11 сентября 2023 г. |
Дело N А13-16382/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Аникиной Е.А., рассмотрев 11.09.2023 без проведения судебного заседания и без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Быкова Юрия Михайловича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 02.05.2023 (резолютивная часть объявлена 06.02.2023) по делу N А13-16382/2022.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор", адрес: 163046, г. Архангельск, Поморская ул., д. 45, пом. 1-н, ОГРН 1187746816608, ИНН 7743274766 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя Быкова Юрия Михайловича, ОГРНИП 304291834900214, 539 607,13 руб. задолженности за оказанные в период с 01.01.2020 по 30.09.2022 услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), 130 342,01 руб. неустойки за период с 11.02.2020 по 18.11.2022, 122 руб. почтовых расходов и 16 350 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Определением суда от 09.12.2022 на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковое заявление принято к рассмотрению судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 06.02.2023, принятым путем подписания резолютивной части, суд удовлетворил иск в полном объеме. Мотивированное решение суда изготовлено 02.05.2023. Удовлетворяя иск, суд исходил из доказанности оказания региональным оператором предъявленных к оплате услуг по обращению с ТКО и наличия у потребителя неисполненного обязательства по их оплате, признав верным произведенный Обществом расчет стоимости услуг исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд определением от 15.05.2023 возвратил Предпринимателю апелляционную жалобу, поскольку отказал в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить означенное решение. Податель жалобы указывает на необоснованность требований истца, отсутствие документов, подтверждающих факт оказания спорных услуг в указанный период, на свои активные действия по вопросу скорейшего заключения договора с истцом и неосведомленность его о наличии судебного разбирательства. Кроме того, в дополнениях к жалобе Предприниматель ссылается на урегулирование сторонами разногласий, возникших при заключении договора, в рамках арбитражного дела N А05-4467/2023.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество с 01.01.2020 на основании соглашения с Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 29.10.2019 является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Архангельской области.
На официальном сайте Общества http://www.eco-tko.ru в разделе "Потребителям" размещена форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Указанная форма в полном объеме соответствует форме типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Постановление N 1156).
Предприниматель осуществляет деятельность по продаже непродовольственных продуктов в магазине, расположенном по адресу: Архангельская обл., пос. Коноша, д. 44, стр. 12, с торговой площадью 910 кв. м.
По результатам рассмотрения заявки Предпринимателя на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО Общество письмом от 18.10.2022 N 23851/10-22 направило в адрес Предпринимателя два экземпляра соответствующего договора от 01.10.2022 N 11467. При этом Общество информировало адресата, что в случае непредставления им по истечении 15 рабочих дней со дня получения от регионального оператора проекта договора подписанного со своей стороны экземпляра либо мотивированного отказа от подписания указанного проекта с протоколом разногласий, означает заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора (т.д. 1, л.18).
В тот же день, письмом от 18.10.2022 N 23793/10-22 (т.д. 1, л. 36), Общество направило Предпринимателю претензию, в которой извещало о том, что договор с ним считается заключенным по типовой форме, в нарушение пункта 2 которого, у Предпринимателя образовалась задолженность за оказание услуги по вывозу ТКО за период с 01.01.2020 по 30.09.2022 в размере 544 748,05 руб., а также пени за период с 11.02.2020 по 17.10.2022 в размере 114 567,16 руб.
Акт N 67744 об оказании услуг регионального оператора Предпринимателю за период с января 2020 по сентябрь 2022 (подписан только со стороны Общества) и счет N 67048 на оплату названных услуг вместе с пени за просрочку оплаты, исчисленных за период с 11.02.2020 по 17.10.2022, датированы 24.10.2022 (т.д. 1, л. 33- 34).
