28 сентября 2023 г. |
Дело N А56-85279/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Соколовой С.В., Трощенко Е.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ф и Ф" представителя Тарабычина Е.С. (доверенность от 30.06.2023), от Северо-Западной электронной таможни представителей Погорельцевой Ю.А. (доверенность от 04.09.2023 N 0048), Эфа Л.А. (доверенность от 28.08.2023 N 0045),
рассмотрев 21.09.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ф И Ф" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2023 по делу N А56-85279/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ф и Ф", адрес: 191119, Санкт-Петербург, ул. Тюшина, д. 4, пом. 6, ОГРН 1027809260093, ИНН 7808010965 (далее - ООО "Ф и Ф", Общество), обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Северо-Западной электронной таможни, адрес: 191167, Санкт-Петербург, Кременчугская ул., д. 21, корп. 2, стр. 1, ОГРН 1207800051909, ИНН 7813644170 (далее - СЗЭТ, Таможня), от 19.05.2022 N 09-29/09424, а также об обязании Таможни принять меры, направленные на устранение допущенных нарушений, в том числе обязать вернуть излишне уплаченные таможенные платежи по декларации на товары (далее - ДТ) N 10228010/091121/0538859 в размере 4 811 159,37 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Ф и Ф", ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит отменить решение от 15.12.2022 и постановление от 24.05.2023, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, стоимость редуктора PF80D, указанная в инвойсе от 27.07.2020 N 1, не может быть принята в качестве таможенной стоимости названного редуктора, поскольку фактически цена за вывозимый товар упомянутому инвойсу не была уплачена и не подлежала уплате. Общество не являлось покупателем либо продавцом редуктора PF80D, а только выполняло функции заказчика в рамках инспекционного осмотра и ремонта редуктора PF80D вне таможенной территории Российской Федерации (Франция). В данном случае договор купли-продажи на товар не заключался, а был заключен договор на проведение инспекционного осмотра и ремонт товара. Общество обращает внимание суда округа на то, что таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления предусмотрена для иностранных товаров, а спорный редуктор PF80D уже имел статус товара Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) и не мог быть ввезен на таможенную территорию ЕАЭС по заявленной процедуре импорта. Общество в данном случае уплатило таможенные платежи в большем размере, чем надлежало уплатить в целях исполнения обязанности по уплате таможенных платежей при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В отзыве на кассационную жалобу Таможня просила оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Таможни возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Ф и Ф" с помощью услуг таможенного представителя ООО "Конвэд-Брокер", действующего на основании договора от 04.03.2020 N 1133/00/130, для помещения под таможенную процедуру временного вывоза (ЭК 23) в регионе деятельности Санкт-Петербургской таможни задекларировало по ДТ N 10210200/280720/0207740 товар "редуктор с цилиндрическими колесами для применения в приводном оборудовании, общепромышленного назначения, серийный номер 6498, б/у, год выпуска 2001", производитель - иностранная компания "Flender-Graffenstaden", вес нетто 3500 кг, страна происхождения - Франция.
Как указало Общество, товар вывозился в целях его инспектирования и определения возможности ремонта в соответствии с договором от 21.07.2020 N 2007218 на заводе компании-производителя "Flender-Graffenstaden S.A.S." (Франция).
С 30.09.2020 Санкт-Петербургский таможенный пост (ЦЭД) Санкт-Петербургской таможни переподчинен СЗЭТ без изменения местонахождения и региона деятельности и переименован в Северо-Западный таможенный пост (ЦЭД), на него возложены полномочия по осуществлению таможенного контроля в отношении ДТ, зарегистрированных Санкт-Петербургским таможенным постом (ЦЭД) Санкт-Петербургской таможни.
Общество 18.11.2020 направило в таможенный орган заявление о продлении срока действия таможенной процедуры.
Письмом от 27.11.2020 N 19-28/0828 СЗЭТ уведомила декларанта о продлении срока действия таможенной процедуры временного вывоза (ЭК 23) до 31.01.2021.
Ввиду проведения ремонта редуктора по результатам инспекции в целях помещения товара под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории (ЭК 21) таможенным представителем подана ДТ N 10228010/231220/0134959, в графе 44 которой указан срок действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории, установленный таможенным органом, - до 14.05.2021 включительно.
До 14.05.2021 включительно Общество продукт переработки под иную таможенную процедуру в порядке и в соответствии с условиями, предусмотренными Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) для целей завершения действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории не поместило.
Заявление о продлении срока переработки товара в таможенный орган в установленный срок от Общества не поступило.
В дальнейшем, 13.10.2021, в целях завершения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории и помещения товара, сведения о котором заявлены в ДТ N 10210200/231220/0134959, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ИМ 40) Обществом подана ДТ N 10228010/131021/0485849.
Также 14.10.2021, то есть после истечения срока действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории, Общество направило в таможенный орган заявление о продлении срока переработки вне таможенной территории до 31.12.2021 и прекращении действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории по ДТ N 10228010/231220/0134959.
По результатам рассмотрения указанного заявления письмом от 18.10.2021 N 05-12/18134 Таможня уведомила об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/231220/0134959, в связи с несвоевременным предоставлением заявления о продлении срока переработки вне таможенной территории и прекращением действия данной таможенной процедуры.
