25 сентября 2023 г. |
Дело N А56-104418/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Баженовой Ю.С. и Сергеевой И.В.,
при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Сафроновой Д.И. (доверенность от 30.12.2022), от Министерства обороны Российской Федерации Тарханова В.И. (доверенность от 10.10.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2023 по делу N А56-104418/2022,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Военный учебно-научный центр Военно-Морского флота "Военноморская академия имени Адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова", адрес: 197342, Санкт-Петербург, Ушаковская наб., д. 17/1, ОГРН 1027807581636, ИНН 7814003099 (далее - учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного текстильщика, д. 10-12, ОГРН 1047833068931, ИНН 7801267400 (далее - Управление Росреестра), о признании незаконными и отмене (с учётом уточнения требований) решений Управления Росреестра о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Петровская ул., д. 2, лит. КА, выраженных в уведомлениях от 20.07.2022 N N КУВД-001/2022-29046640/1 и КУВД-001/2022-29046640/2; решения Управления Росреестра об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на указанный земельный участок, выраженном в уведомлении от 20.10.2022 N КУВД-001/2022-29046640/3; об обязании Управления Росреестра осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на указанный земельный участок на основании заявления от 11.07.2022 N КУВД-001/2022-29046640 (обращение от 11.07.2022 N PKPVDMFC-2022-07-11-314585).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением суда от 20.01.2023 требование удовлетворено. Постановлением апелляционного суда от 02.05.2023 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, в отношении земельных участков постановка на кадастровый учет и регистрация права осуществляются на основании межевого плана, подготовленного на основании декларации, который не был предоставлен учреждением при обращении в Управление Росреестра с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учёт и государственной регистрации прав.
В отзывах на кассационную жалобу учреждение и Министерство обороны просят решение и постановление оставить без изменения, соглашаясь с изложенными в них выводами.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке. В судебном заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Министерства обороны обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее. По результатам рассмотрения заявления учреждения от 11.07.2022 N КУВД-001/2022-29046640 (обращение от 11.07.2022 N PKPVDMFC-2022-07-11-314585) о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Петровская ул., д. 2, лит. КА, относящийся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, Управлением Росреестра принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, о чём заявителю направлено уведомление от 20.07.2022 NN КУВД-001/2022-29046640/1, КУВД001/2022-29046640/2. В обоснование принятия решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав регистрирующий орган сослался на то, что к заявлению не приложен межевого плана земельного участка.
Учреждение обжаловало указанное решение в комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, созданную при Управлении Росреестра. Решением указанной комиссии от 09.09.2022 N 24 заявление учреждение об обжаловании решения регистрирующего органа отклонено.
Управление Росреестра направило учреждению уведомление от 20.10.2022 N КУВД-001/2022-29046640/3 о том, что принято решение об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельный участок в связи с тем, что в течении срока приостановления учётных и регистрационных действий не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав.
Ссылаясь на то, что решения Управления Росреестра о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и об отказе в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав на земельный участок не соответствует пунктам 5 и 6 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) и нарушает его права, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что названный земельный участок относится к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации, применили указанную норму права, посчитали, что у регистрирующего органа не имелось оснований для приостановления осуществления учётных и регистрационных действий и для отказа в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав на земельный участок и удовлетворили заявление учреждения.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 26 Закона о регистрации в редакции, действовавшей на момент обращения учреждения в Управление Росреестра с указанным заявлением, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 27 этого же закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Пунктом 12 статьи 29 Закона о регистрации установлено, что приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Статьёй 69 Закона о регистрации предусмотрены положения признания юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости и порядок государственной регистрации таких прав по желанию правообладателя.
