17 августа 2023 г. |
Дело N А56-59959/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Соколовой С.В., Трощенко Е.И.,
при участии от Северо-Западной электронной таможни Быданцевой Ю.О. (доверенность от 09.02.2023 N 05-23/0008), от общества с ограниченной ответственностью "Хоспиталтехник" Чурсиной А.Ю. (доверенность от 19.01.2023 N 18-01/2023),
рассмотрев 14.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западной электронной таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2023 по делу N А56-59959/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Хоспиталтехник", адрес: 197110, Санкт-Петербург, Левашовский пр., д. 12, лит. А, ОГРН 1097847227081, ИНН 7813450513 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просило признать незаконным:
- отказ Северо-Западной электронной таможни, адрес: 191167, Санкт-Петербург, Кременчугская ул., д. 21, корп. 2, стр. 1, ОГРН 1207800051909, ИНН 7813644170 (далее - Таможня), в освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) товара "Модуль медицинский климатизированный (чистое помещение) "HT LABOR+HOSPITALTECHNIK AG" для операционных, реанимационных и родовых залов, инфекционных и неонатальных боксов, предоперационных, стерилизационных и наркозных комнат", выраженный в письме от 16.05.2022 N 10-24/09121 об отказе во внесении изменений в декларации на товары (далее - ДТ) N 10210200/101219/0223809, 10210200/150719/0108993, 10210200/251119/0207641 и решении от 23.05.2022 о внесении изменений в ДТ N 1022010/161120/0072254, 10228010/251120/0088052;
- решения Таможни от 23.05.2022 N РКТ-10228000-22/000336, РКТ-10228000-22/000335 о классификации товаров;
- а также об обязании Таможни обеспечить внесение в графу 36 ДТ N 10210200/101219/0223809, 10210200/150719/0108993, 10210200/251119/0207641, 1022010/161120/0072254, 10228010/251120/0088052 значения "ОООО-ХТ".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Северо-Западное таможенное управление, адрес: 191187, Санкт-Петербург, наб. Кутузова, д. 20, лит. А, ОГРН 1037843059495, ИНН 7830002582 (далее - Управление).
Решением суда от 14.12.2022 признан незаконным отказ Таможни в освобождении от уплаты НДС на названный товар, выраженный в письме от 16.05.2022 N 10-24/09121 об отказе во внесении изменений в ДТ N 10210200/101219/0223809, 10210200/150719/0108993, 10210200/251119/0207641 и в решении от 23.05.2022 о внесении изменений в ДТ N 10228010/161120/0072254, 10228010/251120/0088052. Суд обязал Таможню в течение 10 календарных дней с даты вступления в силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества в установленном законом порядке путем внесения изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10210200/101219/0223809, 10210200/150719/0108993, 10210200/251119/0207641, 10228010/161120/0072254, 10228010/251120/0088052. В остальной части требований производство по делу прекращено. Также суд взыскал с Таможни в пользу Общества 12 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2023 решение суда от 14.12.2022 изменено в части распределения судебных расходов - с Таможни через лицевые счета Управления в пользу Общества взыскано 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; из федерального бюджета Обществу возвращено 6000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины, перечисленной платежным поручением от 09.06.2022 N 1453. В остальной части решение суда от 14.12.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Таможня, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление в части признания незаконным решения Таможни об отказе во внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10210200/101219/0223809, 10210200/150719/0108993, 10210200/251119/0207641 и предоставлении освобождения от уплаты НДС, формализованных в письме от 16.05.2022 N 10-24/09121, а также решения Таможни от 23.05.2022 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/161120/0072254, 10228010/251120/0088052, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель кассационной жалобы настаивает на отсутствии у Общества права на освобождение от уплаты НДС на основании регистрационного удостоверения на медицинское изделие от 11.02.2021 N ФСЗ 2008/02200, поскольку на момент таможенного декларирования товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N 10210200/101219/0223809, 10210200/150719/0108993, 10210200/251119/0207641, 10228010/161120/0072254, 10228010/251120/0088052, данный документ отсутствовал у Общества и был получен после выпуска товаров.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании внешнеэкономических контрактов от 06.06.2016 N HT/HTR_2016, от 01.10.2019 N HT/HTR_2019, от 31.12.2018 N HT/HTR_2019, заключенных с компанией "HT LABOR+HOSPITALTECHNIK GmbH" (Федеративная Республика Германия), Общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза и задекларировало по ДТ N 10210200/101219/0223809, 10210200/150719/0108993, 10210200/251119/0207641, 10228010/161120/0072254, 10228010/251120/0088052 товары - модуль медицинский климатизированный (чистое помещение) "HT LABOR+HOSPITALTECHNIK AG" для операционных, реанимационных и родовых залов, инфекционных и неонатальных боксов, предоперационных, стерилизационных и наркозных комнат.
В ДТ N 10210200/101219/0223809, 10210200/150719/0108993, 10210200/251119/0207641 указан классификационный код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), утвержденной ранее действовавшим решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 - 9019 20 000 0, а также код ОКПД 2 - 26.60.13.190; таможенная пошлина - 0%, НДС 20%.
