29 августа 2023 г. |
Дело N А56-51642/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Баженовой Ю.С. и Сергеевой И.В.,
при участии от Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Махрова И.В. (доверенности от 27.12.2022 и 09.01.2023), от акционерного общества "Клуб физического развития "Лидер" Горбуновой Н.А. (доверенность от 27.02.2023), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Степанкевич Е.В. (доверенность от 30.12.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.11.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2023 по делу N А56-51642/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Клуб физического развития "Лидер", адрес: 192289, Санкт-Петербург, вн.тер.г. МО Александровский, пр. Девятого января, д. 19, лит. А, пом. 204/1, ОГРН 1227800019116, ИНН 7816727682 (далее - общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Правительству Санкт-Петербурга, адрес: 191060, Санкт-Петербург, вн.тер.г. МО Смольнинское, Смольный пр-д, д. 1, лит. Б, ОГРН 1027809257178, ИНН 7830002078, о признании незаконным распоряжения Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга от 22.03.2022 N 154-р, об обязании Правительства Санкт-Петербурга в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить обществу в аренду земельный участок с кадастровым номером 78:38:0022126:13 для размещения спортивной базы, в случае неисполнения решения суда взыскать с Правительства Санкт-Петербурга 100 000 руб. за каждый день неисполнения решения суда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга и Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.
Решением суда от 27.11.2022 распоряжение Комитета по инвестициям от 22.03.2022 N 154-р признано незаконным, Правительство Санкт-Петербурга обязано в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить обществу в аренду земельный участок с кадастровым номером 78:38:0022126:13 для размещения спортивной базы, на случай неисполнения решения суда взыскано с Правительства Санкт-Петербурга в пользу общества 100 руб. за каждый день неисполнения решения суда, в остальной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 31.03.2023 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Правительство Санкт-Петербурга и Комитет по инвестициям просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Податели жалобы ссылаются на то, что вывод судов о незаконности отказа в предоставлении участка противоречит нормам материального права и представленным доказательствам.
Податели жалобы указывают на то, что участок полностью находится в границах объединенных зон охраны культурного наследия, в зоне ЗРЗ(38)19, для которой предусмотрен специальный режим использования земель, находящихся в границах этой зоны; ссылаются на заключение Комитета по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) от 03.03.2022 N 01-7-5-6443/22, в соответствии с пунктом 10 заключения КГА требования режима использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, установлены в приложения N 9 к Правилам землепользования и застройки, утверждённым постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 (далее - Правила землепользования и застройки СПб, ПЗЗ); режимы использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга установлены Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах объединенных зон охраны объектов культурно наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон" (далее - Закон N 820-7); требования режима использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, установлены в приложении N 9 к ПЗЗ, специальные требования режимов в ЗРЗ(38)19 - пункт 7.8.21, специальные требования к градостроительным регламентам в ЗРЗ(38)19 - пункт 7.8.22; согласно заключению Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) размещение спортивной базы на данном участке повлечет за собой вырубку средообразующих зеленых насаждений, что противоречит требованиям специального режима использования земель, находящихся в границах зоны ЗРЗ(38)19; указывают на содержащийся в специальном режиме использования земель, находящихся в границах этой зоны, запрет вырубки средообразующих деревьев, а также считают, что строительство спортивной базы приведет к изменению рельефа участка, что окажет негативное влияние на существующую гидромелиоративную систему.
По мнению подателей жалобы, суды неверно определили характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, полагают, что Закон Санкт-Петербурга от 21.12.2022 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон СПб о зелёных насаждениях) не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку правоотношения регулируются положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Закона N 820-7 и Правилами землепользования и застройки СПб.
По мнению подателей жалобы, суды неверно определили круг обстоятельств, подлежащих установлению в рамках настоящего дела.
Податели жалобы, кроме того, ссылаются на то, что суды в нарушение принципа разделения властей подменили собой уполномоченный исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, обязав Правительство Санкт-Петербурга предоставить земельный участок обществу в аренду без учета того, что само предоставление земельного участка, находящегося в собственности Санкт-Петербурга, представляет собой совокупность последовательных административных действий.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по инвестициям и Комитета имущественных отношений поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель общества обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Общество обратилось в комитет по инвестициям с заявлением от 25.02.2022 исх.N 06, зарегистрированным 25.02.2022 за номером 01-58-1911/22-0-0, о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 78:38:0022126:13, указав цель использования земельного участка - "спортивные базы (5.1.7)".
Распоряжением Комитета по инвестициям от 22.03.2022 N 154-р обществу отказано в предоставлении земельного участка.
