12 сентября 2023 г. |
Дело N А56-108594/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Новикова А.В. (доверенность от 28.12.2022), от открытого акционерного общества "Сити-Сервис" Гричукова И.С. (доверенность от 26.01.2022),
рассмотрев 11.09.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сити-Сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2023 по делу N А56-108594/2022,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сити Сервис", адрес: 192236, Санкт-Петербург, Софийская ул., д. 6, корп. 8, пом. 1-Н, оф. 460, ОГРН 1037819021459, ИНН 7807056854 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - Инспекция, ГЖИ), от 17.10.2022 N 3379-рл.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Домовой", адрес: 192236, Санкт-Петербург, Софийская ул., д. 6, корп. 8, стр. 1, эт./пом./оф. 10/1-Н/231, ОГРН 11137847195716, ИНН 7804508990.
Решением суда первой инстанции от 27.01.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.04.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, направить дело на новое рассмотрение или принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. По мнению Общества, изъятие отделом полиции подлинников протокола общего собрания собственников помещений (далее - ОСС) многоквартирного дома (далее - МКД) и бюллетеней голосования не указывает на недостоверность содержащихся в них сведений. Изъятие правоохранительными органами данных документов не является основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Реестр) согласно положениям пункта 9 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр). Решение ОСС о выборе Общества управляющей компанией в судебном порядке не оспорено и недействительным не признано.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Инспекции возразил против удовлетворения жалобы по мотивам отзыва.
ООО "Домовой", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Дополнительные доказательства, приложенные к кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не приобщаются и не рассматриваются (глава 35 АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществом 24.08.2022 (вх. N 08-11-19103/22-0-0) в ГЖИ представлены заявление и документы (протокол внеочередного ОСС помещений МКД от 24.08.2022 N 3, бюллетени голосования) для внесения изменений в Реестр в связи избранием его управляющей компанией МКД по адресу: Санкт-Петербург, Дунайский пр., д. 7, корп. 7, лит. А.
Одновременно на рассмотрении Инспекции находилось заявление от 17.08.2022 ООО "ЛСТ Констракшен" о внесении изменений в Реестр по тем же основаниям.
Инспекцией 06.09.2022 принято решение N 2836-рл о приостановлении рассмотрения заявления до 17.10.2022.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Порядка N 938/пр в адрес лицензиатов (Общества и ООО "ЛСТ Констракшен") направлены соответствующие запросы.
На запросы Инспекции Общество представило запрашиваемую информацию, ООО "ЛСТ Констракшен" информацию не представило.
17.10.2022 в отношении обращения Общества Инспекцией вынесено распоряжение N 3379-рл об отказе во включении в Реестр сведений о спорном МКД в связи с: 1) несоответствием заявления требованиям, установленным подпунктом "б" пункта 5 Порядка N 938/пр (протокол от 24.08.2022 N 3 и решения (бюллетени) ОСС 07.10.2022 изъяты оперуполномоченным ГУР 51 отдела полиции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московскому району Санкт-Петербурга); 2) в Инспекцию поступило решение ОСС помещений в спорном МКД, оформленное протоколом от 11.10.2022 N 1, о выборе ООО "Домовой" управляющей компанией данного МКД.
Не согласившись с указанным распоряжением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого распоряжения, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит в данном конкретном случае оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Часть 3 статьи 198 ЖК РФ предусматривает, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе МКД или адресах МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр.
Согласно пункту 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно подпункту "б" пункта 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения, в том числе, достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
Судами установлено, что в связи с изъятием 07.10.2022 органом полиции протоколом осмотра места происшествия в помещении ГЖИ до начала проверки Инспекцией подлинников протокола ОСС помещений и бюллетеней голосования у нее отсутствовали достаточные основания для внесения изменений в Реестр ввиду отсутствия необходимых для принятия решения документов, в связи с чем по истечении срока приостановления проведения проверки в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Порядка N 938/пр принято решение об отказе во внесении в Реестр.
Доказательств оспаривания и признания незаконными действий полиции по изъятию подлинников документов в материалы дела не представлено.
В силу части 1.1 статьи 46 ЖК РФ подлинники указанных решений и протокола должны быть направлены в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.
Стороны не отрицают, что указанные требования законодательства по наличию и хранению в ГЖИ подлинников названных документов направлены на проведение проверки ГЖИ (в том числе сличение полноты данных, подписания и т.д.) и исключение спорных ситуаций, в том числе с размещенными в открытом доступе в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме того, судами отмечено, что 12.10.2022 в Инспекцию поступило заявление о внесении изменений в Реестр от ООО "Домовой" на основании протокола от 11.10.2022 N 1 внеочередного ОСС помещений спорного МКД. Следовательно, на момент принятия Инспекцией оспариваемого решения об отказе во внесении изменений в Реестр имелся более поздний протокол о выборе собственниками указанного МКД в качестве управляющей компании ООО "Домовой". Данное явилось самостоятельным основанием отказа, указанным в распоряжении Инспекции, с чем Общество в суде кассационной инстанции не спорит.
При таких конкретных обстоятельствах следует согласиться с выводами судов двух инстанций о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются по существу правильными, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих их отмену, не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 65-71, 200 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2023 по делу N А56-108594/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сити-Сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту "б" пункта 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения, в том числе, достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
Судами установлено, что в связи с изъятием 07.10.2022 органом полиции протоколом осмотра места происшествия в помещении ГЖИ до начала проверки Инспекцией подлинников протокола ОСС помещений и бюллетеней голосования у нее отсутствовали достаточные основания для внесения изменений в Реестр ввиду отсутствия необходимых для принятия решения документов, в связи с чем по истечении срока приостановления проведения проверки в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Порядка N 938/пр принято решение об отказе во внесении в Реестр.
...
В силу части 1.1 статьи 46 ЖК РФ подлинники указанных решений и протокола должны быть направлены в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 сентября 2023 г. N Ф07-11285/23 по делу N А56-108594/2022