В ДТ N 10228010/161120/0072254, 10228010/251120/0088052 Обществом заявлен в код 9019 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, а также указан код ОКПД 2 32.50.50.190, код ОКП 945200.
Решениями Таможни от 16.11.2020 N РКТ-10228000-20/000098 и от 26.11.2020 N РКТ-10228000-20/000178 товарам, задекларированным по ДТ N 10228010/161120/0072254, 10228010/251120/0088052, присвоен классификационный код 9406 90 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
При таможенном декларировании указанных товаров Общество приложило к спорным ДТ регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 31.10.2016 N ФСЗ 2008/02200, в котором указан код ОКП 94 5200 "Изделия медицинские, в том числе хирургические прочие".
Товары выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
После выпуска товаров Общество обратилось в Таможню с заявлениями от 18.04.2022 (вх. N 108993), от 19.04.2022 (вх. N 10631), от 20.04.2022 (вх. N 10125) о внесении изменений в ДТ N 10210200/101219/0223809, 10210200/150719/0108993, 10210200/251119/0207641, заявив о применении льготы в виде освобождения от уплаты НДС в отношении ввозимой в Российскую Федерацию важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники на основании подпункта 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также о внесении изменений в части классификационного кода товара на код 9406 90 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
В обоснование внесения таких изменений Общество представило переоформленное регистрационное удостоверение от 11.02.2021 N ФСЗ 2008/02200, в котором указан код ОКПД 2 32.50.50.190.
По результатам проведенной камеральной таможенной проверки (акт N 10228000/213/130522/А0335) документов и сведений, представленных при таможенном декларировании товаров по спорным ДТ, Таможня установила, что при подаче ДТ N 10210200/101219/0223809, 10210200/150719/0108993, 10210200/251119/0207641 у Общества отсутствовали документы для подтверждения льготы по уплате НДС, поскольку регистрационное удостоверение от 11.02.2021 N ФСЗ 2008/02200 получено после таможенного оформления товаров; при этом таможенный орган посчитал правильным первоначально заявленный Обществом по данным ДТ код 9019 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Данные обстоятельства послужили основанием для отказа Таможни, выраженный в письме от 16.05.2022 N 10-24/09121, внести изменения (дополнения) в сведения, заявленные в ДТ N 10210200/101219/0223809, 10210200/150719/0108993, 10210200/251119/0207641.
Также по результатам проведенной проверки Таможня приняла решения от 23.05.2022 N РКТ-10228000-22/000336, РКТ-10228000-22/000335 о классификации товаров, задекларированных по ДТ N 10228010/161120/0072254, 10228010/251120/0088052, в товарной подсубпозиции 9019 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, а также решение от 23.05.2022 о внесении изменений в ДТ N 10228010/161120/0072254, 10228010/251120/0088052 в части классификации модулей кодом 9019 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС и отказе в освобождении от НДС (дополнительном начислении налогов после выпуска товаров).
Считая названные решения и отказ Таможни незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы доказательства, установив, что после выпуска товаров Общество представило регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 11.02.2021 N ФСЗ 2008/02200, подтверждающее соблюдение требований, необходимых для предоставления льготы по уплате НДС в отношении ввезенных товаров, учтя, что действующее таможенное и налоговое законодательство не исключает возможность реализации права на льготу после выпуска товара, пришел к выводу об отсутствии у таможенного органа правовых оснований для отказа во внесении заявленных изменений (дополнений) в спорные ДТ, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 21, пунктам 1 и 2 статьи 56 НК РФ, законодательство о налогах и сборах допускает установление льгот по налогам и сборам, предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, и гарантирует налогоплательщикам право использовать налоговые льготы при наличии оснований. При этом налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
В пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае возникновения спора о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.
В силу пункта 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией сырья и комплектующих изделий, которые предназначены для производства товаров, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ - медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Такое освобождение от уплаты НДС применяется при условии представления в таможенные органы документа, подтверждающего целевое назначение таких сырья и комплектующих изделий и отсутствие их аналогов, которые производятся в Российской Федерации, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, в установленном указанным федеральным органом исполнительной власти порядке (абзац четвертый подпункта 2 статьи 150 НК РФ).
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: медицинских изделий. Положения этого абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила), подлежащих обращению на территории Российской Федерации, устанавливающие порядок их государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 6 Правил документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Согласно подпункту и) пункта 56 Правил в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в том числе, код ОКП для медицинского изделия.
Постановлением N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС (как было указано ранее - Перечень).
Постановлением N 1042 также утвержден перечень кодов вышеуказанных товаров, освобождаемых от налогообложения НДС, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и ТН ВЭД ЕАЭС, который применяется с учетом примечаний.
Примечанием 1 к Перечню определено, что для целей применения раздела I "Медицинские изделия" Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или до 31 декабря 2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со сноской <*> к Перечню, код ОКП ОК 005-93 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на код (ОКП) ОК 005-93.
