06 сентября 2023 г. |
Дело N А56-104093/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Уни-Блок" Окрибелашвили В.А. (доверенность от 21.03.2022), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Бурашовой Н.В. (доверенность от 22.12.2022),
рассмотрев 30.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уни-Блок" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2023 по делу N А56-104093/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Уни-блок", адрес: 188304, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Ополченцев-Балтийцев, д. 42А, каб. 2, ОГРН 1074716000314, ИНН 4716027579 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просило обязать Межрегиональное территориальное управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, адрес: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - Управление):
- принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка 3109 кв.м, который необходимо образовать из состава единого землепользования с кадастровым номером 47:03:0000000:2, а именно, из обособленного земельного участка с кадастровым номером 47:03:0301003:29 площадью 47 998,66 кв.м, местоположение: Ленинградская обл., Приозерский р-н, муниципальное образование "Приозерский район" Ленинградской области, уч. 40 км 139+165-км 139+707, - часть площадью 1402 кв.м, а также из обособленного земельного участка площадью 60 389,49 кв.м с кадастровым номером 47:03:0301001:7, местоположение: Ленинградская обл., Приозерский р-н, муниципальное образование "Приозерский район" Ленинградской обл., уч. 41А км 139+707-км 140+950, - часть площадью 1707 кв.м, на праве аренды без проведения торгов сроком на 49 лет на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей эксплуатации железнодорожного пути с кадастровым номером 47:03:0301003:272;
- издать в течение 14 (четырнадцати) календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу распоряжение об утверждении схемы расположения образуемого земельного участка площадью 3109 кв.м с видом разрешенного использования - под объекты транспорта - железнодорожного из состава единого землепользования с кадастровым номером 47:03:0000000:2, а именно, из обособленного земельного участка с кадастровым номером 47:03:0205001:7 - часть площадью 1402 кв.м с координатами поворотных точек: н1 х559074,41 у2204031,77; н2 х559079,81 у2204035,52; 3 х559062,75 у2204068,00; 4 х559059,36 у2204078,67; н5 х559021,08 у2204172,42; н6 х559011,52 у2204164,66; н7 х559025,27 у2204135,16; н8 х559058,95 у2204056,24; н1 х559074,41 у2204031,77; и обособленного земельного участка с кадастровым номером 47:03:0301003:29 - часть площадью 1707 кв. м, с координатами поворотных точек: н1 х559011,52 у2204164,66; н2 х559021,08 у2204172,42; н3 х559001,21 у2204214,99; 4 х558992,60 у2204255,15; 5 х559004,15 у2204309,15; н6 х558990,95 у2204312,59; н7 х558991,22 у2204308,35; н8 х558984,91 у2204271,97; н9 х558984,13 у2204243,84; н10 х558985,01 у2204226,69; н11 х558990,58 у2204210,53; н12 х558999,91 у2204189,55; н1 х559011,52 у2204164,66.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2/1, стр. 1, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2023 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит отменить решение от 28.02.2023 и постановление от 01.06.2023.
По мнению подателя жалобы, судебные акты основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку Общество, являясь собственником железнодорожного пути необщего пользования вправе заключить как договор аренды с Управлением, так и с ОАО "РЖД" по своему выбору, даже в том случае, если земельный участок, на котором расположен железнодорожный путь, изъят из оборота или ограничен в обороте. Также Общество ссылается на недоказанность обстоятельств, на которых основаны обжалуемые судебные акты, в частности на отсутствие в материалах дела доказательств нахождения на испрашиваемых для образования частях земельных участков объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которые бы свидетельствовали о распространении на эти части ограничений в обороте. Податель жалобы не согласен с выводом апелляционного суда о наличии у Общества права субаренды на земельный участок на основании договора от 30.04.2004 N 235/2004, заключенного с прежним собственником железнодорожного пути, а также с тем, что суды не оценили правомерность отказа Управления по основания, указанному в данном отказе.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ОАО "РЖД" возражал против ее удовлетворения, по мотивам, изложенным в отзыве.
Управление извещено в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, что не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу принадлежит на праве собственности сооружение - железнодорожный 16-й подъездной путь протяженностью 150 м, примыкающий к 15-му станционному пути ст. Приозерск ОЖД, кадастровый номер 47:03:0301003:272, адрес:
Ленинградская обл., Приозерский муниципальный р-н, Приозерское гп, г. Приозерск, Угловая ул., 5 (далее ж-д путь), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Указанный железнодорожный путь расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 47:03:0301003:29, 47:03:0301001:7, которые относятся к земельному участку единого землепользования с кадастровым номером 47:03:0000000:2 и находятся в федеральной собственности.
