19 сентября 2023 г. |
Дело N А26-10292/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Савицкой И.Г.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" Новацкой Е.С. (доверенность от 15.02.2023),
рассмотрев 19.09.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.02.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 по делу N А26-10292/2022,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад" (196247, г. Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н; ОГРН 1047855175785; ИНН 7802312751; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (185031, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1А; ОГРН 1021000526326; ИНН 1001041153; далее - Управление) от 10.11.2022 N 010/04/9.21-610/2022 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, от 15.11.2022 N АП/200/22.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Укса" (186840, Республика Карелия, Суоярвский р-н, пос. Райконкоски, ул. Набережная, д. 1; ОГРН 1151001008135; ИНН 1016001643; далее - ООО "Укса").
Решением суда первой инстанции от 28.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.06.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оснований для привлечения его к административной ответственности не имеется.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержала.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление провело проверку соблюдения Обществом законодательства об электроэнергетике на основании заявления ООО "Укса" от 10.08.2022.
В ходе проверки выявлено, что Общество в течение 1 года со дня заключения с ООО "Укса" договора от 07.04.2020 N 34-00151С/20 на осуществление технологического присоединения по третьей категории надежности объекта "форелевое хозяйство" с максимальной мощностью 150 кВт, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 10:16:0080304:179, не осуществило технологическое присоединение.
По указанному факту Управление составило в отношении Общества протокол от 28.10.2022 N 010/04/9.21-610/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а постановлением от 10.11.2022 N 010/04/9.21-610/2022 признало его виновным в совершении административного правонарушения, назначив наказание в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Обществу об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, выдано представление от 15.11.2022 N АП/200/22.
Общество не согласилось с постановлением и представлением Управления и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, в удовлетворении заявленных требований отказал. При этом суд исходил из того, что совершенное Обществом административное правонарушение является длящимся и в связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности на дату вынесения оспариваемого постановления не истек.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, в случаях, не предусмотренных абзацами вторым - десятым данного подпункта, для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, не может превышать 1 год.
Повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В рассматриваемом случае Обществу следовало осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта ООО "Укса" не позднее 1 года со дня заключения договора от 07.04.2020 N 34-00151С/20.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что невыполнение к установленному сроку обязанности, предусмотренной законом, иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Как разъяснено в пункте 19 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Таким образом, совершенное Обществом административное правонарушение, выражающееся в невыполнении обязанности по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению, в срок, установленный подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861, не является длящимся и окончено с момента истечения годичного срока, исчисляемого со дня заключения договора от 07.04.2020 N 34-00151С/20.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства об электроэнергетике не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Оспариваемое постановление вынесено Управлением 10.11.2022, то есть по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
По смыслу части 1 статьи 29.13 КоАП РФ признание незаконным решения административного органа о привлечении к административной ответственности влечет признание незаконным и представления, выданного на основании такого решения.
При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований, а обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как вынесенные с нарушением норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.02.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 по делу N А26-10292/2022 отменить.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 10.11.2022 N 010/04/9.21-610/2022 и представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, от 15.11.2022 N АП/200/22 признать незаконными и отменить.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пункте 19 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Таким образом, совершенное Обществом административное правонарушение, выражающееся в невыполнении обязанности по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению, в срок, установленный подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861, не является длящимся и окончено с момента истечения годичного срока, исчисляемого со дня заключения договора от 07.04.2020 N 34-00151С/20.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства об электроэнергетике не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Оспариваемое постановление вынесено Управлением 10.11.2022, то есть по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
...
По смыслу части 1 статьи 29.13 КоАП РФ признание незаконным решения административного органа о привлечении к административной ответственности влечет признание незаконным и представления, выданного на основании такого решения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 сентября 2023 г. N Ф07-13561/23 по делу N А26-10292/2022