22 августа 2023 г. |
Дело N А42-4864/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Бобарыкиной О.А., Старченковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Ковдорского муниципального округа детский сад N 5 "Теремок" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2023 по делу N А42-4864/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал", адрес: 184143, Мурманская обл., г. Ковдор, ул. Чехова, д. 4, ОГРН 1035100038698, ИНН 5104908766, (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Ковдорского муниципального округа "Детский сад N 5 "Теремок", адрес: 184142, Мурманская обл., г. Ковдор, ул. Коновалова, д. 26, ОГРН 1025100575169, ИНН 5104004344 (далее - Учреждение), о взыскании 121 914 руб. 07 коп. платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения и 487 656 руб. 29 коп. платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, начисленных за период с 01.07.2020 по 31.12.2020 (с учетом уточнения иска).
Решением от 30.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.04.2023, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 30.11.2022 и постановление апелляционной инстанции от 12.04.2023 и отказать в иске.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что в силу статьи 123 (5) Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) денежные средства в виде платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения не могут быть использованы Обществом по целевому их назначению, поскольку с 01.08.2022 статусом гарантирующего поставщика услуг водоснабжения и водоотведения на территории города Ковдор наделено муниципальное унитарное предприятие "Ковдорводоканал" (далее - Предприятие), которому переданы в хозяйственное ведение все объекты водоотведения. В связи с этим требование Общества о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является незаконным. Взыскивая плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод на основании пункта 203 Правил N 644, суды не приняли во внимание наличие у абонента контрольного колодца, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, что подтверждается представленной в материалы дела схемой, утвержденной Предприятием. Истец свои обязательства по определению контрольного колодца не исполнил, отбор проб не произвел, злоупотребляя своими правами и обязанностями, необоснованно начислил плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и Учреждение (абонент) заключили муниципальный контракт от 09.01.2020 N 101/вс холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Контракт), по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязалась подавать на 3 объекта абонента (Мурманская обл., ул. Коновалова, д. 26, ул. Ленина, д. 17, корп.5, Комсомольская ул., д. 17А) через присоединенную водопроводную сеть холодную (питьевую) воду установленного качества, в объеме, определенном Контрактом, осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения, а абонент - соблюдать предусмотренный Контрактом режим потребления воды, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей, исправность приборов учета, соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату принятой холодной воды и водоотведения в сроки, порядке и размере, определенные в Контракте.
Согласно пункту 3.6 Контракта размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В пункте 4.1.14 Контракта установлена обязанность Общества по определению на схеме сетей водопровода и канализации совместно с абонентом места расположения контрольного канализационного колодца.
В соответствии с пунктом 4.3.18 Контракта состав и свойства сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных подах, допустимых к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренные приложением N 3 Правил N 644.
Учреждение в отношении своих объектов не представляло Обществу декларацию для осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
За период с июля по декабрь 2020 года Общество без проведения отбора проб сточных вод начислило Учреждению 121 914 руб. 07 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на основании пункта 123 (4) Правил N 644, поскольку среднесуточный объем сбрасываемых абонентом сточных вод составляет менее 30 куб.м, и 487 656 руб. 29 коп. платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, ссылаясь на пункт 203 Правил N 644, указывая на то, что Учреждение имеет столовую с полным циклом приготовления пищи, среднесуточный объем сбрасываемых абонентом сточных вод составляет менее 30 куб.м, а также на то, что отсутствует контрольный канализационный колодец для отбора сбрасываемых сточных вод, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Направленная в адрес Учреждения претензия от 09.03.2021 N 567 об уплате задолженности оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правилами N 644.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 установлена обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с названными Правилами.
В соответствии с пунктом 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные данными Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Пунктом 118 Правил N 644 установлено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 этих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены названными Правилами.
В силу пункта 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) названных Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Исследовав и оценив материалы дела, суды пришли к выводу о том, что истец обоснованно начислил ответчику за спорный период 121 914 руб. 07 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на основании пункта 123 (4).
