08 августа 2023 г. |
Дело N А56-69596/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,
при участии от акционерного общества "Торговый дом "Перекресток" Побережной Е.А., Сергиенко А.Ю., Шаповаловой Ю.И., от Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Кушнира Е.Е. (доверенность от 26.12.2022 N 01-35-3783/22-0-0), от Комитета по градостроительству и архитектуре Самойловой Д.Д. (доверенность от 09.01.2023 N 01-29-11-1/23),
рассмотрев 31.07.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Торговый дом "Перекресток" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2023 по делу N А56-69596/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Торговый дом "Перекресток", адрес: 109029, Москва, Средняя Калитниковская ул., д. 28, стр. 4, ОГРН 1027700034493, ИНН 7728029110 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, адрес: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, лит. Б, ОГРН 1037869018219, ИНН 7830002423 (далее - Комитет), в выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге от 06.04.2022 N 187377.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по градостроительству и архитектуре, адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 2, ОГРН 1037843022524, ИНН 7830000994 (далее - КГА).
Решением суда от 23.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.03.2023, заявленные Обществом требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить означенные решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Комитета и КГА возражали против ее удовлетворения.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.07.2023 рассмотрение кассационной жалобы было отложено на 31.07.2023.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявлением о выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации по адресу:
Санкт-Петербург, ул. Васи Алексеева д. 4, стр. 1 / пр. Стачек.
Решением от 06.04.2022 N 187377 Комитет отказал в выдаче разрешения на установку объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге, указав в качестве причины отказ КГА в таком согласовании со ссылкой на нарушение внешнего облика сложившейся застройки на основании абзаца четвертый пункта 7 Положения N 1002 ввиду нарушения требований пункта 2.3.5.8.3 приложения N 3 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961), пунктов 1.1.1, 1.2.1, 1.2.2.1, 1.2.3 приложения N 6 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 N 40 (далее - Правила N 40).
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о законности оспариваемого решения Комитета, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал, признал их законными и обоснованными.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Согласно пунктам 2 и 2.6 Приложения N 2 к Правилам N 961 наружная реклама и информация относится к элементам благоустройства Санкт-Петербурга. При этом пунктом 2.6 названного Приложения определено, что наружная информация (также - объекты для размещения информации), включает в себя вывески, указатели, меню, пилоны автозаправочных станций, пилоны автодилеров, информационные щиты и стенды, знаки адресации.
В соответствии с пунктом 2.3.5.8.1 Приложения N 3 к Правилам N 961 разработка проектных решений наружной информации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 N 1002 "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге" (далее - Положение N 1002) и требованиями, предусмотренными в пунктах 2.3.5.8.2 - 2.3.5.8.11 настоящего приложения, за исключением знаков адресации, в отношении которых требуется разработка листа согласования в соответствии с требованиями, предусмотренными в пунктах 2.3.5.8.12.1 - 2.3.5.8.12.6 настоящего приложения.
При разработке проектных решений наружной информации следует соблюдать упорядоченность таких объектов для размещения информации в пределах фасада здания, сооружения (пункт 2.3.5.8.1 Приложения N 3 к Правилам N 961).
Положением N 1002 предусмотрено, что разрешения выдаются Комитетом. Такое разрешение выдается на основании заявления, подаваемого в Комитет заявителями по форме согласно приложению N 1 (пункт 3 Положения N 1002).
Пунктом 4 Положения N 1002 определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге.
В силу пункта 6 Положения N 1002 в целях принятия решения о выдаче разрешения или отказе в выдаче разрешения Комитет в пятидневный срок со дня получения заявления направляет информационные материалы и документы, перечисленные в пунктах 4.3 и 4.4 Положения, с приложением копии заявления в следующие органы государственной власти для согласования установки или перемещения объекта для размещения информации, в том числе в Комитет по градостроительству и архитектуре.
Согласно абзацу 3 пункта 7 Положения N 1002 исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга отказывают в согласовании в случае, если установка или перемещение объекта для размещения информации не соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии с абзацем пятым пункта 7 Положения N 1002 Комитет отказывает в согласовании, в том числе в случае, если из представленных информационных материалов следует, что установка объекта для размещения информации не соответствует требованиям к наружной информации, установлены Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, и нарушает архитектурный облик Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик здания, сооружения.
