11 сентября 2023 г. |
Дело N А56-82865/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
при участии от Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Макрачевой Е.А. (доверенность от 09.03.2023), от общества с ограниченной ответственностью "Экоберн" Новосельцевой И.А. (доверенность от 10.03.2023),
рассмотрев 06.09.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2023 по делу N А56-82865/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Экоберн", адрес: 195027, Санкт-Петербург, Якорная ул., д. 11, лит. К, оф. 205, ОГРН 1137847472333, ИНН 7811567241 (далее - ООО "Экоберн", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Северо-Западному Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Управление), о признании недействительным акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год от 25.05.2022 N АКТ2_2020_д_21н_1/58 в части доначисления 1 342 045,98 руб., в том числе платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в размере 1 308 972,15 руб. и платы за размещение отходов производства и потребления в размере 33 073,83 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2023, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Как указывает податель жалобы, Общество в проверяемом периоде имело действующие разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выброс загрязняющих веществ) от 26.07.2016 и утвержденные лимиты на их выбросы от 21.05.2016, однако нормативы образования отходов и лимиты на их размещение у заявителя отсутствовали. В таком случае, по мнению Управления, в соответствии с частью 1.2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ) Общество обязано было представить декларацию о воздействии на окружающую среду, которая была направлена лишь 25.12.2020. Податель жалобы полагает, что факт отсутствия такой декларации является основанием для применения стимулирующих коэффициентов не только в отношении платы за размещение отходов, но и в отношении платы за выброс загрязняющих веществ, срок разрешения на которые считается оконченным в силу взаимосвязанных положений частей 1 и 1.2 статьи 11 Закона N 219-ФЗ с даты возникновения обязанности по представлению декларации о воздействии на окружающую среду.
Таким образом, как считает Управление, оно правомерно произвело расчет платы за выбросы загрязняющих веществ с применением повышающего коэффициента 100 за период с 01.01.2020 по 25.12.2020.
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражала против удовлетворения данной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление по результатам проверки представленной Обществом декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2020 год составило акт от 25.05.2022 N АКТ2_2020_д_21н_1/58, в котором отразило следующие нарушения:
1. По выбросам загрязняющих веществ неправильно применены формулы расчета платы на объектах II категории при непредставлении декларации о воздействии на окружающую среду.
В соответствии с пунктами 12 и 12(1) Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255), при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду такие лица при расчете платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 Правил, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов - формулу, указанную в пункте 18(2) Правил;
2. По плате за размещение отходов неправильно применены формулы расчета платы на объектах II категории при непредставлении декларации о воздействии на окружающую среду;
В соответствии с пунктами 12 и 12(1) Правил N 255 при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду такие лица для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 20 Правил;
3. По плате за размещение отходов фактическая масса размещенных отходов, указанная в декларации, не соответствует данным отчета ПЭК (журнала учета отходов, актов приема передачи отходов).
Расчет массы отходов должен производиться на основе данных производственного экологического контроля в соответствии с Правилами N 255 (пункт 9);
4. По плате за размещение отходов согласно представленной декларации о плате за НВОС и отчетности ПЭК неправильно не исчислена плата за накопление отходов больше 11 месяцев.
По результатам установленных нарушений Управление произвело начисление платы за НВОС: Обществу надлежало уплатить задолженность по оплате и пени в общей сумме 2 235 620,39 руб., из которых платы по выбросам загрязняющих веществ в размере 1 308 972,15 руб., платы за размещение отходов и пени в сумме 926 648,24 руб.
Не согласившись с указанным актом в части доначисления платы за выбросы загрязняющих веществ в размере 1 308 972,15 руб., а также платы за размещение отходов в размере 33 073,83 руб. (в отношении расчетов по подразделению Общества, распложенному в Кисельнинском сельском поселении Волховского района Ленинградской области), Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для применения повышающего коэффициента при расчете платы за выбросы загрязняющих веществ, а также мотивов начисления платы за размещение отходов и пеней в оспариваемой сумме (33 073,83 руб.) и удовлетворил заявленные Обществом требования. Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Управления не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду на объектах II категории, и является лицом, обязанным вносить плату за НВОС.
Приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному округу от 21.06.2016 N 26-3102-Н-16/21 Обществу утверждены нормативы выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) сроком действия до 20.06.2021.
В свою очередь, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга выдал Обществу разрешение от 26.07.2016 N 12-10-1087-16/21 на выброс загрязняющих веществ сроком действия до 20.06.2021.
Согласно представленной Обществом декларации о плате за НВОС за 2020 год общая сумма платы за выброс загрязняющих веществ составила 14 254,61 руб.
