17 августа 2023 г. |
Дело N А56-66771/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от акционерного общества "Невский экологический оператор" Маркова Д.В. (доверенность от 22.12.2022 N 204), Литовченко Е.Н. (доверенность от 14.12.2022 N 175),
рассмотрев 16.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2023 по делу N А56-66771/2022,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 1163, адрес: 195279, Санкт-Петербург, Ириновский пр., д. 31, ОГРН 1037816044782, ИНН 7806025035 (далее - Кооператив, ЖСК), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23 (часть), ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Общество, региональный оператор), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 30.12.2021 N 1264018-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), изложив его в предложенной Кооперативом редакции в соответствии с протоколом разногласий от 04.04.2022.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2022 разногласия, возникшие при заключении Договора, урегулированы с изложением спорных пунктов в предложенной региональным оператором редакции:
- пункт 2.2: "Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, на основании выставленного счета. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора";
- пункт 2.2.1 не подлежит включению в Договор;
пункт 3.1.5: "принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации";
- пункт 3.1.6 не подлежит включению в Договор;
- пункты 3.3.8 и 3.3.9 подлежат исключению из Договора;
- пункт 4.1: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505), следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО.
При определении объема ТКО по нормативам накопления ТКО, в случае изменения нормативов накопления ТКО, такие нормативы применяются к отношениям сторон с даты вступления в силу (начала действия) соответствующего нормативного акта уполномоченного органа исполнительной власти Санкт-Петербурга (распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга), независимо от заключения сторонами дополнительного соглашения;
- пункты 6.4 и 6.5 не подлежат включению в Договор;
- приложение N 1 к Договору подлежит изложению в редакции регионального оператора".
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2023 решение суда первой инстанции изменено в части пункта 4.1. Договора:
- пункт 4.1. Договора изложен в следующей редакции: "Учет объема и (или) массы ТКО производить в соответствии с Правилами N 505 следующим способом: расчетным путем исходя из количества контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО".
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе региональный оператор, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить постановление от 20.04.2023 в части изменения решения суда от 29.12.2022 и оставить в этой части в силе решение суда первой инстанции. Общество не согласно с выводом апелляционного суда о том, что учет объема ТКО должен производиться расчетным путем исходя из количества контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах их накопления. Данный вывод, как считает Общество, противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), согласно которым применение такого вида расчета возможно только при организации раздельного накопления сортированных ТКО. Поскольку Кооператив не осуществляет раздельное накопление сортированных ТКО, то предложенный им порядок коммерческого учета ТКО не применим, в связи с чем у апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены решения суда первой инстанции в указанной части.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Кооператив надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Кооператив осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Ириновский пр., д. 31/48.
Общество, являясь региональным оператором по оказанию услуг по обращению с ТКО, разместило типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО в свободном доступе на официальном сайте https://spb-nea.ru 08.12.2021; дата начала действия договора - с 30.12.2021.
При заключении Договора между Кооперативом и Обществом возникли разногласия. Так, Кооператив не согласился с предложенными региональным оператором условиями Договора и направил в его адрес протокол разногласий от 04.04.2022.
Неурегулирование сторонами в досудебном порядке возникших при заключении Договора разногласий послужило основанием для обращения ЖСК в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции урегулировал разногласия, возникшие при заключении Договора, с изложением спорных пунктов в предложенной Обществом редакции.
Апелляционный суд признал неправомерным решение суда первой инстанции в части изложения условий пункта 4.1 Договора в предложенной Обществом редакции, приняв в указанной части условия Договора в редакции Кооператива, согласно которым учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами N 505 расчетным путем исходя из количества контейнеров, установленных в местах накопления ТКО. Апелляционная инстанция не согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что способ коммерческого учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров может быть применен только при осуществлении раздельного накопления сортированных ТКО.
При этом приложение N 1 к Договору осталось в редакции регионального оператора в связи с необжалованием в апелляционном порядке решения суда в данной части.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права в обжалуемой части, считает кассационную жалобу Общества подлежащей удовлетворению.
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), которыми установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.
В свою очередь в соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей указанного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации в Правилах N 354.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила N 354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" (пункты 148(1) - 148 (49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8 (1) Правил N 1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I (1) названных Правил (пункты 8 (1) - 8(20) Правил).
В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N 1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N 354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
Абзацем третьим пункта 148 (30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, как верно указал суд первой инстанции, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
В данном случае Кооператив не заявлял о наличии раздельного накопления сортированных ТКО, а настаивал на включении в Договор условия о способе учета ТКО расчетным путем исходя из количества вывезенных контейнеров совместного складирования отходов всех видов (стекло, пластик, бумага, продукты потребления и т.д.).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р утверждены нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга для многоквартирных домов исходя из площади жилых помещений.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2021 N 929 на территории Санкт-Петербурга установлено, что оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.
Нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга для многоквартирных домов исходя из площади жилых помещений утверждены Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р. Норматив накопления ТКО для многоквартирных домов (в год) составляет 0,0792 куб. м с 1 кв. м общей площади жилых помещений.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно изложил пункт 4.1 Договора в редакции регионального оператора, предусматривающей определение объема оказанной коммунальной услуги по транспортированию ТКО расчетным путем, исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
Вывод апелляционного суда о применении к спорным правоотношениям положений Правил N 505, которые предусматривают альтернативные способы расчета объема услуги по обращению с ТКО по выбору потребителя (по нормативу накопления ТКО или количеству и объему контейнеров для накопления ТКО), следует признать несостоятельным.
Правила N 505 регламентируют общий порядок коммерческого учета ТКО без конкретизации их собственников.
При этом в отношении ТКО, образуемых собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установлены специальные правила такого учета (раздел XV(1) Правил N 354).
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за обращение с ТКО включена в структуру платы за коммунальные услуги.
Правила N 354 регулируют отношения в сфере предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, определяют особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг, порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункт 1 названных Правил).
Таким образом, в отношении потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО в помещениях многоквартирного дома и жилого дома подлежат применению положения Правил N 354.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что у апелляционного суда отсутствовали основания для изменения решения суда первой инстанции.
Принимая во внимание изложенное постановление апелляционного суда в обжалуемой части подлежит отмене, а решение суда первой инстанции в соответствующей части - оставлению в силе в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2023 по делу N А56-66771/2022 в обжалуемой части отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2022 по делу N А56-66771/2022 в соответствующей части оставить в силе.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила N 505 регламентируют общий порядок коммерческого учета ТКО без конкретизации их собственников.
При этом в отношении ТКО, образуемых собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установлены специальные правила такого учета (раздел XV(1) Правил N 354).
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за обращение с ТКО включена в структуру платы за коммунальные услуги.
Правила N 354 регулируют отношения в сфере предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, определяют особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг, порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункт 1 названных Правил).
Таким образом, в отношении потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО в помещениях многоквартирного дома и жилого дома подлежат применению положения Правил N 354."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 августа 2023 г. N Ф07-10607/23 по делу N А56-66771/2022