28 сентября 2023 г. |
Дело N А05-10969/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Корабухиной Л.И., Лущаева С.В.,
при участии от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области Головковой И.А. (доверенность от 17.04.2023),
рассмотрев 27.09.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.01.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2023 по делу N А05-10969/2022,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области, ОГРН 1022900520422, ИНН 2901010086, адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 39 корпус 1, (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ОГРН 1022900512227, ИНН 2901009838, адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2, (далее - УФК) о признании недействительным представления от 07.07.2022 N 24-48-09/48-14.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, правительство Архангельской области в лице Министерства здравоохранения Архангельской области, ОГРН 1032900016016, ИНН 2901116205, адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49, (далее - правительство).
Решением суда от 18.01.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.06.2023, в удовлетворении заявления Фонда отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить.
По мнению подателя жалобы, Фонд выполнил все обязанности по финансовому обеспечению углубленной диспансеризации застрахованных граждан, причинами недостижения значений показателей результативности использования иных межбюджетных трансфертов по количеству оплаченных в 2021 году случаев проведения диспансеризации застрахованных лиц является невыполнение медицинскими организациями планов проведения углубленной диспансеризации. При этом факты использования средств на виды исследований и иных медицинских вмешательств, не предусмотренных в рамках проведения углубленной диспансеризации, УФК не выявлено, в связи с чем межбюджетный трансферт подлежал возврату в бюджет Архангельской области в размере фактического остатка денежных средств по состоянию на 01.01.2022.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы жалобы и дополнений к ней.
УФК извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, УФК на основании приказа от 21.04.2022 N 107 и пункта 4 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в финансово-бюджетной сфере на 2022 год провело плановую выездную проверку Фонда по соблюдению целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджету соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц, перенесших новую короновирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, по результатам которой составлен акт проверки от 25.05.2022.
По результатам проверки УФК сделало вывод о нарушении Фондом пункта 15 Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 N 1125 (далее - Правила N 1125), в результате чего в бюджет Российской Федерации для последующего перечисления в федеральный бюджет не перечислено 7 218 160 руб. 40 коп.
В связи с выявленным нарушением УФК в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктами 7 и 8 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095, направило в адрес Фонда представление от 07.07.2022 N 24-48-09/48-14 с требованием устранить нарушение путем возврата денежных средств в сумме 7 218 160 руб. 40 коп. из бюджета Фонда в бюджет Архангельской области для дальнейшего перечисления в федеральный бюджет, а также принять меры по устранению его причин и условий не позднее 16 января 2023 года.
Заявитель, полагая, что представление управления от 07.07.2022 N 24-48-09/48-14 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав оспариваемое представление законным и обоснованным.
Апелляционный суд поддержал позицию суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 130 БК РФ установлено, что правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами 3 - 5 статьи 129 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 N 1125 утверждены Правила предоставления межбюджетного трансферта, которыми установлены цели, порядок и условия предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов.
В силу пункта 5 Правил N 1125 результатом предоставления иных межбюджетных трансфертов является количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц (включающей исследования и иные медицинские вмешательства по перечню, приведенному в приложении N 4 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящих Правил) в соответствии с порядком, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, а также ее финансового обеспечения.
Пунктом 6 Правил N 1125 установлено, что размер иного межбюджетного трансферта бюджету i-го субъекта Российской Федерации и бюджету г. Байконура (S) определяется по установленной формуле, исходя из i объема бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура; численности застрахованных по состоянию на 1 июня 2021 г. лиц в i-м субъекте Российской Федерации и г. Байконуре, перенесших заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) и подлежащих углубленной диспансеризации; стоимости определенных диагностических и лабораторных исследований, включенных в 1 этап углубленной диспансеризации в размере 726 рублей; численности застрахованных по состоянию на 1 июня 2021 г. лиц в i-м субъекте Российской Федерации и г. Байконуре, перенесших заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в средней степени тяжести и выше и подлежащих углубленной диспансеризации; стоимости теста с 6-минутной ходьбой (при исходной сатурации кислорода крови - 95 процентов и больше в сочетании с наличием у гражданина жалоб на одышку, отеки, которые появились впервые или повысилась их интенсивность), включенного в 1 этап углубленной диспансеризации, в размере 60 рублей; стоимости определения концентрации Д-димера в крови, включенного в 1 этап углубленной диспансеризации, в размере 419 рублей; стоимости проведения дуплексного сканирования вен нижних конечностей, включенного во 2 этап углубленной диспансеризации, в размере 1139,3 рубля; стоимости проведения компьютерной томографии легких и эхокардиографии, включенных во 2 этап углубленной диспансеризации, в размере 2432,2 рубля.
Исходя из положений пункта 7 Правил N 1125 при распределении иных межбюджетных трансфертов утверждается объем не распределенных между субъектами Российской Федерации и г. Байконуром иных межбюджетных трансфертов в размере 20 процентов общего объема иных межбюджетных трансфертов (далее - нераспределенный резерв). Решение о направлении средств нераспределенного резерва принимаются Министерством здравоохранения Российской Федерации по результатам рассмотрения обращений Федерального фонда обязательного медицинского страхования, сформированных на основании данных отчетности об использовании средств, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета г. Байконура, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению которых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации и бюджету г. Байконура предоставляются иные межбюджетные трансферты (далее - межбюджетный трансферт), представляемой территориальными фондами обязательного медицинского страхования в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.
Перечисление межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется на основании заявки, подтверждающей объем средств, необходимых для оплаты проведения застрахованным лицам углубленной диспансеризации (пункт 9 Правил N 1125).