Ссылаясь на наличие задолженности и неисполнение Предпринимателем досудебной претензии, Общество 02.12.2022 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 421, 426, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением N 1156 (далее - Правила N 1156), посчитал доказанным факт оказания истцом ответчику спорных услуг и удовлетворил исковые требования.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, пришел к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Правила обращения с ТКО и типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО, правила коммерческого учета объема и (или) массы ТКО утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.6, пункт 5 статьи 24.7, пункт 1 статьи 24.10 Закона N N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 утверждены Правила N 1156, которые устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также форма Типового договора; постановлением от 03.06.2016 утверждены Правила N 505, регулирующие порядок учета объема (или) и массы ТКО.
В силу пункта 4 статьи 426 ГК РФ и пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ условия Типового договора, Правила N 505, 1156 являются обязательными для региональных операторов по обращению с ТКО и собственников ТКО при заключении и исполнении публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО.
Существенными условиями заключаемого договора в силу пункта 25 Правил N 1156 являются планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов, периодичность и время вывоза ТКО, способ коммерческого учета количества ТКО, места их приема и передачи, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель обязан обеспечивать учет объема (или) и массы ТКО в соответствии с Правилами N 505.
Коммерческий учет ТКО для собственников ТКО предусмотрен Правилами N 505 с применением альтернативных способов учета объема ТКО.
При заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления (пункты 5 и 6 Правил N 505).
В рассматриваемом случае суд, установив отсутствие подписанного сторонами договора на оказание услуг по обращению с ТКО, исходил из доказанности фактического оказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО на основе типового договора и признал правомерным определение объема оказанных услуг в том числе за период с января 2020 года по март 2023 года расчетным путем исходя из норматива накопления ТКО.
Между тем, из пояснений Предпринимателя следует, что 22.04.2022 потребителем подана заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Предприниматель настаивал, что расчет необходимо производить исходя из объема и количества контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления.
По результатам рассмотрения заявки Предпринимателя на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО Общество письмом от 18.10.2022 N 23851/10-22 направило в адрес Предпринимателя два экземпляра соответствующего договора от 01.10.2022 N 11467, составленный в соответствии с типовым договором.
При этом в этот же день письмом от 18.10.2022 N 23793/10-22 (т.д. 1, л. 36) Общество направило Предпринимателю претензию, в которой извещало о том, что договор с ним считается заключенным по типовой форме, в нарушение пункта 2 которого у Предпринимателя образовалась задолженность за оказание услуги по вывозу ТКО за период с 01.01.2020 по 30.09.2022 в размере 544 748,05 руб., а также пени за период с 11.02.2020 по 17.10.2022 в размере 114 567,16 руб.
Впоследствии потребитель воспользовался правом, предоставленным ему статьями 445, 446 ГК РФ, частью 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ передал разногласия на урегулирование в суд.
Кроме того, судом не мотивировано взыскание задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО с 01.01.2020, учитывая представленный в материалы дела договор аренды недвижимости от 01.08.2021, срок действия которого определен с даты его подписания.
Названные обстоятельства подлежат исследованию и оценке для разрешения заявленных по делу требований.
С учетом изложенного судебный акт принят с нарушением норм материального права, при неполно выясненных обстоятельствах, а также в недостаточной степени мотивирован, в связи с чем подлежит отмене.
Поскольку для принятия законного и обоснованного решения требуются исследование и оценка доказательств, а также совершение иных процессуальных действий, которые суд кассационной инстанции не вправе совершать в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, проверить заявленные Предпринимателем доводы, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законное и обоснованное решение, а также распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 02.05.2023 (резолютивная часть объявлена 06.02.2023) по делу N А13-16382/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.09.2023.
Судья |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 утверждены Правила N 1156, которые устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также форма Типового договора; постановлением от 03.06.2016 утверждены Правила N 505, регулирующие порядок учета объема (или) и массы ТКО.
В силу пункта 4 статьи 426 ГК РФ и пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ условия Типового договора, Правила N 505, 1156 являются обязательными для региональных операторов по обращению с ТКО и собственников ТКО при заключении и исполнении публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО.
...
Впоследствии потребитель воспользовался правом, предоставленным ему статьями 445, 446 ГК РФ, частью 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ передал разногласия на урегулирование в суд."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 сентября 2023 г. N Ф07-9470/23 по делу N А13-16382/2022