28 сентября 2023 г. |
Дело N А13-9337/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Филиппова А.Е.,
при участии от акционерного общества "Военторг-Запад" Беляева В.М. (доверенность от 07.10.2022), от Министерства обороны Российской Федерации Захаровой А.В. (доверенность от 10.10.2022),
рассмотрев 20.09.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Военторг-Запад" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.04.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023 по делу N А13-9337/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Военторг-Запад", адрес: 191180, Санкт- Петербург, Загородный пр., д. 35, корп. 3, лит. Н, ОГРН 1097847204795, ИНН 7838429337 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Вологды в лице Департамента градостроительства, адрес: 160035, г. Вологда, ул. Каменный мост, д. 4, ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930 (далее - Администрация, Департамент), по не согласованию схемы расположения земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка 35:24:0303001:127:ЗУ1.
К участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельны требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство), федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 14.04.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 14.04.2023 и постановление от 29.06.2023, принять новый судебный акт - об удовлетворении требований заявителя.
Суды, по мнению подателя жалобы, неверно истолковали положения статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), не учли представленные в материалы дела письма Учреждения по вопросу образования спорного земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Министерства возражал против ее удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником нежилого здания склада N 10 площадью 289,9 кв.м с кадастровым номером 35:24:0303001:163 по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, Железнодорожная ул., д. 18а (далее - Здание).
Здание расположено в границах земельного участка площадью 393 966 кв.м с кадастровым номером 35:24:0303001:127.
В целях образования земельного участка, на котором расположено Здание, Общество обратилось в Администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения такого участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303001:127.
В ответ на указанное заявление Департамент в письме от 22.03.2021 указал на необходимость представления в составе пакета документов для утверждения схемы образуемого земельного участка письменного согласия правообладателя объектов недвижимости, расположенных на исходном земельном участке - Учреждения.
Общество повторно обратилось в Администрацию с заявлением от 24.08.2021 об утверждении схемы расположения земельного участка под принадлежащим заявителю Зданием, приложив к этому обращению письмо Учреждения от 05.03.2021.
Распоряжением Департамента от 14.09.2021 N 1422 Обществу отказано в удовлетворении заявления на основании пункта 4 статьи 11.2, пункта 6 статьи 11.9, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ, со ссылкой на непредставление согласия на образование земельного участка от Учреждения, за которым на праве оперативного управления закреплены объекты недвижимости, расположенные на исходном земельном участке с кадастровым номером 35:24:0303001:127.
В дальнейшем по обращениям Общества Департамент в письмах 22.10.2021, 22.12.2021, 27.04.2022 подтвердил ранее изложенную им позицию.
Полагая, что Администрацией допущено незаконное длящееся бездействие в вопросе образования земельного участка, на котором расположено принадлежащее заявителю Здание, Общество обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили наличия правовых оснований для удовлетворения заявления.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
В силу статей 11.2, 11.3 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы в соответствии с утвержденной уполномоченным органом схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Пунктом 13 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка определены пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, к числу которых, в частности, относится разработка схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 11.9 ЗК РФ, в том числе, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4); не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5); образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (пункт 6).
Как следует из материалов дела, в данном случае подготовка схемы расположения земельного участка связана с образованием участка площадью 647 кв.м под принадлежащим Обществу на праве собственности Зданием, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303001:127 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.
Признавая отказ Администрации в утверждении схемы расположения земельного участка правомерным, суды исходили из положений пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ о том, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, и сослались на отсутствие в данном случае согласия на образование земельного участка от Учреждения как лица, за которым на праве оперативного управления закреплены объекты недвижимости, находящиеся на исходном земельном участке с кадастровым номером 35:24:0303001:127.
При этом суды не учли следующее.
Из материалов дела следует, что Общество неоднократно обращалось в Учреждение по вопросу согласования схемы расположения земельного участка, образуемого под принадлежащим Обществу Зданием путем раздела земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303001:127 с сохранением последнего в измененных границах.
В ответы на указанные обращения Учреждение указывало, что непосредственно участок с кадастровым номером 35:24:0303001:127 на учете Учреждения не состоит, на территории земельного участка расположены объекты недвижимого имущества, используемые в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, и что Здание в границы земельных участков, планируемых к закреплению за Учреждением, не входит, поэтому отметило, что вопрос о формировании земельного участка под Зданием не может быть рассмотрен Учреждением (письмо от 05.03.2021, т.д. 2, л. 27, 28, письмо от 08.11.2021, т.д. 1, л. 24).
Эти письма были представлены Обществом в Администрацию (Департамент).
Из содержания названных писем не следует, что Учреждением заявлены какие-либо возражения относительно образования земельного участка в соответствии с подготовленной Обществом схемой. Позиция Учреждения, изложенная в этих письмах, по сути, сводилась к отсутствию необходимости согласования с ним названной схемы.
В отзыве на заявление Учреждение также указывало, что рассмотрение вопроса о согласовании образования земельного участка под принадлежащим Обществу Зданием, не относится к компетенции Учреждения (т.д. 3, л. 34).
Содержание писем Учреждения в ответ на обращения Общества по вопросу согласования схемы расположения участка, образуемого в результате раздела участка с кадастровым номером 35:24:0303001:127, не было учтено судами, в связи с чем их выводы относительно несоблюдения требований пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ и о правомерности оспариваемых заявителем действий (бездействия) Администрации не могут быть признаны соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим спорные отношения.
Вопросы о соблюдении при подготовке схемы предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, о наличии или отсутствии установленных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ оснований для отказа в утверждении схемы, судами не исследованы.
Изложенное свидетельствует о том, что юридически значимые для рассмотрения настоящего дела обстоятельства судами не оценены в процессе разрешения спора, что свидетельствует о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, и на основании установленных обстоятельств разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, а также распределить судебные расходы, в том числе в связи с рассмотрением дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.04.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023 по делу N А13-9337/2022 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая отказ Администрации в утверждении схемы расположения земельного участка правомерным, суды исходили из положений пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ о том, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, и сослались на отсутствие в данном случае согласия на образование земельного участка от Учреждения как лица, за которым на праве оперативного управления закреплены объекты недвижимости, находящиеся на исходном земельном участке с кадастровым номером 35:24:0303001:127.
...
Содержание писем Учреждения в ответ на обращения Общества по вопросу согласования схемы расположения участка, образуемого в результате раздела участка с кадастровым номером 35:24:0303001:127, не было учтено судами, в связи с чем их выводы относительно несоблюдения требований пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ и о правомерности оспариваемых заявителем действий (бездействия) Администрации не могут быть признаны соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим спорные отношения.
Вопросы о соблюдении при подготовке схемы предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, о наличии или отсутствии установленных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ оснований для отказа в утверждении схемы, судами не исследованы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 сентября 2023 г. N Ф07-13123/23 по делу N А13-9337/2022