12 сентября 2023 г. |
Дело N А66-13360/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Рудницкого Г.М.,
при участии от открытого акционерного обществя "Энергомаш" Шмелева А.В. (доверенность от 30.08.2022), от администрации города Твери Репиной О.Ю. (доверенность от 27.10.2022), от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Бородулиной Е.А. (доверенность от 07.11.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации города Твери и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 24.03.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по делу N А66-13360/2022,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Энергомаш", адрес: 170039, г. Тверь, ул. Паши Савельевой, д. 64, ОГРН 1026900509118, ИНН 6902014500, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным выраженного в письме от 01.09.2022 N 01-4762-и отказа администрации города Твери, адрес 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920 (далее - Администрация), в предоставлении Обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100030:21, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Паши Савельевой, д. 64, и о возложении на Правительство Тверской области, адрес 170100, г. Тверь, пл. Святого Благоверного князя Михаила Тверского, д. 1, ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054 (далее - Правительство), обязанности предоставить Обществу в собственность названный земельный участок, кадастровым номером 69:40:0100030:21.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация, Правительство, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, пл. Святого Благоверного князя Михаила Тверского, д. 2, ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320 (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 24.03.2023 (с учетом определения от 26.04.2023 об исправлении опечатки) оспариваемый отказ Администрации в предоставлении в собственность земельного участка признан незаконным, на Министерство возложена обязанность организовать в установленном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядке и сроки рассмотрение заявление Общества о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100030:21.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 24.03.2023 и постановление от 08.06.2023, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Администрация считает, что оснований для предоставления в собственность участка, на котором помимо иных объектов недвижимости расположен объект незавершенного строительства, не имеется.
Министерство в своей кассационной жалобе просит отменить решение от 24.03.2023 и постановление от 08.06.2023 в части возложения на него обязанности организовать рассмотрение Общества о предоставлении ему в собственность земельного участка, ссылаясь на отсутствие у Министерства таких полномочий и отнесение данного вопроса к компетенции государственного казённого учреждения Тверской области "Центр управления земельными ресурсами Тверской области".
В отзыве на кассационные жалобы Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Администрации и Министерства поддержали доводы своих кассационных жалоб, а представитель Общества возражал против их удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора аренды земельного участка от 31.12.2008 N 0491-з/08, заключенного между Комитетом по управлению имуществом Тверской области (арендодателем) и Обществом (арендатором), последнему был предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 69:40:0100030:21, площадью 43 594,9 кв.м, находящийся по адресу: г. Тверь, ул. П. Савельевой, д. 64 (далее - Участок), на срок с 31.12.2008 по 30.12.2057 для использования под производственную базу.
В пункте 1.3 договора от 31.12.2008 указано, что на Участке находятся объекты недвижимого имущества - "производственная база".
В августе 2022 года Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении Участка в собственность в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей эксплуатации находящихся на Участке объектов недвижимости, принадлежащих Обществу на праве собственности.
Письмом от 01.09.2022 Администрация уведомила Общество об отсутствии оснований для предоставления Участка в собственность, указав, на расположение в его границах объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 69:40:0100030:704, а также сославшись на то, что по данным Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на Участке были учтены также объекты с кадастровыми номерами 69:40:0100075:92; 69:40:0100075:94; 69:40:0100075:95, которые прекратили свое существование, но не сняты с кадастрового учета.
Полагая отказ в предоставлении Участка в собственность по указанным в письме от 01.09.2022 мотивам незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Общества обоснованными и удовлетворили заявление.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок, основания и условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определены главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ, по общему правилу, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрены случаи продажи земельных участков без проведения торгов. В таком порядке, в частности, осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ (подпункт 6 пункта 2).
Исходя из пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено названной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Предоставление земельного участка в собственность за плату, в аренду без проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 39.14, 39.17 ЗК РФ, из которых в совокупности следует, что договор купли-продажи, договор аренды земельного участка может быть заключен с заявителем при отсутствии оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ, для отказа в предоставлении земельного участка.
