г. Вологда |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А05-10969/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 01 июня 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Болдыревой Е.Н. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,
при участии от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области Солдатенковой Д.Ю. по доверенности от 30.11.2022, Недорезовой И.Б. по доверенности от 30.08.2022, от Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Головизниной И.В. по доверенности от 29.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 января 2023 года по делу N А05-10969/2022,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области (ОГРН 1022900520422; ИНН 2901010086; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 39 корпус 1; далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1022900512227, ИНН 2901009838; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2; далее - УФК) о признании недействительным представления от 07.07.2022 N 24-48-09/48-14.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, правительство Архангельской области в лице Министерства здравоохранения Архангельской области (ОГРН 1032900016016, ИНН 2901116205 адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - правительство).
Решением суда от 18 января 2023 года в удовлетворении заявления Фонда отказано.
Фонд с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права. В судебном заседании представители Фонда поддержали доводы апелляционной жалобы.
УФК в отзыве и его представитель в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонили, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения. Считают решение суда законным и обоснованным.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей Фонда и УФК, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, УФК на основании приказа от 21.04.2022 N 107 и пункта 4 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в финансово-бюджетной сфере на 2022 год провело плановую выездную проверку Фонда по соблюдению целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджету соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц, перенесших новую короновирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, по результатам которой составлен акт проверки от 25.05.2022.
По результатам проверки УФК сделало вывод о нарушении Фондом пункта 15 Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 N 1125 (далее - Правила N 1125), в результате чего в бюджет Российской Федерации для последующего перечисления в федеральный бюджет не перечислено 7 218 160 руб. 40 коп.
В связи с выявленным нарушением УФК в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктами 7 и 8 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095, направило в адрес Фонда представление от 07.07.2022 N 24-48-09/48-14 с требованием устранить нарушение путем возврата денежных средств в сумме 7 218 160 руб. 40 коп. из бюджета Фонда в бюджет Архангельской области для дальнейшего перечисления в федеральный бюджет, а также принять меры по устранению его причин и условий не позднее 16 января 2023 года.
Заявитель, полагая, что представление управления от 07.07.2022 N 24-48-09/48-14 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав оспариваемое представление законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся исполнительными органами субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (часть 3 статьи 265 БК РФ).
В силу пункта 1 статьи 266.1 указанного Кодекса объектом государственного (муниципального) финансового контроля являются в частности органы управления государственными внебюджетными фондами.
Согласно пункту 2.1 этой же статьи государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, осуществляется Федеральным казначейством в отношении главных администраторов (администраторов) средств федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля наделены полномочиями по контролю за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; по контролю за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов; по контролю за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета; по контролю за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; по контролю за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; по контролю за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля представления и (или) предписания.
В соответствии со статьей 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению, в частности требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий.
В силу статьи 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Одной из форм межбюджетных трансфертов согласно статье 129 БК РФ являются иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации. Иные межбюджетные трансферты бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (статья 132.1 БК РФ).
Пунктом 1 статьи 130 БК РФ установлено, что правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами 3 - 5 статьи 129 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В данном случае таким нормативным правовым актом является постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 N 1125, которым утверждены Правила предоставления межбюджетного трансферта.
Данными Правилами установлены цели, порядок и условия предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов.
В силу пункта 5 Правил N 1125 результатом предоставления иных межбюджетных трансфертов является количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц (включающей исследования и иные медицинские вмешательства по перечню, приведенному в приложении N 4 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящих Правил) в соответствии с порядком, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, а также ее финансового обеспечения.
Пунктом 6 Правил N 1125 установлено, что размер иного межбюджетного трансферта бюджету i-го субъекта Российской Федерации и бюджету г. Байконура (Si) определяется по установленной формуле, исходя из объема бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура; численности застрахованных по состоянию на 1 июня 2021 г. лиц в i-м субъекте Российской Федерации и г. Байконуре, перенесших заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) и подлежащих углубленной диспансеризации; стоимости определенных диагностических и лабораторных исследований, включенных в 1 этап углубленной диспансеризации в размере 726 рублей; численности застрахованных по состоянию на 1 июня 2021 г. лиц в i-м субъекте Российской Федерации и г. Байконуре, перенесших заболевание новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в средней степени тяжести и выше и подлежащих углубленной диспансеризации; стоимости теста с 6-минутной ходьбой (при исходной сатурации кислорода крови - 95 процентов и больше в сочетании с наличием у гражданина жалоб на одышку, отеки, которые появились впервые или повысилась их интенсивность), включенного в 1 этап углубленной диспансеризации, в размере 60 рублей; стоимости определения концентрации Д-димера в крови, включенного в 1 этап углубленной диспансеризации, в размере 419 рублей; стоимости проведения дуплексного сканирования вен нижних конечностей, включенного во 2 этап углубленной диспансеризации, в размере 1139,3 рубля; стоимости проведения компьютерной томографии легких и эхокардиографии, включенных во 2 этап углубленной диспансеризации, в размере 2432,2 рубля.
Исходя из положений пункта 7 Правил N 1125 при распределении иных межбюджетных трансфертов утверждается объем не распределенных между субъектами Российской Федерации и г. Байконуром иных межбюджетных трансфертов в размере 20 процентов общего объема иных межбюджетных трансфертов (далее - нераспределенный резерв). Решение о направлении средств нераспределенного резерва принимаются Министерством здравоохранения Российской Федерации по результатам рассмотрения обращений Федерального фонда обязательного медицинского страхования, сформированных на основании данных отчетности об использовании средств, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета г. Байконура, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по предоставлению которых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации и бюджету г. Байконура предоставляются иные межбюджетные трансферты (далее - межбюджетный трансферт), представляемой территориальными фондами обязательного медицинского страхования в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.
