21 августа 2023 г. |
Дело N А42-7055/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от публичного акционерного общества "Сбербанк России" Площенко К.С. (доверенность от 21.10.2022 N СЗБ/714-Д),
рассмотрев 16.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Сбербанк России" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2023 по делу N А42-7055/2022
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Сбербанк России" в лице Мурманского отделения N 8627, адрес: 117997, Москва, ул. Вавилова, д.19, ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893 (далее - ПАО "Сбербанк России", Банк) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к акционерному обществу "Ситиматик" в лице Мурманского филиала, адрес: 119435, Москва, пер. Большой Саввинский, д.12, стр. 6, эт.1, пом.4, ком. 1-33, 35-53, ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149 (далее - АО "Ситиматик", Общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 70/312/0001202/003 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Договор ТКО).
Судом к участию в деле на стороне ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен орган, участвовавший в разработке спорных тарифов/нормативов - Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, адрес: 183032, г. Мурманск, Кольский пр., д.1, ОГРН 1095190007329 (далее - Министерство).
Решением суда первой инстанции от 17.01.2023 в удовлетворении иска Банку отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.04.2023, решение суда от 17.01.2023 отменено. Суд решил в целях урегулирования разногласий, возникших между сторонами, при заключении Договора ТКО, изложить пункт 2.10 и Приложение N 1 Договора ТКО в редакции АО "Ситиматик", а именно:
"Урегулировать разногласия, возникшие между публичным акционерным обществом "Сбербанк России" в лице Мурманского отделения N 8627 и акционерным обществом "Ситиматик" в лице Мурманского филиала, при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, изложить Пункт 2.10 и Приложение N1 Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 70/312/0001202/003 в редакции акционерного общества "Ситиматик" в лице Мурманского филиала".
Не согласившись с судебными актами, Банк направил кассационную жалобу, в которой настаивает на том, что АО "Ситиматик" применило неправильный норматив накопления ТКО к спорным объектам Банка, приведший к увеличению цены за вывоз ТКО.
Определением председателя пятого судебного состава Савицкой И.Г. от 15.08.2022 ввиду нахождения в отпуске судьи Аникиной Е.А. (ранее участвовавшей в рассмотрении кассационной жалобы по настоящему делу) в составе суда произведена замена на судью Толкунова В.М.; после замены состава суда судебное разбирательство произведено с самого начала (части 3 и 5 статьи 18, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Представители АО "Ситиматик" и Министерства, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ). От Министерства поступил отзыв на жалобу.
В судебном заседании представитель Банка поддержал доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 29.03.2022 в Банк от АО "Ситиматик" (Региональный оператор по обращению с ТКО) поступил для подписания проект договора N 70/312/0001202/003 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Договор), где в приложении N 1 к нему определены объемы и места накопления отходов для 63 дополнительных офисов и одной зоны самообслуживания (пункт 21), а в пункте 2.10 Договора - его цена - 1 460 362 руб. 11 коп.
Полагая, что норматив накопления твердых коммунальных отходов должен быть в размере 0,31 куб/м, а не 0,94 куб/м, в связи с чем, цена должна составлять 1 275 760 руб. 19 коп. вместо 1 460 362 руб. 11 коп., Банк 14.04.2022 направил Обществу разногласия в приведенной части, которые Региональным оператором по существу были отклонены протоколом согласования от 22.06.2022, с указанием своей первоначальной редакции приложения N 1 и пункта 2.10 Договора.
Поскольку между сторонами возникли разногласия, истец обратился с настоящим иском в суд. В ходе судебного разбирательства истец требования уточнил и исключил дополнительным соглашением с 01.01.2022 из спорного приложения N 1 к Договору - зону самообслуживания (пункт 21 приложения), окончательно определив предмет спора - определение норматива накопления отходов в отношении дополнительных офисов Банка в количестве 63 единиц.
Суд первой инстанции исследовал и оценил доказательства и пришел к выводу, что поскольку объекты Банка (63 дополнительных офиса) относятся к кредитно-финансовым учреждениям, то для таких объектов предусмотрен норматив в размере 0,94 куб/м, следовательно, его указание в приложении N 1 к Договору, а равно определение из этого норматива цены Договора в пункте 2.10, является основанным на законе и фактических обстоятельствах. Установив данные обстоятельства, суд в иске Банку отказал.
Апелляционный суд также счел доводы Регионального оператора убедительными, приняв его редакцию Договора относительно норматива накопления отходов 0,94 куб/м в отношении дополнительных офисов Банка в количестве 63 единиц, указав на это в резолютивной части постановления (статья 173 АПК РФ).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу пункта 2 указанной статьи накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - Правила обращения с ТКО).
При этом частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Пунктом 1 статьи 24.6 данного Закона определено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Согласно пункту 2 указанной статьи по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ на собственников твердых коммунальных отходов возложена обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
На основании пункта 5 данной статьи договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Таким образом, в силу изложенных норм и в соответствии с пунктом 1 статьи 426 ГК РФ правила заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами являются обязательными для сторон.
При этом договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с формой типового договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
По смыслу статьи 426 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении публичного договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Определяя условия, на которых должен быть заключен договор, суд обязан рассмотреть все разногласия, заявленные ответчиком относительно условий представленного истцом проекта договора.