В обоснование отказа комитет сослался на основания, предусмотренные подпунктом 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ, указав на то, что согласно Закону N 820-7 участок расположен в зоне ЗРЗ(38)19 Курортного района Санкт-Петербурга, пунктом 7.8.21.2 части 4 приложения 9 к Правилам землепользования и застройки СПб установлен специальный режим использования земель, находящихся в границах этой зоны, запрещающий вырубку средообразующих земельных насаждений, за исключением рубок, направленных на сохранение исторической системы озеленения, размещение спортивной базы на участке повлечет за собой вырубку средообразующих зеленых насаждений, что противоречит требованиям специального режима использования земель, находящихся в границах указанной зоны.
Ссылаясь на то, что отказ комитета по инвестициям в предоставлении обществу в аренду земельного участка является незаконным и нарушает права общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что основание, указанное в оспариваемом заявителем отказе Комитета по инвестициям, незаконно, сослались на то, что иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка заинтересованными лицами не приведено, и удовлетворили требования общества, установив судебную неустойку в размере 100 руб. за каждый день неисполнения решения суда.
Кассационная инстанция полагает, что решение и постановление подлежат отмене в связи с неправильным применением судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а в удовлетворении заявления общества следует отказать.
Статьёй 39.16 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 14.1 указанной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Как следует из пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к зонам с особыми условиями использования территорий относятся: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Согласно пункту 2 статьи 34 Закона об объектах культурного наследия охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Границы объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, утверждены Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон".
Согласно границам объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, с описанием указанных границ в приложении N 1 к Закону СПб N 820-7 земельный участок площадью 15070+/- 43 кв. м с кадастровым номером 78:38:0022126:13, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, поселок Репино, Новгородская ул., участок 1, (северо-западнее пересечения Песочной улицы и Новгородской улицы), полностью расположен в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия, расположенных за пределами исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга (участок ЗРЗ(38)19 Курортного района).
В соответствии с пунктом 4.1 раздела 4 части 4 приложения N 2 к упомянутому Закону виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются с учетом необходимости обеспечения соблюдения требований, установленных режимами использования земель в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия.
В отношении испрашиваемого земельного участка применяются специальные требования режима в ЗРЗ(38)19: запрещается вырубка средообразующих зеленых насаждений, за исключением рубок, направленных на сохранение исторической системы озеленения; запрещается изменение рельефа и гидрологического режима территории. Настоящий запрет не распространяется на случаи сохранения и восстановления (регенерации) природной среды объекта (объектов) культурного наследия (пункт 7.8.21.2 раздел 7 части 4 приложения N 2 к Закону СПб N 820-7).
В соответствии с разделом 3 приложения N 9 к Правилам землепользования и застройки СПб средообразующие зеленые насаждения это древесные и древесно-кустарниковые растения, имеющие возраст в охранных зонах и зонах регулирования застройки и хозяйственной деятельности свыше 50 лет, в зонах охраняемого природного ландшафта - свыше 25 лет.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что испрашиваемый обществом земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории ЗРЗ(38)19, размещение спортивных баз на данном участке повлечёт за собой вырубку средообразующих зеленых насаждений, и признали, что это противоречит требованиям, установленным пунктом 7.8.21.2 раздел 7 части 4 приложения N 2 к Закону СПб N 820-7.
Сделанные судами первой и апелляционной инстанций выводы в этой части соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, подтверждаются заключениями КГИОП от 04.03.2022 N 01-45-367/22-0-1, от 18.07.2022 N 01-43-18432/22-0-1, заключением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 05.03.2022 N 01-16-1191/22-0-1 и фототаблицей к нему, из которой следует, что участок полностью покрыт средообразующими зелеными насаждениями, заключением КГА от 03.03.2022 N 01-47-5-6443/22, заключением администрации Курортного района Санкт-Петербурга от 02.04.2021 N 01-25-2172/21-0-1, заключением Комитета по физической культуре и спорту от 22.07.2022 N 01-19-4615/22-0-1.
Вместе с тем, суды сослались на то, что участок не отнесен к зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, скверы, бульвары, городские леса) Р2, не относится территориально к охраняемым элементам исторической ландшафтно-композиционной структуры, расположен в функциональной зоне Р3 - "Зона предназначенная для отдыха, занятий физической культурой и спортом, зона пляжей", применили статью 9 Закона Санкт-Петербурга от 28.06.2010 N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон о зеленых насаждениях в СПб), статью 61 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), и посчитали, что предоставление земельного участка для размещения спортивной базы при условии соблюдения требований к сохранению качества окружающей среды, необходимого для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, является правомерным и отвечающим требованиям законодательства.
