23 августа 2023 г. |
Дело N А56-117922/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Старченковой В.В.,
рассмотрев 23.08.2023 без проведения судебного заседания и без вызова участвующих в деле лиц кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление механизации N 6" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2023 по делу N А56-117922/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", адрес: 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д. 42, ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к обществу с ограниченной ответственностью "Управление механизации N 6", адрес: 192019, Санкт-Петербург, ул. Бехтерева, д. 4, ОГРН 1027806079685, ИНН 7811069863 (далее - Общество), о взыскании 224 023 руб. 12 коп. задолженности по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по договору водоотведения от 12.05.2015 N 12-004367-ПП-ВО (далее - Договор) за период с 03.06.2020 по 31.08.2021 и 5428 руб. пеней, начисленных на 28.09.2022, с последующим их начислением до даты фактического исполнения обязательства.
Дело рассмотрено в упрощенном порядке в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 20.01.2023, принятым в виде резолютивной части, иск удовлетворен.
Мотивированное решение изготовлено 14.03.2023.
Постановлением апелляционного суда от 02.05.2023 решение от 14.03.2023 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, неправильное применение норм права, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске. Податель жалобы считает, что без осуществления Предприятием контроля состава сточных вод взыскание заявленной платы незаконно.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке исходя из доводов, приведенных в жалобе.
Как следует из материалов дела, Предприятием (организацией водопроводно-канализационного хозяйства; далее - организация ВКХ) и Обществом (абонентом) заключен Договор, по условиям которого организация ВКХ обязалась подавать на объект абонента через присоединенную водопроводную сеть холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения, обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать предусмотренный Договором режим потребления воды, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей, исправность приборов учета, соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить оплату принятой холодной воды и водоотведения в сроки, порядке и размере, определенные в Договоре.
В приложениях N 2 и N 4 согласован контрольный колодец N 119 для отбора проб сточных вод, расположенный на выпуске N 1, приведены сведения об установленных приборах учета.
Местом исполнения обязательств по Договору является граница эксплуатационной ответственности по канализационным сетям абонента и организации ВКХ в отношении объекта - предприятие по адресу: Санкт-Петербург, ул. Бехтерева, д. 4, лит. З, О, Ч (земельный участок по адресу: ул. Бехтерева, д. 4, лит. О).
Срок и порядок оплаты оказанных по Договору услуг согласованы в разделе III Договора.
Как указывает истец, ответчик не оплатил 229 451 руб. 12 коп. за услуги водоотведения, оказанные в период с июня 2020 по август 2021 года, претензию от 22.08.2022 оставил без удовлетворения.
Наличие задолженности послужило основанием настоящего иска.
Суд первой инстанции признал предъявленные требования обоснованными по праву и по размеру.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Из пункта 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, пунктов 111, 114 Правил N 644 следует, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения.
Согласно пункту 22 статьи 2 Закона N 416-ФЗ состав и свойства сточных вод - это совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах.
Если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения (часть 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, подпункты "ж", "и" пункта 35 Правил N 644).
Общество ошибочно полагает, что для предъявления ему платы за негативное воздействие на систему водоотведения в данном случае требовался отбор проб сточных вод.
В соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 в Правила N 644, с 03.06.2020 в отношении всех категорий объектов абонентов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, вне зависимости от характера деятельности, осуществляемой на данных объектах, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может быть рассчитана в соответствии с данным пунктом без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и подтверждения нарушения ими требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
По смыслу нормативного регулирования законодатель установил презумпцию превышения нормативов загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Согласно пункту 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 данных Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) указанных Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) названных Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
В случае если возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 123(4) Правил N 644, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения начисляется.
В рассматриваемом случае Общество не подавало декларацию о составе и свойствах сточных вод. Общество не спорит с тем, что среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с его объектов менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил N 644, а значит Общество соответствует критериям, приведенным в пункте 123(4) Правил N 644, и Предприятие обоснованно начисляет ему плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения без отбора проб сточных вод.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили факты оказания Предприятием Обществу услуг водоотведения, их объем и стоимость, наличие обязанности по внесению платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о возникновении на стороне ответчика спорной задолженности.
Вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ Общество не доказало, что полностью оплатило выставленные Предприятием счета-фактуры, в связи с чем при отсутствии в материалах дела доказательств исполнения ответчиком указанной обязанности в полном объеме, суды правомерно удовлетворили исковые требования истца.
Учитывая, что при рассмотрении спора фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, судами правильно применены нормы права, принятые по делу судебные акты отмене или изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2023 по делу N А56-117922/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление механизации N 6" - без удовлетворения.
Судья |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 данных Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) указанных Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) названных Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
В случае если возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 123(4) Правил N 644, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения начисляется.
В рассматриваемом случае Общество не подавало декларацию о составе и свойствах сточных вод. Общество не спорит с тем, что среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с его объектов менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил N 644, а значит Общество соответствует критериям, приведенным в пункте 123(4) Правил N 644, и Предприятие обоснованно начисляет ему плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения без отбора проб сточных вод."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 августа 2023 г. N Ф07-10316/23 по делу N А56-117922/2022