25 сентября 2023 г. |
Дело N А56-132909/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Аникиной Е.А.,
при участии от акционерного общества "Невский экологический оператор" Ларионова Р.В. (доверенность от 27.06.2023 N 79), Пучковой В.В. (доверенность от 15.11.2022 N 159), от товарищества собственников жилья "Сириус" Кожевникова Д.В. (доверенность от 23.11.2020),
рассмотрев 25.09.2023 кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Сириус" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2023 о возвращении встречного искового заявления, решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2023 по делу N А56-132909/2022,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, к. 2, лит. А, пом. 1Н-23, ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913, (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с товарищества собственников жилья "Сириус", адрес: 194352, Санкт-Петербург, Сиреневый б-р, д. 25, ОГРН 1027801573887, ИНН 7802196174 (далее - Товарищество), 472 323 руб. 45 коп. задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.01.2022 по 30.09.2022, 64 515 руб. неустойки за период с 11.03.2022 по 22.12.2022 с последующим начислением неустойки до даты фактического исполнения обязательства.
Определением от 27.01.2023 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял исковое заявление Общества к рассмотрению порядке упрощенного производства.
Товарищество обратилось с встречным исковым заявлением, в котором просило обязать Общество заключить с Товариществом договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях, изложенных в предложениях Товарищества о внесении изменений в проект договора N 1258020-2022/ТКО.
Определением суда от 31.03.2023 встречное исковое заявление возвращено Товариществу.
Решением от 20.04.2023 суд первой инстанции взыскал с Товарищества в пользу Общества 472 323 руб. 45 коп. задолженности, 64 515 руб. неустойки за период с 11.03.2022 по 22.12.2022 с последующим начислением неустойки на сумму основной задолженности в размере 1/130 ключевой ставки Банка России от несвоевременно уплаченной суммы за каждый день просрочки с 23.12.2022 до даты фактического исполнения обязательства, 13 737 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины, 70 руб. 80 коп. почтовых расходов.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Постановлением апелляционного суда от 10.07.2023 решение суда от 20.04.2023 оставлено без изменения.
Товарищество обратилось с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение, поскольку судами полностью проигнорирована позиция ответчика, не исследованы представленные в дело доказательства и доводы. По мнению Товарищества, договор на оказание услуг по обращению с ТКО между сторонами не заключен; установленная действующим законодательством процедура заключения договора не соблюдена.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.08.2023 кассационная жалоба принята к производству с вывозом сторон в судебное заседание согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ с учетом разъяснений, данных в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационная жалоба Товарищества рассмотрена судьей кассационной инстанции единолично.
В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Между тем, таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам дела, не установлено.
Как следует из обжалуемых судебных актов, Обществу присвоен статус Регионального оператора по обращению с ТКО.
Потребитель 17.12.2021 направил Региональному оператору с сопроводительным письмом от 15.12.2021 заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Проект договора направлен Региональным оператором письмом от 14.03.2022. Несогласие с проектом договора послужило основанием для направления Товариществом Региональному оператору предложений по внесению изменений, получив которые Региональный оператор информировал Товарищество о том, что направленный протокол разногласий не может быть принят в виду не приложения полного пакета документов.
В отсутствие подписанного Товариществом договора по типовой форме в период с 01.01.2022 по 30.09.2022 Региональный оператор оказывал услуги по обращению с ТКО, которые не были оплачены.
Согласно расчету истца за период с 01.01.2022 по 30.09.2022 на стороне ТСЖ возникло 472 323 руб. 45 коп. задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО.
Поскольку претензионные требования об исполнении обязательств ответчиком не были удовлетворены, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), разделом I(1) которых установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил).
В отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домах предоставление коммунальных услуг регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), разделом XV(1) которых установлены особенности осуществления коммунальной услуги по обращению с ТКО, а также порядок заключения соответствующего договора, определения объема данного вида услуги и размер платы за нее.
Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается управляющей организацией, которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО, посредством заключения с региональным оператором по обращению с ТКО договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям (пункт 148(7) Правил N 354).
В отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации; далее - ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I(1) Правил N 1156 (подпункт "а" пункта 8(1) названных Правил).
Правильно применив к правоотношениям сторон положения статей 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 155, 157, 162 ЖК РФ, статей 24.6, 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 148(30) Правил N 354, пунктов 8(4), 8(17), 8(18) Правил N 1156, оценив имеющиеся в деле доказательства и установив факты оказания истцом услуг по обращению с ТКО, неоплаты оказанных услуг ответчиком, судебные инстанции обоснованно удовлетворили иск и взыскали имеющуюся задолженность и неустойку за просрочку оплаты.
Ответчик не оспаривает факт оказания истцом услуг по вывозу ТКО, настаивает на том, что договор нельзя считать заключенным, а также, по сути, выражает несогласие с порядком расчета стоимости этих услуг.
Указанный довод был рассмотрен апелляционным судом и обоснованно им отклонен.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункты 148(30) - 148(38) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к этим Правилам в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р утверждены нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга для многоквартирных домов исходя из площади жилых помещений.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2021 N 929 на территории Санкт-Петербурга установлено, что оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.
Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно.
Согласно формуле 9(4) указанного приложения исчисление размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО производится исходя из общей площади жилого помещения на основании объема вывезенных контейнеров.
Таким образом, исходя из формулировки абзаца третьего пункта 148(30) Правил N 354 применение формулы, установленной пунктом 9(4) указанного Приложения и предусматривающей исчисление размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО на основании объема вывезенных контейнеров, возможно только при раздельном накоплении сортированных отходов.
В рассматриваемом случае учет ТКО в отношении оказанной услуги правомерно осуществлен истцом расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии оснований для возвращения встречного иска являлись предметом исследования апелляционного суда.
Вывод суда первой инстанции о том, что совместное рассмотрение заявленных сторонами настоящего спора исков не будет способствовать более быстрому разрешению спора, обоснован и документально Товариществом не опровергнут.
Суд апелляционной инстанции не установил основания для перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Правовые основания для иного вывода у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Вопреки доводам Товарищества возвращение встречного иска не нарушает право заявителя на судебную защиту, так как не препятствует рассмотрению его по существу в отдельном исковом производстве в порядке, предусмотренном статьей 125 АПК РФ.
Поскольку существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2023 о возвращении встречного искового заявления, решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2023 по делу N А56-132909/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Сириус" - без удовлетворения.
Судья |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.