22 августа 2023 г. |
Дело N А56-103970/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Александровой Е.Н., при участии от Пулковской таможни представителя Сучковой Н.А. (доверенность от 09.01.2023 N 09-16/00039), рассмотрев 17.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пулковской таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2023 по делу N А56-103970/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Грузовой терминал Пулково", адрес: 196210, Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д. 37, корп. 4, ОГРН 1027804860368, ИНН 7810129213 (далее - АО "Грузовой терминал Пулково", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Пулковской таможни, адрес: 196210, Санкт-Петербург, Стартовая ул., д. 7, лит. А, ОГРН 1037821027144, ИНН 7830001885 (далее - Таможня), от 29.09.2022 N 10221000-1323/2022, 10221000-1324/2022, 10221000-1329/2022 - 10221000-1336/2022, 10221000-1340/2022 - 10221000-1345/2022 о привлечении к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 24.01.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.04.2023, заявленные требования удовлетворены частично, постановления Таможни от 29.09.2022 N 10221000-1324/2022, 10221000-1329/2022 - 10221000-1336/2022, 10221000-1340/2022 - 10221000-1345/2022 признаны незаконными и отменены в части назначенного наказания, в удовлетворении остальной части требований (в отношении постановления от 29.09.2022 N 10221000-1323/2022) отказано.
В кассационной жалобе таможенный орган, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 24.01.2023 и постановление 27.04.2023, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, постановления таможенного органа являются законными, поскольку подача каждого отчета является самостоятельным юридическим фактом; контроль достоверности сведений, указанных в отчетах ДО-2, осуществляется таможенным органом также по каждому конкретному отчету в отдельности и представление каждого из отчетов, содержащих недостоверные сведения, образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ. Вывод судов о возможности применения в настоящем случае положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ и назначении наказания как за совершение одного правонарушения является ошибочным.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.08.2023 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 17.08.2023.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в зону таможенного контроля склада временного хранения (далее - СВХ) АО "Грузовой терминал Пулково", действующего на основании свидетельства от 25.07.2018 N 10221/281210/10017/3 о включении в реестр складов временного хранения, в период с декабря 2021 по май 2022 прибывали различные товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в адрес различных юридических лиц.
СВХ АО "Грузовой терминал Пулково", находящееся по адресу: 196210, Санкт-Петербург, Пулковское ш., д. 37/4, лит. А, по факту размещения товаров на временное хранение представлял в таможенный орган отчетность при принятии товаров на хранение по форме ДО-1. По факту выдачи товаров с территории СВХ АО "Грузовой терминал Пулково" представляло в таможенный орган в электронном виде отчеты о выдаче товаров по форме ДО-2.
По результатам проведенной на основании письма Северо-Западного таможенного управления от 08.07.2022 N 14-01-22/16481 проверки сведений Единой автоматизированной информационной системы (далее - ЕАИС) таможенных органов на предмет достоверности информации в отчетах по форме ДО-2, представленных АО "Грузовой терминал Пулково" при выдаче грузов, Таможня выявила, что Общество представило в таможенный орган 16 отчетов по форме ДО-2, содержащих недостоверные сведения в графе "признак основания выдачи".
По факту выявленных нарушений таможенный орган 02.09.2022 составил в отношении Общества по каждому факту представления недостоверной отчетности протоколы об административных правонарушениях N 10221000-1323/2022, 10221000-1324/2022, 10221000-1329/2022 - 10221000-1336/2022, 10221000-1340/2022 - 10221000-1345/2022, согласно которым действия АО "Грузовой терминал Пулково" квалифицированы по статье 16.15 КоАП РФ.
Постановлениями Таможни от 29.09.2022 N 10221000-1323/2022, 10221000-1324/2022, 10221000-1329/2022 - 10221000-1336/2022, 10221000-1340/2022 - 10221000-1345/2022 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, ему назначены административные наказания в виде штрафа в размере 5500 руб. по каждому постановлению.
Посчитав постановления о привлечении к административной ответственности незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях заявителя составов административного правонарушения, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ либо замены административного штрафа на предупреждение не установили, вместе с тем приняли во внимание, что по результатам одной проверки Таможней в отношении Общества принято несколько постановлений о привлечении к административной ответственности, в связи с чем с учетом части 5 статьи 4.4 КоАП РФ пришли к выводу о необходимости назначения наказания как за одно правонарушение и признали незаконными оспариваемые в настоящем деле постановления в части назначенного наказания (за исключением постановления от 29.09.2022 по делу N 10221000-1323/2022).
В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований судом кассационной инстанции в рассматриваемом случае не установлено.
В статье 16.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии со статьей 345 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций. Порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций устанавливаются законодательством государств - членов о таможенном регулировании.
В силу статьи 410 ТК ЕАЭС владелец склада временного хранения осуществляет хранение на складе временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены названным Кодексом.
Согласно статье 414 ТК ЕАЭС владелец склада временного хранения обязан вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.
Порядок предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности, утвержден приказом ФТС России от 18.03.2019 N 444.
Согласно пункту 2 Приложения N 5 к названному Порядку владельцы складов временного хранения и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ, отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам (ДО-1, ДО-2, ДО-3).