Перечисление межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется на основании заявки, подтверждающей объем средств, необходимых для оплаты проведения застрахованным лицам углубленной диспансеризации (пункт 9 Правил N 1125).
В соответствии с пунктом 12 Правил N 1125 Фонд обязан представлять органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченному высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, или администрации г. Байконура, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования отчетность об использовании средств, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, в том числе содержащую информацию о достижении значения результата предоставления межбюджетного трансферта, соответствующего значению результата предоставления иного межбюджетного трансферта, установленному соглашением, по форме, в порядке и сроки, которые утверждаются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
Пунктом 15 Правил N 1125 определено, что в случае если территориальным фондом обязательного медицинского страхования по состоянию на 31 декабря 2021 допущены нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления межбюджетного трансферта и до первой даты представления отчетности о достижении такого значения в 2022 году указанные нарушения не устранены, размер средств, подлежащий возврату из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет г. Байконура для последующего перечисления в федеральный бюджет (Vвозврата), определяется по формуле:*где: Vтр - размер межбюджетного трансферта, предоставленного бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования; T - фактически достигнутое значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта на отчетную дату; S - значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта, установленное соглашением.
В соответствии с данными Правилами между Минздравом России и Правительством Архангельской области 03.08.2021 заключено Соглашение о предоставлении из федерального бюджета в 2021 году бюджету Архангельской области и бюджету г. Байконура иного межбюджетного трансферта в целях финансового обеспечения расходных обязательств по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) по финансовому обеспечению проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц, перенесших новую короновирусную инфекцию (COVID-19), в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации N 056-17-2021-384 (далее - Соглашение).
В соответствии с Соглашением общий размер предоставляемого межбюджетного трансферта составляет 67 045 600 руб.
Согласно пункту 4.3.3 Соглашения получатель средств обязался обеспечивать достижение значений результатов предоставления трансферта, установленных в соответствии с приложением N 2 к настоящему Соглашению.
В силу пункта 4.3.6 Соглашения получатель средств обязан возвратить в федеральный бюджет не использованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток средств трансферта в сроки, установленный бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно приложению N 2 к Соглашению количество оплаченных в 2021 году случаев проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц составило 50 746.
По заявке Фонда платежным поручением от 23.08.2021 N 665773 Министерство перечислило в бюджет фонда 67 045 600 руб.
При проверке УФК установило, что в 2021 году фактический объем проведения углубленной диспансеризации застрахованных лиц составил 17 012 случаев, что на 33 734 случае меньше запланированного объема.
Данные обстоятельства заявителем не оспариваются.
На основании изложенного УФК, исходя из положений пункта 15 Правил N 1125, посчитало, что Фонд обязан возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации 44 569 350 руб. 70 коп. (67 045 600 х (17012/50746) неиспользованных средств полученного трансферта.
Фонд перечислил неиспользованный остаток межбюджетного трансферта в доход областного бюджета только в сумме 37 351 190 руб. 30 коп.
Следовательно, УФК сделало правомерный вывод о неперечислении Фондом в областной бюджет для последующего перечисления в федеральный бюджет средств в размере 7 218 160 руб. 40 коп. и обоснованно выдало оспариваемое представление.
Не могут быть приняты доводы заявителя о том, что сумма произведенных расходов на проведение углубленной диспансеризации 17 012 застрахованных лиц, перенесших новую короновирусную инфекцию (COVID-19), фактически составила 29 694 409,70 руб. и соответственно возврату из бюджета подлежит только сумма 37 351 190,30 руб., поскольку они основываются на неверном толковании норм бюджетного законодательства и положений Правил N 1125.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования используют средства, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, на оплату счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи, предъявленных медицинскими организациями за проведение углубленной диспансеризации, в порядке, предусмотренном Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в пределах стоимости исследований и иных медицинских вмешательств, указанной в пункте 6 настоящих Правил (без учета коэффициента дифференциации), по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи и ее финансового обеспечения (пункт 11 Правил N 1125).
Следовательно, Фон имел право оплачивать счета, предъявленные медицинскими организациями, за проведение углубленной диспансеризации в пределах стоимости исследований и иных медицинских вмешательств, установленных Правилами N 1125 и только по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи и ее финансового обеспечения.
В данном случае Фонд предоставил доказательства оплаты счетов медицинских организаций на сумму 29 694 409,70 руб. за проведение углубленной диспансеризации застрахованных лиц, перенесших COVID-19 в 2021 году. В то же время, исходя из пояснений представителей Фонда, последним не проводился контроль объемов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи и ее финансового обеспечения, как это установлено пунктом 11 Правил N 1125. Такие документы у фонда отсутствуют и в материалы дела не представлены.
При этом пунктом 6 Правил N 1125 определено, что размер иного межбюджетного трансферта бюджету i-го субъекта Российской Федерации и бюджету г. Байконура (Si) определяется по формуле исходя из стоимости установленных в данном пункте определенных диагностических и лабораторных исследований и условий их проведения.
Фондом в нарушение указанных норм Правил N 1125 не предоставлено доказательств того, что 29 694 409,70 руб. оплачено медицинским организациям именно за проведение углубленной диспансеризации застрахованных лиц, перенесших COVID-19, которым именно на данную сумму проведены установленные пунктом 6 данных Правил исследования исходя из определенной стоимости.
Также не могут быть приняты во внимание доводы Фонда о том, что на него не может быть возложена обязанность по возврату средств трансферта, поскольку пунктом 15 Правил N 1125 прямо определено, что именно Фонд обязан возвратить из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет субъекта Российской средства, определенные по установленной формуле.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Фонда.
Руководствуясь статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 января 2023 года по делу N А05-10969/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10969/2022
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области
Ответчик: Управление федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Третье лицо: Правительство Архангельской области в лице Министерства здравоохранения Архангельской области