01 сентября 2023 г. |
Дело N А66-957/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев 23.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Ржевского муниципального округа на решение Арбитражного суда Тверской области от 22.12.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2023 по делу N А66-957/2022,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Трусов Никита Вадимович, ОГРНИП 319695200009067 (далее - Предприниматель), обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, в котором с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил признать незаконным исключение администрацией Ржевского муниципального округа, адрес: 172381, Тверская обл., г. Ржев, Партизанская ул., д. 33, ОГРН 1026901853274, ИНН 6914002555 (далее - Администрация), из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ржева (далее - Схема НТО) места по адресу: г. Ржев, ул. Бехтерева, напротив дома 5Б/80 (торговый павильон 15 кв.м), при принятии постановления от 25.10.2021 N 815 "О внесении изменений в постановление Администрации от 25.12.2019 N 1037" (далее - Постановление N 815); обязать Администрацию включить данное место в Схему НТО и заключить с Предпринимателем договор на право размещения нестационарного торгового объекта (далее - НТО) по указанному адресу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тверской области Стамплиевский Антон Владимирович.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 22.12.2022 признано незаконным исключение Администрацией из Схемы НТО места по адресу: г. Ржев, ул. Бехтерева, напротив дома 5Б/80 (торговый павильон 15 кв.м), при принятии Постановления N 815, на Администрацию возложена обязанность включить в Схему НТО место по адресу: г. Ржев, ул. Бехтерева, напротив дома 5Б/80 (торговый павильон 15 кв.м), и заключить с Предпринимателем договор на право размещения НТО по указанному адресу; с Администрации в пользу Предпринимателя взыскано 300 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; Предпринимателю из федерального бюджета возвращено 600 руб. государственной пошлины.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2023 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит отменить решение от 22.12.2022 и постановление от 30.03.2023, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
В отзыве на кассационную жалобу Предприниматель просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно нее.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Предприниматель 09.03.2021 обратился в Администрацию с заявлением о размещении НТО по адресу: г. Ржев, ул. Бехтерева, напротив дома 5Б/80, со специализацией "общепит".
Комиссией по размещению нестационарных торговых объектов и демонтажу незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Ржева Тверской области (далее - Комиссия) принято решение о включении указанного места в схему размещения НТО с 08.04.2021 по 31.12.2022 (выписка из протокола от 07.04.2021 N 2). На заседании Комиссии, состоявшемся 27.05.2021, принято решение о заключении с Предпринимателем договора на право размещения по указанному адресу НТО - торгового павильона (15 кв.м), специализации - продовольственные товары. Данное решение отражено в протоколе N 3 заседания Комиссии от 27.05.2021. Предпринимателю направлен проект соответствующего договора.
Вместе с тем договор на право размещения НТО с Предпринимателем не был заключен, поскольку состоялось заседание Комиссии по безопасности дорожного движения (далее - Комиссия по БДД), на котором принято решение рекомендовать Администрации исключить из Схемы НТО торговый объект Предпринимателя, так как нарушаются требования безопасности дорожного движения, условия "пешеход-транспорт", размеры прямоугольного треугольника видимости, где не допускается размещение зданий, сооружений, передвижных предметов (киосков, фургонов, рекламных конструкций, малых архитектурных форм и др.), деревьев и кустарников высотой более 0,5 м (выписка из протокола от 23.06.2021).
На основании данного решения Администрацией принято Постановление N 815, которым в постановление Администрации от 25.12.2019 N 1037 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ржева Тверской области" внесены изменения, из Схемы НТО исключено место размещения НТО по адресу: г. Ржев, ул. Бехтерева, напротив дома 5Б/80, для размещения торгового павильона площадью 15 кв. м.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 31.01.2022 по делу N А66-12667/2021 бездействие Администрации, допущенное в период с 27.05.2021 до 25.10.2021, выразившееся в незаключении с Предпринимателем договора на право размещения НТО по адресу: г. Ржев, ул. Бехтерева, напротив дома 5Б/80, признано незаконным; производство по делу в части требования Предпринимателя о признании незаконным решения Комиссии по безопасности дорожного движения от 23.06.2021 прекращено; в удовлетворении требования об обязании Администрации заключить с Предпринимателем договор на право размещения НТО по указанному отказано в связи с внесением в Схему НТО Постановлением N 815 изменений, связанных с исключением из нее спорного адреса.
Предприниматель, сославшись на то, что исключение из Схемы НТО спорного адреса противоречит закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установил, что у Администрации отсутствовали основания для исключения спорного места их Схемы НТО, и удовлетворил требования Предпринимателя.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 того же Кодекса основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением администрации Тверской области от 28.09.2010 N 458-па утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области схем размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок N 458).