Как следует из пункта 6 приложения N 5 к приказу ФТС России N 444 заполнение отчета по форме ДО-2 включает в себя заполнение владельцем СВХ всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, помещенных под таможенную процедуру либо выданных с территории СВХ.
Согласно пункту 11 Приложения N 1 к приказу ФТС России N 444 выдача товаров (части товаров) с СВХ (иного места временного хранения товаров) осуществляется при:
1) помещении товаров под таможенную процедуру, предусмотренную ТК ЕАЭС;
2) передаче товаров в соответствии с главой 55 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) уполномоченному органу;
3) отборе проб и образцов товаров;
4) осуществлении процессуальных действий в рамках производства по уголовным делам и делам об административных правонарушениях;
5) изменении места временного хранения товаров в соответствии с частью 8 статьи 90 Закона N 289-ФЗ;
6) наступлении иных случаев, предусмотренных правом ЕАЭС.
В графе "Признак основания выдачи" подлежит указанию цифровой признак, соответствующий одному из подпунктов пункта 11.
Суды установили, материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается, что АО "Грузовой терминал Пулково" представило в таможенный орган отчеты ДО-2 от 05.04.2022 N 0003137, 0003139, от 13.04.2022 N 0003344, от 18.04.2022 N 0003388, 0003389, от 19.04.2022 N 0003398, 0003399, от 04.05.2022 N 0003499, от 11.05.2022 N 0003563, от 12.05.2022 N 0003567, от 17.05.2022 N 0003635, от 31.05.2022 N 0003814, от 06.06.2022 N 0003892, от 07.06.2022 N 0003920, от 12.06.2022 N 0004000, от 14.06.2022 N 0004014, с проставлением в графе "признак основания выдачи" ошибочного цифрового признака "1" вместо подлежащих правильному указанию цифровых признаков.
Таким образом, как верно заключили суды, Обществом допущены нарушения таможенного законодательства, выразившеися в представлении в таможенный орган отчетности, содержащей недостоверные сведения (указание ошибочного цифрового признака в графе "Признак основания выдачи"), что образует события административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия заявителем необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушений при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины АО "Грузовой терминал Пулково" во вменяемых правонарушениях применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Суды не установили существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности; срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, Таможней также не пропущен.
Вместе с тем в соответствии с частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Как обоснованно указали суды, приведенные положения статьи 4.4 КоАП РФ применяются ко всем видам государственного и муниципального контроля, иное противоречило бы принципу справедливости и равенства всех перед законом.
В данном случае в рамках одной проверки, проведенной таможенным органом на основании письма Северо-Западного таможенного управления от 08.07.2022 N 14-01-22/16481, проведен анализ сведений ЕАИС на предмет достоверности информации, содержащейся в отчетах по форме ДО-2. По итогам проверки таможенным органом во всех случаях в одни и те же даты вынесены определения о возбуждении дел об административных правонарушениях (02.08.2022), определения о проведении административного расследования (03.08.2022), составлены протоколы об административных правонарушениях (02.09.2022) и приняты постановления о привлечении к административной ответственности (29.09.2022).
Учитывая изложенное и руководствуясь частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ, суды правомерно посчитали, что по результатам одного проверочного мероприятия Общество подлежит привлечению к ответственности как за совершение одного административного правонарушения, в связи с чем признали законным первое из принятых постановлений - постановление от 29.09.2022 N 10221000-1323/2022, а остальные оспариваемые в настоящем деле постановления Таможни N 10221000-1324/2022, 10221000-1329/2022 - 10221000-1336/2022, 10221000-1340/2022 - 10221000-1345/2022 признали незаконными и отменили в части назначенного административного наказания.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права к установленным обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Поскольку существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2023 по делу N А56-103970/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Пулковской таможни - без удовлетворения.
Судьи |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как обоснованно указали суды, приведенные положения статьи 4.4 КоАП РФ применяются ко всем видам государственного и муниципального контроля, иное противоречило бы принципу справедливости и равенства всех перед законом.
В данном случае в рамках одной проверки, проведенной таможенным органом на основании письма Северо-Западного таможенного управления от 08.07.2022 N 14-01-22/16481, проведен анализ сведений ЕАИС на предмет достоверности информации, содержащейся в отчетах по форме ДО-2. По итогам проверки таможенным органом во всех случаях в одни и те же даты вынесены определения о возбуждении дел об административных правонарушениях (02.08.2022), определения о проведении административного расследования (03.08.2022), составлены протоколы об административных правонарушениях (02.09.2022) и приняты постановления о привлечении к административной ответственности (29.09.2022).
Учитывая изложенное и руководствуясь частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ, суды правомерно посчитали, что по результатам одного проверочного мероприятия Общество подлежит привлечению к ответственности как за совершение одного административного правонарушения, в связи с чем признали законным первое из принятых постановлений - постановление от 29.09.2022 N 10221000-1323/2022, а остальные оспариваемые в настоящем деле постановления Таможни N 10221000-1324/2022, 10221000-1329/2022 - 10221000-1336/2022, 10221000-1340/2022 - 10221000-1345/2022 признали незаконными и отменили в части назначенного административного наказания."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 августа 2023 г. N Ф07-10893/23 по делу N А56-103970/2022