Предоставление собственникам зданий, строений, сооружений исключительного права на приватизацию занятого этими объектами земельного участка направлено на реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
До внесения изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, вступивших в силу 01.03.2015, земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могли быть предоставлены в собственность по основанию, установленному пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, из которого следовало, что, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 N 8985/08, по общему правилу, собственнику объекта незавершенного строительства земельный участок под объектом незавершенного строительства без проведения торгов может быть предоставлен только в аренду; земельный участок может быть приобретен в собственность только после окончания строительства и ввода объекта в эксплуатацию; применение положений Земельного кодекса Российской Федерации о выкупе публичных земельных участков под зданиями и сооружениями в отношении объектов незавершенного строительства возможно в случаях, прямо указанных в законе; к таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2016 N 305-КГ15-19738 также изложена позиция о праве лица, выкупившего объекты незавершенного строительства в процессе приватизации, выкупить земельный участок, занятый этим имуществом.
Как установили суды и подтверждается данными ЕГРН, принадлежащий Обществу на праве собственности объект незавершенного строительства с кадастровым номером 69:40:0100030:704 был приобретен им в результате приватизации имущества согласно плану приватизации арендного предприятия "Севзапэнерголегпром".
Аргументы Администрации относительно того, что расположенный на Участке объект незавершенного строительства не является тем объектом, который был приобретен в порядке приватизации государственного имущества, не подтвержден какими-либо доказательствами.
При таком положении суды пришли к верному выводу, что нахождение на Участке приобретенного в результате приватизации государственного имущества объекта незавершенного строительства, не является обстоятельством, препятствующим выкупу Участка Обществом.
Факты расположения на Участке иных принадлежащих Обществу объектов недвижимости, указанных им в заявлении и в представленных дополнительно материалах (10 объектов), Администрацией, Министерством и Правительством не оспорены и иными доказательствами не опровергнуты. О несоразмерности Участка для целей использования расположенных на нем объектов недвижимости заинтересованными лицами не заявлено.
Применительно к установленными при рассмотрении дела обстоятельствам суды обоснованно признали оспариваемое решение Администрации об отказе в предоставлении Участка по указанным в этом решении от 01.09.2022 мотивам незаконным и нарушающим права Общества.
Суды учли положения правовых актов Тверской области, касающиеся распределения полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и, руководствуясь Законом Тверской области от 28.12.2022 N 96-ЗО "О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и органами государственной власти Тверской области", статьями 3, 22 Закона Тверской области от 02.08.2011 N 44-ЗО "О Правительстве Тверской области", постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 73-пп "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области", посчитали возможным в порядке восстановления прав заявителя в соответствии со статьей 201 АПК РФ возложить на Министерство обязанность организовать рассмотрение заявления Общества в установленные статьей 39.17 ЗК РФ порядке и сроки.
Довод Министерства об отнесении вопросов рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков к компетенции государственного казённого учреждения Тверской области "Центр управления земельными ресурсами Тверской области" не свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных актов, поскольку согласно данными Единого государственного реестра юридических лиц названное учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица 29.03.2023, то есть после принятия судом первой инстанции решения по настоящего делу.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 24.03.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по делу N А66-13360/2022 оставить без изменения, а кассационные жалобы администрации города Твери и Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды учли положения правовых актов Тверской области, касающиеся распределения полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и, руководствуясь Законом Тверской области от 28.12.2022 N 96-ЗО "О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и органами государственной власти Тверской области", статьями 3, 22 Закона Тверской области от 02.08.2011 N 44-ЗО "О Правительстве Тверской области", постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 73-пп "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области", посчитали возможным в порядке восстановления прав заявителя в соответствии со статьей 201 АПК РФ возложить на Министерство обязанность организовать рассмотрение заявления Общества в установленные статьей 39.17 ЗК РФ порядке и сроки."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 сентября 2023 г. N Ф07-10248/23 по делу N А66-13360/2022