Сноской <******> к Перечню определено, что код ОКПД 2 ОК 034-2014 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код.
Таким образом, освобождение от уплаты НДС в отношении медицинских изделий, ввозимых в Российскую Федерацию, применяется при наличии регистрационного удостоверения на данные изделия и совпадения (соответствия) кода ОКП для медицинского изделия, указанного в регистрационном удостоверении, с кодом ОКП, включенным в Перечень.
Суды установили, что в 2020 году производителем и уполномоченным представителем производителя спорного товара инициирована процедура внесения изменений регистрационное удостоверение от 31.10.2016 N ФСЗ 2008/02200, по результатам которой 11.02.2021 выдано переоформленное регистрационное удостоверение N ФСЗ 2008/02200, в котором указан код ОКПД 2 32.50.50.190.
Ввезенные товары с кодом ОКПД 2 32.50.50.190, одновременно отнесенные к товарной позиции 9019 ТН ВЭД ЕАЭС, указаны в пункте 14 Перечня, то есть относятся к товарам, не подлежащим обложению НДС.
Переоформленное регистрационное удостоверение от 11.02.2021 N ФСЗ 2008/02200 представлено Обществом таможенному органу вместе с обращениями от 18.04.2022 (вх. N 108993), от 19.04.2022 (вх. N 10631), от 20.04.2022 (вх. N 10125) о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ N 10210200/101219/0223809, 10210200/150719/0108993, 10210200/251119/0207641, до истечения срока, в течение которого товары считаются находящимися под таможенным контролем.
Из содержания вышеприведенных положений НК РФ следует, что условием применения льготы по НДС при ввозе на территорию Российской Федерации сырья и комплектующих изделий для производства медицинских товаров является подтверждение в установленном порядке целевого назначения ввозимых товаров и отсутствие их аналогов, которые производятся в Российской Федерации. Получение упомянутого подтверждения от Минпромторга России для предоставления таможенным органом при соблюдении иных установленных законодательством условий является достаточным основанием для применения льготы.
При этом не исключается возможность реализации права на льготу после выпуска товаров, поскольку законодательство о налогах и сборах не содержит обратных предписаний, в том числе не ограничивает возможность получения названного подтверждения после выпуска товаров, а первоначальное декларирование товаров без применения льготы не означает отказа от ее использования.
Пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС установлено, что после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, и сведений в электронном виде ДТ на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Комиссией Евразийского экономического союза.
После выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ производится, в частности, при заявлении плательщиком после выпуска товаров сведений о применении льгот по уплате таможенных платежей, в том числе в связи с представлением в таможенный орган документов, являющихся основанием для предоставления таких льгот (подпункт "д" пункта 11 Порядка).
Из положений пункта 17, подпункта "в" пункта 18, пункта 19 Порядка следует, что при представлении в таможенный орган обращения о внесении изменений (дополнений) сведений, заявленных в ДТ, и соответствующих документов проводится таможенный контроль. Таможенный орган отказывает во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, если при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении и документах. В иных случаях таможенный орган разрешает внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.
Таким образом, лицо, претендующее на льготу в виде освобождения от НДС и получившее документы, необходимые для подтверждения права на льготу после выпуска товаров, вправе инициировать внесение изменений (дополнений) в сведения, ранее указанные в ДТ при его ввозе, а таможенный орган - по результатам таможенного контроля, проводимого после выпуска товара на основании обращения декларанта обязан разрешить вопрос о предоставлении льготы. При этом на основании документов, полученных после ввоза товара, факт обладания льготой подтверждается на момент ввоза товара.
Таможенное законодательство не обуславливает возможность применения льготы по НДС после выпуска товара наличием объективных причин, оправдывающих более позднее получение документов, подтверждающих право на льготу. Декларант должен подтвердить право на льготу на момент ввоза товара, если она заявлена в декларации, но не ограничен в возможности заявить о праве на льготу после выпуска товаров. Документ, выданный после таможенного оформления товаров, не лишает декларанта возможности представить его для подтверждения права на льготу при внесении изменений в сведения, указанные в ДТ.
Поскольку Общество представило в таможенный орган переоформленное регистрационное удостоверение от 11.02.2021 N ФСЗ 2008/02200, подтверждающее соответствие задекларированных товаров положениям пункта 14 Перечня, Таможня по результатам таможенного контроля должна была разрешить вопрос о предоставлении льготы (освобождения от уплаты НДС); оснований для отказа Обществу во внесении изменений (дополнений) в спорные ДТ не имелось.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные Обществом требования в соответствующей части.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2023 по делу N А56-59959/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западной электронной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила), подлежащих обращению на территории Российской Федерации, устанавливающие порядок их государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 6 Правил документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Согласно подпункту и) пункта 56 Правил в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в том числе, код ОКП для медицинского изделия.
...
Пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС установлено, что после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, и сведений в электронном виде ДТ на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Комиссией Евразийского экономического союза.
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2023 по делу N А56-59959/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западной электронной таможни - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 августа 2023 г. N Ф07-9906/23 по делу N А56-59959/2022