г. Вологда |
|
28 апреля 2023 г. |
Дело N А66-16661/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 апреля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 31 января 2023 года по делу N А66-16661/2022,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Зуйков Александр Юрьевич (адрес - город Тверь; ОГРНИП 321695200002075, ИНН 690300051779; далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Советская, дом 33; ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150; далее - управление) о признании незаконным действия (бездействие) управления, выраженного в непринятии в установленный статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) срок решения об утверждении схем расположения земельных участков 69:10:0000027:64:ЗУ1 (6 003 кв. м), земельного участка 69:10:0000027:64:ЗУ1 (27 856 кв. м) на кадастровом плане территории, расположенных по адресу: Тверская область, район Калининский, сельское поселение Щербининское, земельные участки в границах Волжского конного завода, часть земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000027:64, площадью 11857125 кв. м, для постановки на кадастровый учет с целью последующего проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства и о возложении на ответчика обязанности в соответствии со статьей 39.11 ЗК РФ принять решения об утверждении схем расположения земельных участков 69:10:0000027:64:ЗУ1 (6 003 кв. м), 69:10:0000027:64:ЗУ1 (27 856 кв. м) на кадастровом плане территории, расположенных по адресу: Тверская область, район Калининский, сельское поселение Щербининское, земельные участки в границах Волжского конного завода, часть земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000027:64, площадью 11 857 125 кв. м, для постановки на кадастровый учет с целью последующего проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, для ведения сельскохозяйственного производства в десятидневный срок с момента вступления в силу судебного решения, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 31.01.2023 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального. Полагает, что с его стороны незаконное бездействие отсутствует и в связи с отсутствием полномочий принимать решения в отношении земельных участков площадью более 10 га документы заявителя направлены в Росимущество для получения поручения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда по заявленным в жалобе доводам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, предприниматель 20.09.2022 обратился в управление с заявлением N 69-89455 об утверждении на основании пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ схемы расположения земельного участка 69:10:0000027:64:ЗУ 1 (6003 кв. м), земельного участка 69:10:0000027:64:ЗУ2 (27856 кв. м) на кадастровом плане территории, расположенной по адресу: Тверская область, район Калининский, сельское поселение Щербининское, земельные участки в границах Волжского конного завода, часть земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000027:64, площадью 11 857 125 кв. м, для постановки на кадастровый учет с целью последующего проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, для ведения сельскохозяйственного производства.
Управление отказ или решение об утверждении схемы расположения земельного участка не приняло в установленные законом сроки. Полагая, что указанное бездействие управления не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает его права, предприниматель обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные исковые требования, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Согласно подпунктам 1 - 3, 6 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов;
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка.
Заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 5 статьи 39.11 ЗК РФ).
Получение от предпринимателя заявления от 20.09.2022 в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" об утверждении схемы расположения спорных земельных участков 69:10:0000027:64:ЗУ 1 (6003 кв. м), 69:10:0000027:64:ЗУ2 (27856 кв. м) и его направление в адрес Росимущества ответчик и третье лицо не оспаривают.
Вместе с тем после поступления соответствующего заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, у ответчика возникла обязанность в порядке подпункта 3 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ обеспечить проверку наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
Однако заинтересованными лицами решение об утверждении схемы или об отказе в утверждении схемы в установленный подпунктом 3 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ срок не принято.
Возражения управления при рассмотрении заявления судом первой инстанции и указанные в апелляционной жалобе, основанные на том, что ответчик не имеет полномочий на принятие решений об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью более 10 га, при отсутствии соответствующего поручения Росимущества, которым управление наделяется полномочиями на принятие такого распорядительного акта, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация (пункт 2 статьи 9 ЗК РФ), от имени которой в силу пункта 1 статьи 125, пункта 3 статьи 214 ГК РФ могут действовать органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432) федеральное агентство принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности. На основании пункта 4 указанного Положения федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с пунктом 4.2.25 типового положения о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом (утверждено Приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374, действующее на момент рассмотрения дела судом первой инстанции) решение об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью более десяти гектар, территориальный орган принимает по поручению федерального агентства.
Управление является территориальным органом Росимущества, который осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества на территории Тверской области.
Учитывая изложенное, именно управление наделено полномочиями собственников земельных участков, предусмотренными статьей 39.11 ЗК РФ и правом на принятие решения об утверждении схемы при формировании земельных участков для выставления на аукцион. Отсутствие поручения Росимущества на принятие такого решения не может служить препятствием для раздела этих участков.
В свою очередь вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия соответствующих решений, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства и приведенные ими доводы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, учитывая длительность рассмотрения заявления предпринимателя, поданного 20.09.2022, а также то, что в предусмотренный законом срок какое-либо решение ответчиком не принято, государственная услуга по заявлению не оказана, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Имеющиеся в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 31 января 2023 года по делу N А66-16661/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-16661/2022
Истец: ИП Зуйков Александр Юрьевич
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