05.05.2022 Общество обратилось в Управление с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 3109 кв.м, который необходимо образовать из состава единого землепользования с кадастровым номером 47:03:0000000:2, а именно, из обособленного земельного участка с кадастровым номером 47:03:0301003:29 площадью 47 998,66 кв.м, местоположение: Ленинградская обл., Приозерский р-н, МО "Приозерский район" Ленинградской обл., уч. 40 км 139+165- м 139+707, - часть площадью 1402 кв.м, а также из обособленного земельного участка с кадастровым номером 47:03:0301001:7 площадью 60 389,49 кв.м, местоположение: Ленинградская обл., Приозерский р-н, МО "Приозерский район" Ленинградской обл., уч. 41А км 139+707-км 140+950, - часть площадью 1707 кв.м, на праве аренды без проведения торгов сроком на 49 лет на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей эксплуатации принадлежащего Обществу на праве собственности ж-д пути.
Согласно ответу Управления от 27.05.2022 N 78-09/7400 решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 3109 кв.м для целей эксплуатации ж-д пути с кадастровым номером 47:03:0301003:272 не представляется возможным на оснвоании пункта 2 статьи 39.16 ЗК РФ, поскольку земельный участок с кадастровым номером 47:03:0000000:2 предоставлен в аренду ОАО "РЖД". Также в отказе указано на возможность обращения Общества к ОАО "РЖД" с заявлением о заключении договора субаренды в отношении испрашиваемой территории.
Полагая, что указанным отказом нарушается исключительное право Общества как собственника объекта недвижимого имущества на оформление права аренды на земельный участок, занятый этим объектом, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В силу положений статей 198 и 201 Арбитражного кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьями 39.14, 39.17 ЗК РФ.
Согласно статье 39.14 ЗК РФ этот порядок включает подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (подпункт 1 пункта 1); подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать (подпункт 2 пункта 1); принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ).
Пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ установлены основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в частности, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ (подпункт 1); земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22, 23 статьи 39.16 ЗК РФ (подпункт 2).
Управление в качестве основания отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов земельного участка, который предстоит образовать, указало пункт 2 статьи 39.16 ЗК РФ, сославшись на то, что земельный участок с кадастровым номером 47:03:0000000:2 предоставлен в аренду ОАО "РЖД".
Согласно пункту 2 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ.
Вместе с тем суды не дали оценку правомерности оспариваемого отказа исходя из указанного в нем основания и доводам заявителя о наличии у него как собственника сооружения в силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительного права на приобретение земельного участка в аренду.
Договор аренды, заключенный с ОАО "РЖД", на котором основаны выводы судов, в материалах дела отсутствует.
Выписка из Единого государственного реестре недвижимости (ЕГРН) в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 47:03:0000000:2 в материалы дела не представлена.
В выписке из ЕГРН от 15.12.2021 в отношении ж-д пути с кадастровым номером 47:03:0301003:272 указано, что он расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 47:03:0301003:95.
Кроме того, суды, отказывая в удовлетворении требований Общества, сослались на пункт 6 статьи 39.16 ЗК РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования ограничены в обороте.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Вместе с тем суды не учли, что в данном случае Общество обратилось с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, а не в собственность.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении настоящего дела суды допустили существенные нарушения норм материального и процессуального права, не обеспечили полноту исследования всех обстоятельств и доказательств по делу, в связи с чем выводы судов первой и апелляционной инстанций нельзя признать законными, обоснованными, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ является основанием для отмены судебных актов и направления дела в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, и дать им правовую оценку с учетом доводов сторон, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и распределить между участвующими в деле лицами судебные расходы по делу.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2023 по делу N А56-104093/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В выписке из ЕГРН от 15.12.2021 в отношении ж-д пути с кадастровым номером 47:03:0301003:272 указано, что он расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 47:03:0301003:95.
Кроме того, суды, отказывая в удовлетворении требований Общества, сослались на пункт 6 статьи 39.16 ЗК РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования ограничены в обороте.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 сентября 2023 г. N Ф07-11996/23 по делу N А56-104093/2022
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9634/2024
06.02.2024 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-104093/2022
06.09.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11996/2023
01.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10539/2023
28.02.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-104093/2022