В соответствии с пунктом 12 Правил N 1125 Фонд обязан представлять органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченному высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, или администрации г. Байконура, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования отчетность об использовании средств, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, в том числе содержащую информацию о достижении значения результата предоставления межбюджетного трансферта, соответствующего значению результата предоставления иного межбюджетного трансферта, установленному соглашением, по форме, в порядке и сроки, которые утверждаются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
Пунктом 15 Правил N 1125 определено, что в случае если территориальным фондом обязательного медицинского страхования по состоянию на 31 декабря 2021 допущены нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления межбюджетного трансферта и до первой даты представления отчетности о достижении такого значения в 2022 году указанные нарушения не устранены, размер средств, подлежащий возврату из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет г. Байконура для последующего перечисления в федеральный бюджет (V), возврата определяется по формуле:
Vвозврата = Vтр x (1-T / S)
где: Vтр - размер межбюджетного трансферта, предоставленного бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования; T - фактически достигнутое значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта на отчетную дату; S - значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта, установленное соглашением.
В соответствии с данными Правилами между Минздравом России и Правительством Архангельской области 03.08.2021 заключено Соглашение о предоставлении из федерального бюджета в 2021 году бюджету Архангельской области и бюджету г. Байконура иного межбюджетного трансферта в целях финансового обеспечения расходных обязательств по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) по финансовому обеспечению проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц, перенесших новую короновирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации N 056-17-2021-384 (далее - Соглашение).
В соответствии с Соглашением общий размер предоставляемого межбюджетного трансферта составляет 67 045 600 руб.
Согласно приложению N 2 к Соглашению количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц составило 50 746.
По заявке Фонда платежным поручением от 23.08.2021 N 665773 Министерство перечислило в бюджет фонда 67 045 600 руб.
В силу пункта 4.3.6 Соглашения получатель средств обязан возвратить в федеральный бюджет не использованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток средств трансферта в сроки, установленный бюджетным законодательством Российской Федерации.
При проверке УФК установило, что в 2021 году фактический объем проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц составил 17 012 случаев, что на 33 734 случае меньше запланированного объема.
Данные обстоятельства подателем жалобы не оспариваются.
С учетом изложенного и принимая во внимание положение пункта 15 Правил N 1125, УФК пришло к выводу, что Фонд обязан возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации 44 569 350 руб. 70 коп. (67 045 600 х (17012/50746) неиспользованных средств полученного трансферта.
Фонд перечислил неиспользованный остаток межбюджетного трансферта в доход областного бюджета только в сумме 37 351 190 руб. 30 коп.
При таких обстоятельствах УФК указало на неперечисление Фондом в областной бюджет для последующего перечисления в федеральный бюджет средств в размере 7 218 160 руб. 40 коп. и обоснованно выдало оспариваемое представление.
Доводы Фонда о том, что сумма произведенных расходов на проведение углубленной диспансеризации 17 012 застрахованных лиц, перенесших новую короновирусную инфекцию (COVID-19), фактически составила 29 694 409,70 руб. и, соответственно, возврату из бюджета подлежит только сумма 37 351 190,30 руб., рассмотрены судами обеих инстанций и обоснованно ими отклонены как основанные на неверном толковании норм бюджетного законодательства и положений Правил N 1125.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования используют средства, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, на оплату счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи, предъявленных медицинскими организациями за проведение углубленной диспансеризации, в порядке, предусмотренном Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в пределах стоимости исследований и иных медицинских вмешательств, указанной в пункте 6 настоящих Правил (без учета коэффициента дифференциации), по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи и ее финансового обеспечения (пункт 11 Правил N 1125).
В рассматриваемом случае Фонд предоставил доказательства оплаты счетов медицинских организаций на сумму 29 694 409,70 руб. за проведение углубленной диспансеризации застрахованных лиц, перенесших COVID-19 в 2021 году. Вместе с тем, исходя из пояснений представителей Фонда, последним не проводился контроль объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи и ее финансового обеспечения, как это установлено пунктом 11 Правил N 1125. Такие документы у фонда отсутствуют и в материалы дела не представлены.
Ссылки Фонда на невозможность возложения на него обязанности по возврату средств трансферта подлежат отклонению, поскольку пунктом 15 Правил N 1125 прямо определено, что именно Фонд обязан возвратить из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет субъекта Российской средства, определенные по установленной формуле.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, направлены на переоценку правомерных выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, и их не опровергают, сводятся лишь к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.01.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2023 по делу N А05-10969/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Территориальные фонды обязательного медицинского страхования используют средства, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, на оплату счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи, предъявленных медицинскими организациями за проведение углубленной диспансеризации, в порядке, предусмотренном Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в пределах стоимости исследований и иных медицинских вмешательств, указанной в пункте 6 настоящих Правил (без учета коэффициента дифференциации), по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи и ее финансового обеспечения (пункт 11 Правил N 1125).
В рассматриваемом случае Фонд предоставил доказательства оплаты счетов медицинских организаций на сумму 29 694 409,70 руб. за проведение углубленной диспансеризации застрахованных лиц, перенесших COVID-19 в 2021 году. Вместе с тем, исходя из пояснений представителей Фонда, последним не проводился контроль объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи и ее финансового обеспечения, как это установлено пунктом 11 Правил N 1125. Такие документы у фонда отсутствуют и в материалы дела не представлены.
Ссылки Фонда на невозможность возложения на него обязанности по возврату средств трансферта подлежат отклонению, поскольку пунктом 15 Правил N 1125 прямо определено, что именно Фонд обязан возвратить из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет субъекта Российской средства, определенные по установленной формуле."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 сентября 2023 г. N Ф07-13145/23 по делу N А05-10969/2022