Разрешение судом спора при возникновении у сторон разногласий по конкретным условиям договора в силу статьи 173 АПК РФ сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий договора в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Как установлено судами АО "Ситиматик" является Региональным оператором по обращению с ТКО на территории Мурманской области на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области от 10.01.2018 (далее - Соглашение), к осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области приступил с 01.01.2019.
Постановлением Правительства Мурманской области от 07.10.2016 N 492-ПП/10 утверждена территориальная схема обращения с отходами.
Согласно условиям Соглашения ответчик обязуется обеспечить на территории Мурманской области обращение с ТКО, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора, в соответствии с территориальной схемой. В территориальной схеме определяются места нахождения источников образования ТКО.
Таким образом, ответчик обязан обеспечивать и осуществлять прием всех ТКО, образующихся у пользователей, находящихся на территории Мурманской области, и обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО.
В пункте 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определено, что определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, подпунктом "а" пункта 5 и пунктом 6 которых предусмотрено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя, в частности, из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема. При этом в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется именно в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 указанных Правил.
Постановлением Правительства Мурманской области от 03.05.2018 N 192-ПП/4 утверждены Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Мурманской области (далее - Нормативы).
Разногласия сторон в применении упомянутых Нормативов выразились в следующем:
- Региональный оператор ссылается на необходимость применения по настоящему спору норматива по пункту 1 раздела "Объекты общественного назначения" в размере 0,94 м3, установленного для административных зданий, учреждений, контор (включая кредитно-финансовые учреждения, отделения связи, научно-исследовательские, проектные институты и конструкторские бюро, административные и офисные учреждения и пр.);
- по мнению Банка, следует применять пункт 19 указанного раздела о нормативе предприятий всех форм собственности, осуществляющих деятельность в нежилых помещениях многоквартирных домов (включая некоммерческие объединения граждан, офисные помещения, ювелирные магазины, мастерские по ремонту бытовой техники, сотовых телефонов, очков, ключей, учреждения образования, культуры, спорта и пр.), то есть 0,31 м3.
Такое утверждено Банка основано на том, что все спорные дополнительные офисы Банка расположены в нежилых помещениях многоквартирных домов.
Между тем, истцом не учтено, что в соответствии с пунктом 4 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:
а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;
в) категорий объектов, на которых образуются отходы;
г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.
Тем самым, как справедливо отметил суд, вопреки утверждению Банка, отходы нормируются не по месту осуществления деятельности (нежилые помещения многоквартирных домов), а по категории объектов на основании подпункта "в" пункта 4 Правил N 269 - категорий объектов, на которых образуются отходы.
В оспариваемом ответчиком варианте, Банку определен норматив, предусмотренный пунктом 1 Нормативов, как для кредитно-финансового учреждения, под которым понимается государственная или частная, коммерческая организация, уполномоченная осуществлять финансовые операции по кредитованию, депонированию вкладов, ведению расчетных счетов, купле и продаже валюты и ценных бумаг, оказанию финансовых услуг и др.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные названным Федеральным законом, а под банком - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Перечисленные банковские операции уполномочены также осуществлять спорные дополнительные офисы Банка в соответствии с Положением о внутреннем структурном подразделении филиала Банка, несмотря на их размещение в многоквартирных домах, то есть статус объекта - кредитно-финансового учреждения от такого размещения никак не утрачивается и не изменяется.
При этом, такая категория объекта как кредитно-финансовое учреждение не поименована в примерном перечне объектов, приведенном в пункте 19 Нормативов.
Таким образом, поскольку объекты Банка (63 дополнительных офиса) относятся к кредитно-финансовым учреждениям, то для таких объектов предусмотрен норматив в размере 0,94 куб/м. Как следствие, его указание в приложении N 1 к Договору, а равно определение из этого норматива цены Договора в пункте 2.10, является основанным на законе и фактических обстоятельствах.
Этот вывод судов основан на материалах дела и в полной мере согласуется с приведенными выше нормативными положениями.
Банк представил в суд округа дополнительные пояснения к жалобе, в которых обратил внимание на различные нормативы накопления для категорий объектов - Административные здания (пункт 1) и нежилые помещения МКД (пункт 19), необходимость проведения для этих объектов отдельных замеров, поставленных в зависимость от различных количественных показателей по массе и объему мусора на одну расчетную единицу. Между тем, означенные доводы уже относятся не к правомерности применения двух спорных нормативов упомянутых в пунктах 1 и 19 Постановления N 192-ПП/14, а обоснованности расчета самих нормативов, что выходит за пределы предмета спора по настоящему делу и круга обстоятельств, подлежащих установлению в рамках настоящего дела.
С учетом изложенного, апелляционный суд правомерно принял пункт 2.10 и Приложение N 1 Договора на оказание услуг по обращению с ТКО 70/312/0001202/003 в редакции АО "Ситиматик", отразив согласно статье 173 АПК РФ это в резолютивной части своего постановления.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательный вывод суда соответствует фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основан на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2023 по делу N А42-7055/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Сбербанк России" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.
Тем самым, как справедливо отметил суд, вопреки утверждению Банка, отходы нормируются не по месту осуществления деятельности (нежилые помещения многоквартирных домов), а по категории объектов на основании подпункта "в" пункта 4 Правил N 269 - категорий объектов, на которых образуются отходы.
...
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные названным Федеральным законом, а под банком - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 августа 2023 г. N Ф07-8966/23 по делу N А42-7055/2022