В рамках процедуры, определенной Положением N 1002, Комитетом рассмотрены и 01.03.2022 отклонены от согласования информационные материалы по заявлению Общества 21.02.2022 N 1562347 на установку вывески "ПЕРЕКРЕСТОК" на фасаде здания по адресу: Санкт-Петербург, ул. Васи Алексеева, д. 4, стр. 1.
Согласно пункту 2.1 Положения о КГА, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1679, одной из основных задач КГА является формирование архитектурного облика Санкт-Петербурга.
Наружная информация (объекты для размещения информации), к которой в том числе относятся вывески, в соответствии с приложением N 2 к Правилам N 961 являются элементами благоустройства.
Согласно пункту 1.3 приложения N 3 к Правилам N 961 при размещении и содержании элементов благоустройства, включая замену, ремонт, эксплуатацию, не допускается изменение их размещения, внешнего вида, цвета и иных параметров, установленных проектом благоустройства.
Пунктом 2.3.5 приложения N 3 к Правилам N 961 установлены требования к разработке проектных решений элементов благоустройства.
Разработка проектных решений элементов благоустройства не должна нарушать архитектурный облик Санкт-Петербурга, эстетическое состояние территории Санкт-Петербурга, архитектурно-градостроительный облик зданий, сооружений (в случае проектирования для фасадов), требования законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, требования законодательства в области охраны окружающей среды, пожарной безопасности, законодательства в области градостроительной деятельности и охраны объектов культурного наследия, не должна ухудшать техническое состояние фасадов и несущих конструкций зданий, сооружений, должна сохранять подземные коммуникации и сооружения, быть направлена на создание доступности для маломобильных групп населения.
Согласно пункту 1.2.2.1 приложения N 6 к Правилам N 40 внешний вид вывесок, указателей, меню должен соответствовать архитектурно-градостроительному облику здания, сооружения, иным элементам благоустройства, размещенным на фасаде здания, сооружения.
В рассматриваемом случае, КГА не приведено каких-либо обоснований в подтверждение отказа в согласовании размещения спорной вывески со ссылкой на нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, в частности не указано, в чем именно выразилось несоответствие вывески "ПЕРЕКРЕСТОК" внешнему архитектурному облику сложившейся застройки.
Основанием для отказа в согласовании размещения спорной вывески КГА указывает на нарушение требований статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), согласно которой эксплуатация зданий должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением) и проектной документацией.
В соответствии с частью 1 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
Из положений статей 55.24 и 55.25 ГрК РФ следует, что функциональное назначение объектов определяется проектной документацией, их эксплуатация должна осуществляться в соответствии с разрешенным использованием, требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, и соблюдение этих требований изначально является обязанностью собственника.
Здание, на котором планируется установка вывески, введено в эксплуатацию как объект спорта; размещение промтоварных магазинов ограничено проектной документацией в строго определенных местах.
При таких обстоятельствах, когда со стороны уполномоченных органов отсутствовали какие-либо контрольные мероприятия по вопросу соответствия эксплуатации здания его назначению согласно разрешительной документации, который должен разрешаться с собственником этого здания, учитывая предоставление Обществом требуемых согласно пункту 4 Положения N 1002 документов, отказ в согласовании размещения информации (вывески) арендатору следует признать формальным и нарушающим права Общества в осуществлении предпринимательской деятельности.
Таким образом, КГА не доказало наличие предусмотренных в пункте 7 Положения N 1002, равно как и в пункте 2.3.5 Приложения N 3 к Правилам N 961 оснований для отказа в согласовании настенной вывески "ПЕРЕКРЕСТОК" по заявлению Общества от 21.02.2022 N 156577.
Учитывая изложенное, заявленные Обществом требования о признании незаконным решения Комитета от 06.04.2022 N 187377 об отказе в выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге подлежат удовлетворению.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2023 по делу N А56-69596/2022 отменить.
Признать незаконным отказ Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации в выдаче разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге от 06.04.2022 N 187377.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрев 31.07.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Торговый дом "Перекресток" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2023 по делу N А56-69596/2022,
...
Основанием для отказа в согласовании размещения спорной вывески КГА указывает на нарушение требований статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), согласно которой эксплуатация зданий должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением) и проектной документацией.
В соответствии с частью 1 статьи 55.24 ГрК РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
Из положений статей 55.24 и 55.25 ГрК РФ следует, что функциональное назначение объектов определяется проектной документацией, их эксплуатация должна осуществляться в соответствии с разрешенным использованием, требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, и соблюдение этих требований изначально является обязанностью собственника."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 августа 2023 г. N Ф07-8792/23 по делу N А56-69596/2022