Управление, установив отсутствие у Общества в 2020 году утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, пришло к выводу, что в таком случае нормативы выбросов загрязняющих веществ от 21.06.2016 и разрешение на их выброс от 26.07.2016 прекратили свое действие ввиду возникновения у заявителя с 01.01.2019 обязанности по представлению декларации о воздействии на окружающую среду. На основании указанного вывода Управление при расчете платы за выбросы загрязняющих веществ к ставке указанной платы применило повышающий коэффициент 100 на основании пункта 12(1) Правил N 255 (с применением формулы пункта 21 Правил).
В обоснование данной позиции Управление ссылалось на взаимосвязанность положений частей 1 и 1.1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к объектам II категорий, до 01.01.2019, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 названной статьи разрешений и документов (часть 1.2 статьи 11 Закона N 219-ФЗ).
Обязанность разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение у Общества возникла с 01.01.2019 в силу требований части 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции Закона N 219-ФЗ).
Таким образом, поскольку Общество не представило нормативы образования отходов в составе декларации о воздействии на окружающую среду и по состоянию на 2020 год отсутствовал полный комплект разрешительных документов (одновременное наличие разрешения на выброс загрязняющих веществ и разработанных нормативов образования отходов), то, по мнению Управления, Общество обязано было рассчитать плату за НВОС с применением повышающего коэффициента, установленного Правилами N 255.
Суды двух инстанций не согласились с указанными доводами Управления и, учитывая наличие у Общества действующего (до 20.06.2021) разрешения на выброс загрязняющих веществ, полученного до 01.01.2019, пришли к выводу о том, что Общество обоснованно осуществило расчет спорной платы за 2020 год, использовав формулу, предусмотренную пунктом 17 Правил N 255.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания не согласиться с данным выводом судов, основанным на правильном применении положений части 1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ.
Законом N 219-ФЗ внесены изменения в ряд отраслевых норм, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды.
В частности, указанным Законом с 01.01.2019 введена новая система нормирования в области охраны окружающей среды, в том числе нормирования хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" к объектам I, II, III и IV категорий.
Так, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах II категории, с 01.01.2019 обязаны представлять декларацию о воздействии на окружающую среду по утвержденной форме один раз в 7 лет при условии неизменности технологических процессов основных производств (пункт 16 статьи 1 Закона N 219-ФЗ).
Статья 11 Закона N 219-ФЗ содержит переходные положения, согласно которым выданные до 01.01.2019 разрешения и документы действуют до дня истечения срока их действия или до дня представления декларации о воздействии на окружающую среду.
Из названной нормы не следует, что прекращение действия разрешений и документов поставлено в зависимость от даты наступления обязанности, установленной частью 1.2 названной статьи (не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешений и документов, указанных в части 1 данной статьи).
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ прекращение действия разрешений и документов связано с фактом подачи декларации о воздействии на окружающую среду, одновременно с которой представляются расчеты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, а также массы или объема образовавшихся (образовываемых) и размещенных отходов. Предоставление расчетов нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, произведенных в соответствии с введенной с 01.01.2019 новой системой нормирования, и обуславливает прекращение действия ранее полученных разрешений и документов.
Проверяя законность начисления Управлением платы за размещение отходов в размере 33 073,83 руб., суды выяснили, что разногласия возникли при исчислении суммы в отношении отходов по ОКТМО 41609471, образовавшихся в ходе деятельности подразделения Общества, расположенного в Кисельнинском сельском поселении Волховского района Ленинградской области.
Согласно декларации Общества о плате за НВОС за 2020 год общая сумма платежей за размещение отходов производства и потребления по указанному подразделению Общества составила 682 465,91 руб., в то время как в оспариваемом акте указана сумма 715 539,74 руб.
При этом ни оспариваемый акт (л.д. 7), ни отзыв на заявление (л.д. 26-27), ни дополнение к нему (л.д. 53) не содержат обоснования возникших расхождений в спорной сумме. Управление в апелляционной и кассационной жалобах, выражая несогласие с решением суда первой инстанции по эпизоду доначисления 33 073,83 руб., ограничилось фразой "Общество не представило акты приема-передачи отходов на полигон". Однако каких-либо пояснений относительно предъявленного вменения Управление не привело. В ходе судебного заседания представитель Управления также затруднилась обосновать причину возникших расхождений в спорной сумме.
При таких обстоятельствах дела кассационная жалоба Управления не может быть признана состоятельной и удовлетворению не подлежит.
При рассмотрении дела судами установлены и надлежаще оценены все существенные для дела обстоятельства. Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2023 по делу N А56-82865/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ прекращение действия разрешений и документов связано с фактом подачи декларации о воздействии на окружающую среду, одновременно с которой представляются расчеты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, а также массы или объема образовавшихся (образовываемых) и размещенных отходов. Предоставление расчетов нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, произведенных в соответствии с введенной с 01.01.2019 новой системой нормирования, и обуславливает прекращение действия ранее полученных разрешений и документов.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2023 по делу N А56-82865/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 сентября 2023 г. N Ф07-9580/23 по делу N А56-82865/2022