14 августа 2023 г. |
Дело N А66-16661/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
рассмотрев 02.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 31.01.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2023 по делу N А66-16661/2022,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Зуйков Александр Юрьевич, ОГРНИП 321695200002075 (далее - Предприниматель), обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150 (далее - Управление), в котором просил:
- признать незаконным действие (бездействие) Управления выраженное в непринятии в установленный статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) срок решения об утверждении схем расположения земельных участков 69:10:0000027:64:ЗУ1 (6003 кв.м), 69:10:0000027:64:ЗУ2 (27 856 кв.м) на кадастровом плане территории, находящихся по адресу:
Тверская обл., Калининский р-н, сп Щербининское, земельные участки в границах Волжского конного завода, часть земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000027:64 площадью 1 1857 125 кв.м для постановки на кадастровый учет с целью последующего проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства;
- обязать Управление в десятидневный срок с момента вступления в силу судебного решения в соответствии со статьей 39.11 ЗК РФ принять решение об утверждении схемы расположения земельных участков 69:10:0000027:64:ЗУ1 (6003 кв.м), 69:10:0000027:64:ЗУ2 (27 856 кв.м) на кадастровом плане территории для постановки на кадастровый учет с целью последующего проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства.
К участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, адрес: 109012, Москва, Никольский пер., д. 9, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134 (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 31.01.2023 признано незаконным бездействие Управления, выраженное в непринятии в установленный срок решения по заявлению Предпринимателя об отверждении схем расположения земельного участка, соответственно 69:10:0000027:64:ЗУ1 (6003 кв.м), земельного участка 69:10:0000027:64:ЗУ2 (27 856 кв.м), на кадастровом плане территории для постановки на кадастровый учет с целью последующего проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства; на Управление возложена обязанность принять решение по результатам рассмотрения заявления Предпринимателя.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2023 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 31.01.2023 и постановление от 28.04.2023, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы Управление указало на отсутствие у него полномочий по распоряжению земельными участками площадью более 10 га без поручения Росимущества.
В отзыве на кассационную жалобу Предприниматель просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения и рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно нее.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000027:64, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства, 01.12.2011 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Судами установлено, что Предприниматель 20.09.2022 обратился в Управление с заявлением N 6989455 об утверждении на основании пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ схемы расположения земельного участка 69:10:0000027:64:ЗУ1 (6003 кв. м), земельного участка 69:10:0000027:64:ЗУ2 (27 856 кв.м) на кадастровом плане территории для постановки на кадастровый учет с целью последующего проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, для ведения сельскохозяйственного производства.
Управление отказ или решение об утверждении схемы расположения земельного участка в установленные законом сроки не приняло.
Посчитав, что указанное бездействие Управления не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает его права, Предприниматель обратился в суд.
Суд первой инстанции признал оспариваемое решение незаконным и в порядке восстановления прав заявителя возложил на Управление обязанность принять решение по результатам рассмотрения заявления Предпринимателя.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Согласно подпунктам 1 - 3, 6 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов;
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка.
Суды, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установили, что после получения Управлением заявления Предпринимателя об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося в федеральной собственности и расположенного в Тверской области, Управление в нарушение подпункта 3 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ не приняло в установленный подпунктом 3 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ срок решение об утверждении схемы или об отказе в утверждении схемы.
Возражения Управления об отсутствии у него полномочий на принятие решения по заявлению Предпринимателя обоснованно отклонены судами на основании пункта 2 статьи 9 ЗК РФ, пункта 1 статьи 125, пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, и пункта 4.2.25 действующего на момент рассмотрения дела судом первой инстанции типового положения о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374.
При этом суды правильно исходили из того, что вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия соответствующих решений, не должны являться препятствием реализации права лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
Таким образом, учитывая, что в предусмотренный законом срок какое-либо решение Управлением по заявлению Предпринимателя принято не было, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 31.01.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2023 по делу N А66-16661/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установили, что после получения Управлением заявления Предпринимателя об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося в федеральной собственности и расположенного в Тверской области, Управление в нарушение подпункта 3 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ не приняло в установленный подпунктом 3 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ срок решение об утверждении схемы или об отказе в утверждении схемы.
Возражения Управления об отсутствии у него полномочий на принятие решения по заявлению Предпринимателя обоснованно отклонены судами на основании пункта 2 статьи 9 ЗК РФ, пункта 1 статьи 125, пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, и пункта 4.2.25 действующего на момент рассмотрения дела судом первой инстанции типового положения о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 августа 2023 г. N Ф07-9275/23 по делу N А66-16661/2022