОПТ" (ИНН 1001291851) и ООО "Формула строительства" (ИНН 1001178687) по составлению и предоставлению (направлению) в налоговый орган налоговых деклараций. Налоговая отчетность отправлена с персонального компьютера с использованием Интернет-ресурса "Контур.Экстерн", версия 2.9.9.41, средства криптографической защиты информации "КринтоПро CSP", версия продукта 5.0.12000, версия ядра СКЗИ 5.0.12000 КО.
Административный орган пришел к выводу о том, что Предприниматель оказала услуги по шифрованию информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах третьих лиц без получения в установленном порядке лицензии, чем нарушила положения подпункта 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".
По факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении от 20.09.2022 N 3/85-2022АП и вынесено оспоренное постановление.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Частью 1 статьи 13.13 КоАП РФ предусмотрено, что занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой.
Принимая во внимание отсутствие в деле доказательств, подтверждающих принятие Предпринимателем всех зависящих от нее мер по соблюдению требований законодательства о лицензировании, суды согласились с выводами административного органа о наличии в действиях Предпринимателя состава вмененного административного правонарушения.
Вместе с тем, с учетом характера и описания правонарушения (в том числе установленных Управлением дат занятия спорной деятельностью) суды двух инстанций пришли к выводу об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, исчисляемого с даты совершения (окончания) (24.07.2022), признав постановление Управления незаконным и отменив его на этом основании (статьи 4.5, 24.5 КоАП РФ).
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Оснований для пересмотра судебных актов, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 АПК РФ, не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2023 по делу N А26-8438/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Карелия - без удовлетворения.
Судья |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 статьи 13.13 КоАП РФ предусмотрено, что занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой.
Принимая во внимание отсутствие в деле доказательств, подтверждающих принятие Предпринимателем всех зависящих от нее мер по соблюдению требований законодательства о лицензировании, суды согласились с выводами административного органа о наличии в действиях Предпринимателя состава вмененного административного правонарушения.
Вместе с тем, с учетом характера и описания правонарушения (в том числе установленных Управлением дат занятия спорной деятельностью) суды двух инстанций пришли к выводу об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, исчисляемого с даты совершения (окончания) (24.07.2022), признав постановление Управления незаконным и отменив его на этом основании (статьи 4.5, 24.5 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 августа 2023 г. N Ф07-9424/23 по делу N А26-8438/2022