В статье 70 названного Закона установлены особенности осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях, в частности из пункта 5 указанной статьи следует, что в срок до 2025 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права собственности Российской Федерации на здания и сооружения, не подлежащие передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществляются без подготовки технического плана на основании указанной в настоящей части декларации об объекте недвижимости, при этом государственная регистрация перехода прав, ограничений прав, обременений объектов недвижимости, сделок с ними допускается только после уточнения сведений Единого государственного реестра недвижимости о таких объектах недвижимости по результатам выполнения кадастровых работ. Форма данной декларации, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Как установлено пунктом 6 названной статьи, особенности, установленные частью 5 настоящей статьи, применяются при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, созданные до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Форма декларации, указанной в пункте 5 статьи 70 Закона о регистрации, и требования к её заполнению, состав включаемых в неё сведений, на момент обращения учреждения с заявлением в Управление Росреестра о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав на земельный участок установлены приказом Росреестра от 02.12.2021 N п/0564.
Суды установили, что на земельном участке, в отношении которого учреждением было подано заявление от 11.07.2022 N КУВД-001/2022-29046640, расположено здание учебно-производственного центра с кадастровым номером 78:34:0010356:3147, введённое в эксплуатацию в 1974 году, то есть созданное до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", являющееся имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, на которое зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления учреждения, то есть земельный участок обладает перечисленными в частях 5, 6 статьи 70 Закона о регистрации признаками.
Положениями частей 5 и 6 статьи 70 Закона о регистрации установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости Вооруженных Сил Российской Федерации, установлен иной порядок и основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, отличные от указанных в статье 69 Закона о регистрации, регламентирующей процедуру государственной регистрации ранее возникших в силу закона прав на объекты недвижимости.
Суды установили, что при обращении с заявлением о государственном кадастровом учёте земельного участка и государственной регистрации прав заявителем представлена декларация, заполненная в соответствии с утверждённой формой.
На момент обращения заявителя в регистрирующий орган декларация об объектах недвижимости, в том числе о земельных участках, относящихся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, форма, требования к заполнению которой и состав включаемых в нее сведений утверждены приказом Росреестра от 02.12.2021 N п/0564, является документом, содержащим описание объекта недвижимости, в том числе земельного участка, относящегося к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, документом-основанием для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности Российской Федерации на здания и сооружения, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Обращение заявителя с целью осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельный участок было основано на положениях частей 5 и 6 статьи 70 Закона о регистрации и не подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 69 указанного Закона.
Суды правомерно исходили из того, что у регистрирующего органа в силу прямого указания закона (части 5 статьи 70 Закона о регистрации) отсутствовали основания для приостановления учётных и регистрационных действий и для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка и государственной регистрации прав на данный объект недвижимости. В этой связи суды обоснованно отклонили возражения Управления Росреестра об отсутствии правовых оснований для осуществления государственного кадастрового учета названного земельного участка в упрощенном порядке вследствие непредставления заявителем межевого плана.
Нормативное определение в части 5 статьи 70 Закона о регистрации такой декларации не только как основания для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков Вооруженных Сил Российской Федерации, но и как основания для составления межевого плана, не свидетельствует о том, что возможность осуществления государственного кадастрового учета в данном порядке обусловлена совместным предоставлением декларации и межевого плана.
Исходя из фактических обстоятельств данного дела, правильно применив статьи 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды правомерно удовлетворили требования учреждения.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2023 по делу N А56-104418/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды правомерно исходили из того, что у регистрирующего органа в силу прямого указания закона (части 5 статьи 70 Закона о регистрации) отсутствовали основания для приостановления учётных и регистрационных действий и для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка и государственной регистрации прав на данный объект недвижимости. В этой связи суды обоснованно отклонили возражения Управления Росреестра об отсутствии правовых оснований для осуществления государственного кадастрового учета названного земельного участка в упрощенном порядке вследствие непредставления заявителем межевого плана.
Нормативное определение в части 5 статьи 70 Закона о регистрации такой декларации не только как основания для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков Вооруженных Сил Российской Федерации, но и как основания для составления межевого плана, не свидетельствует о том, что возможность осуществления государственного кадастрового учета в данном порядке обусловлена совместным предоставлением декларации и межевого плана."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 сентября 2023 г. N Ф07-10488/23 по делу N А56-104418/2022