Согласно пункту 3 указанного Порядка схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления, муниципальных образований Тверской области, определенным в соответствии уставом муниципального образования Тверской области.
В схему размещения нестационарных торговых объектов не чаще двух раз в год могут быть внесены изменения в порядке, установленном органом местного самоуправления муниципального образования Тверской области (пункт 4 Порядка N 458).
Постановлением администрации города Ржева от 25.09.2013 N 1315 утвержден Порядок внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ржева Тверской области (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка N 1315 НТО может быть исключен из Схемы размещения в связи с изменением градостроительной ситуации (планируемым капитальным строительством, проведением работ по реконструкции, благоустройству территории и др.).
Возражая против удовлетворения требований Предпринимателя, Администрация указала, что исключение спорного адреса из Схемы НТО произведено в связи в связи с нарушением требований безопасности дорожного движения на основании решения Комиссии по безопасности дорожного движения администрации от 23.06.2021.
При этом Администрация сослалась на пункт 192 Региональных нормативов градостроительного проектирования Тверской области (далее - Региональные нормативы), утвержденных постановлением Правительства Тверской области от 18.11.2019 N 455-пп "О региональных нормативах градостроительного проектирования Тверской области (далее - Региональные нормативы), согласно которому на нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог, а также пешеходных переходах необходимо предусматривать треугольники видимости, в пределах которых не допускается размещение зданий, сооружений, передвижных предметов (киосков, фургонов, реклам, малых архитектурных форм и др.), деревьев и кустарников высотой более 0,5 м.
Отклоняя доводы Администрации, суды исходили из того, что пунктом 192 Региональных нормативов предусмотрены требования для нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов; в соответствии с пунктом 13.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - ПДД), перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым; согласно примечанию к пункту 14.1 ПДД понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3 упомянутых Правил; расположенный вблизи спорного места по адресу: г. Ржев, ул. Бехтерева, напротив дома 5Б/80 (на пересечении дорог по ул. Бехтерева и ул. Ленина), перекресток и расположенные на нем пешеходные переходы являются регулируемыми, так как очередность движения на них определяется сигналами установленного светофора. Кроме того, суды учли заключению отделения ГИБДД МО МВД России "Ржевский" от 19.08.2021, согласно которому нормативные требования в области обеспечения безопасности дорожного движения, препятствующие установке НТО (павильона) на спорном участке, отсутствуют.
Поскольку на наличие иных оснований для исключения спорного места из Схемы НТО Администрация не ссылалась, суды обоснованно признали исключение спорного объекта из Схемы НТО незаконным и обязали Администрацию устранить допущенные нарушения.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правомерности выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем у кассационного суда отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22.12.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2023 по делу N А66-957/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Ржевского муниципального округа - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возражая против удовлетворения требований Предпринимателя, Администрация указала, что исключение спорного адреса из Схемы НТО произведено в связи в связи с нарушением требований безопасности дорожного движения на основании решения Комиссии по безопасности дорожного движения администрации от 23.06.2021.
При этом Администрация сослалась на пункт 192 Региональных нормативов градостроительного проектирования Тверской области (далее - Региональные нормативы), утвержденных постановлением Правительства Тверской области от 18.11.2019 N 455-пп "О региональных нормативах градостроительного проектирования Тверской области (далее - Региональные нормативы), согласно которому на нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог, а также пешеходных переходах необходимо предусматривать треугольники видимости, в пределах которых не допускается размещение зданий, сооружений, передвижных предметов (киосков, фургонов, реклам, малых архитектурных форм и др.), деревьев и кустарников высотой более 0,5 м.
Отклоняя доводы Администрации, суды исходили из того, что пунктом 192 Региональных нормативов предусмотрены требования для нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов; в соответствии с пунктом 13.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - ПДД), перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым; согласно примечанию к пункту 14.1 ПДД понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3 упомянутых Правил; расположенный вблизи спорного места по адресу: г. Ржев, ул. Бехтерева, напротив дома 5Б/80 (на пересечении дорог по ул. Бехтерева и ул. Ленина), перекресток и расположенные на нем пешеходные переходы являются регулируемыми, так как очередность движения на них определяется сигналами установленного светофора. Кроме того, суды учли заключению отделения ГИБДД МО МВД России "Ржевский" от 19.08.2021, согласно которому нормативные требования в области обеспечения безопасности дорожного движения, препятствующие установке НТО (павильона) на спорном участке, отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 сентября 2023 г. N Ф07-9379/23 по делу N А66-957/2022