Пунктом 123 (4) Правил N 644 установлены особенности расчета и взимания платы с объектов абонентов, в том числе для тех среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил N 644 (менее 30 куб. м в сутки), без отбора проб сточных вод.
В соответствии с правовой позицией, приведенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2020 N АКПИ20-722 положения Правил N 644 предоставляют абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123 (4) Правил N 644 либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации в составе и свойствах сточных вод и расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактического состава и свойств сточных вод абонента.
В случае если возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и, при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 123 (4) Правил N 644, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения начисляется по формуле, указанной в пункте 123 (4).
При рассмотрении спора суды установили, что объем сбрасываемых Учреждением сточных вод составляет менее 30 куб. м в сутки.
Суды также установили, что правом на подачу соответствующей декларации ответчик не воспользовался.
Поскольку объем сбрасываемых Учреждением сточных вод в спорный период составил менее 30 куб. м в сутки; правом на подачу декларации о составе и свойствах сточных вод ответчик не воспользовался, то истец правомерно начислил плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123 (4) Правил N 644.
Суды обоснованно отклонили довод Учреждения о том, что истец с 01.08.2022 утратил статус гарантирующего поставщика услуг водоснабжения и водоотведения, в связи с чем не вправе взыскивать плату за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения.
Суды указали, что в спорный период истец являлся гарантирующим поставщиком. В связи с этим Общество осуществляло мероприятия, связанные с ремонтом, реконструкцией объектов централизованной системы водоотведения, а, следовательно, вправе рассчитывать на компенсацию своих расходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Правила N 644 дополнены разделом XV "Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов".
Пунктом 203 Правил N 644 предусмотрен упрощенный порядок начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
В соответствии с названным пунктом Правил N 644 расчет платы может производиться организациями, осуществляющими водоотведение, без результатов контроля состава и свойств сточных вод, при наличии любого из условий, предусмотренных пунктом 203 Правил N 644, в частности если среднесуточный объем сточных вод с объекта абонента составляет менее 30 куб.м при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце втором пункта 203 Правил N 644; при отсутствии физической возможности отбора проб сточных вод с конкретного объекта абонента (абзацы третий - пятый пункта 203 Правил N 644).
Следует отметить, что абонент не лишен права выбрать наиболее благоприятный для него порядок оплаты, в том числе по фактическому содержанию загрязняющих веществ, обеспечив проведение контроля за составом и свойствами сточных вод путем осуществления мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 10 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, и подачи декларации о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых с объекта.
Суды установили, что ответчик не подавал декларацию о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых с объекта.
В данном случае суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что в спорный период у абонента отсутствовал контрольный канализационный колодец для отбора сбрасываемых с объектов сточных вод, а также не доказано наличие иного канализационного колодца, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Из материалов дела не следует, что истец и ответчик во исполнение пункта 4.1.14 Договора определили и отметили на схеме сетей водопровода и канализации место расположение контрольных канализационных колодцев.
Доказательства того, что истец уклонялся от определения контрольного колодца, в дело не представлены.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что у Общества имелись основания для расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод по пункту 203 Правил N 644.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о неправильной оценке судами имеющихся в деле доказательств.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2023 по делу N А42-4864/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Ковдорского муниципального округа детский сад N 5 "Теремок" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Следует отметить, что абонент не лишен права выбрать наиболее благоприятный для него порядок оплаты, в том числе по фактическому содержанию загрязняющих веществ, обеспечив проведение контроля за составом и свойствами сточных вод путем осуществления мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 10 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, и подачи декларации о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых с объекта.
...
Доказательства того, что истец уклонялся от определения контрольного колодца, в дело не представлены.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что у Общества имелись основания для расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод по пункту 203 Правил N 644."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 августа 2023 г. N Ф07-10157/23 по делу N А42-4864/2021