Указанные выводы суда основаны на неправильном применении приведённых норм материального права.
В данном случае заявитель просит предоставить ему в аренду земельный участок для размещения спортивных баз, указывая на код 5.1.7.
Как следует из классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утверждённого приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, спортивные базы, код 5.1.7, - "размещение спортивных баз и лагерей, в которых осуществляется спортивная подготовка длительно проживающих в них лиц".
Заявленная обществом цель использования земельного участка подразумевает строительство на нём капитальных объектов, приспособленных для длительного проживания граждан.
Установленные в отношении данного участка законом специальные требования режима в ЗРЗ(38)19 в виде запрета на вырубку средообразующих зеленых насаждений для таких целей (строительство спортивных баз), не может быть преодолен путём выдачи порубочного билета или разрешения на строительство. Из положений Закона СПб о зеленых насаждениях в СПб и Федерального закона об охране окружающей среды не следует, что положения Закона СПб N 820-7 не подлежат применению в отношении спорного земельного участка. То обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок не отнесён к зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, скверы, бульвары, городские леса), к охраняемым элементам исторической ландшафтно-композиционной структуры, не опровергает необходимость соблюдения специальных требований режима ЗРЗ(38)19, запрещающих вырубку средообразующих зеленых насаждений для целей строительства спортивных баз.
Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что требования по соблюдению режима использования земельного участка, находящегося в зоне ЗРЗ(38)19 в части сохранения средообразующих зеленых насаждений и по соблюдению водоохраной зоны при строительстве объектов обеспечиваются нормами градостроительного законодательства при проектировании объекта и выдаче разрешения на строительство, основан на неправильном применении норм материального права, находится в противоречии со сделанным судами выводами о том, что размещение спортивных баз на испрашиваемом участке повлечет за собой вырубку средообразующих зеленых насаждений, что противоречит требованиям, установленным Законом СПб N 820-7 (пункт 7.8.21.2 раздел 7 часть 4 приложения 2) и Правилами землепользования и застройки СПб (пункт 7.1.3.2 раздела 7 части 4 приложения N 9).
Ссылка судов на правовую позицию Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации (определение от 07.02.2020 N 41-КА19-13) несостоятельна, так как данная правовая позиция основана на иных фактических обстоятельствах, отличных от обстоятельств, установленных по настоящему делу, следовательно, не может быть применена к спорным правоотношениям.
Необоснованным является и положенный в обоснование признания недействительным отказа Комитета по инвестициям довод судов первой и апелляционной инстанций, основанный на том, что указанная в заявлении общества цель предоставления земельного участка соответствует виду разрешенного использования земельного участка.
В данном случае основанием для отказа в предоставлении земельного участка послужило не несоответствия разрешенного использования земельного участка целям использования такого участка, указанным в заявлении о предоставлении участка (пункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ), а иные обстоятельства, которые установлены законодателем в пункте 14.1 названной статьи, а именно то, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что спорный земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории ЗРЗ(38)19. Установленные ограничения использования этого участка не допускают использование его для строительства спортивных баз, поскольку это повлечёт за собой вырубку средообразующих зеленых насаждений.
Таким образом, оспариваемый заявителем отказ в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов соответствует положениям статьи 39.16 ЗК РФ, Закона N 820-7, Правилам землепользования и застройки СПб, не противоречит нормам Федерального закона об охране окружающей среды и Закона о зеленых насаждениях в СПб. Поскольку отказом комитета по инвестициям не нарушены требования закона и иного нормативного правового акта, такой отказ не нарушает права заявителя. Соответственно, оснований для признания его недействительным, установленных статьями 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а в удовлетворении заявления следует отказать.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.11.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2023 по делу N А56-51642/2022 отменить.
В удовлетворении заявления акционерного общества "Клуб физического развития "Лидер" отказать.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Необоснованным является и положенный в обоснование признания недействительным отказа Комитета по инвестициям довод судов первой и апелляционной инстанций, основанный на том, что указанная в заявлении общества цель предоставления земельного участка соответствует виду разрешенного использования земельного участка.
В данном случае основанием для отказа в предоставлении земельного участка послужило не несоответствия разрешенного использования земельного участка целям использования такого участка, указанным в заявлении о предоставлении участка (пункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ), а иные обстоятельства, которые установлены законодателем в пункте 14.1 названной статьи, а именно то, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 августа 2023 г. N Ф07-6989/23 по делу N А56-51642/2022