На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС Северо-Западный таможенный пост (ЦЭД) 23.10.2021 принял решение об отказе в выпуске товара, сведения о котором заявлены в ДТ N 10228010/131021/0485849, ввиду изъятия товара в рамках дела об административном правонарушении по части 3 статьи 16.19 КоАП РФ в связи незавершением в установленные сроки таможенной процедуры переработки вне таможенной территории.
С учетом отказа Таможни в выпуске товара по ДТ N 10228010/131021/0485849 рассматриваемый редуктор помещен Обществом под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ИМ 40) и выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой по ДТ N 10228010/091121/0538859.
При этом в графе 47 ДТ N 10228010/091121/0538859 в разделе "Основа начисления" таможенных сборов (1010) Обществом были заявлены сведения о сумме 34 854 741,65 руб., а в ДТС-1 к названной ДТ указана стоимость редуктора PF80D в сумме 20 386 268,50 руб. (247 000 евро согласно инвойсу от 27.07.2020 N 1).
При подаче ДТ N 10228010/091121/0538859 Обществом уплачены таможенные платежи в сумме 8 255 719,03 руб. исходя из стоимости работ по ремонту редуктора и стоимости редуктора.
Общество посредством ЕАИС ТО обратилось в таможенный орган с заявлением о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/091121/0538859, в части таможенной стоимости товара и просило уменьшить таможенную стоимость на сумму, равную стоимости вывезенного редуктора, указанную в инвойсе от 27.07.2020 N 1 и составляющую 247 000 евро. Вместе с обращением Общество представило КДТ, согласно которой сумма излишне уплаченных таможенных платежей составила 4 811 159,37 руб. В графе 47 КДТ, приложенной к обращению, Общество в разделе "Основа начисления" указало новое значение базы для исчисления платежей - 14 468 473,15 руб.
По результатам таможенного контроля после выпуска товаров (акт проверки документов и сведений N 10228000/211/180522/АО189) таможенный орган установил, что товар "редуктор", сведения о котором заявлены в ДТ N 10228010/231220/0134959, 14.05.2021 утратил статус товара ЕАЭС и в соответствии с пунктом 1 статьи 134 ТК ЕАЭС как иностранный товар помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ИМ 40) по ДТ N 10228010/091121/0538859, в связи с чем связи оснований для внесения изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/091121/0538859, в части таможенной стоимости не имеется.
Письмом от 19.05.2022 N 09-29/09424 СЗЭТ уведомила Общество об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/091121/0538859.
Считая отказ во внесении изменений в декларацию незаконным, а таможенные платежи, определенные исходя из стоимости редуктора, излишне уплаченными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку при помещении товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления основой начисления таможенных пошлин, налогов в отношении ранее вывезенного товара является сумма таможенной стоимости редуктора и стоимость операций по переработке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 231 ТК ЕАЭС до истечения срока действия таможенной процедуры временного вывоза, установленного таможенным органом, действие этой таможенной процедуры может быть завершено помещением временно вывезенных товаров под таможенные процедуры экспорта, переработки вне таможенной территории, временного вывоза, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 2 пункта 4 статьи 231 ТК ЕАЭС, а также если в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС временно вывезенные товары подлежат обязательному обратному ввозу на таможенную территорию ЕАЭС.
В пункте 1 статьи 176 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная процедура переработки вне таможенной территории - таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза в целях получения в результате совершения операций по переработке вне таможенной территории Союза продуктов их переработки, предназначенных для последующего ввоза на таможенную территорию Союза, без уплаты в отношении таких товаров Союза вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
Срок переработки товаров вне таможенной территории Союза не может превышать два года (пункт 3 статьи 181 ТК ЕАЭС).
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 178 ТК ЕАЭС срок действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории устанавливается на основании срока переработки товаров вне таможенной территории Союза, определенного в документе об условиях переработки товаров вне таможенной территории Союза. Установленный срок действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории продлевается по заявлению лица при продлении срока переработки товаров вне таможенной территории Союза. Законодательством государств-членов может быть предусмотрено, что при продлении срока переработки товаров вне таможенной территории Союза установленный срок действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории может быть продлен не позднее 10 рабочих дней после его истечения. При продлении срока действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории, установленного таможенным органом, после его истечения действие такой таможенной процедуры возобновляется со дня прекращения действия этой таможенной процедуры.
В силу пункта 5 статьи 184 ТК ЕАЭС по истечении установленного срока действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории действие этой таможенной процедуры прекращается.
В соответствии с положениями части 2, 3 статьи 136 Федерального закона от 03.08.201 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) срок переработки товаров определяется лицом, получающим разрешение на переработку товаров вне таможенной территории, в пределах двухлетнего срока, установленного пунктом 3 статьи 181 ТК ЕАЭС, и согласовывается с таможенным органом при рассмотрении заявления на переработку товаров вне таможенной территории. Срок переработки товаров может быть продлен в пределах срока, установленного частью 2 названной статьи, по мотивированному заявлению лица, получившего разрешение на переработку товаров вне таможенной территории, поданного таким лицом в таможенный орган, осуществляющий таможенный контроль за соблюдением условий помещения товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории и условий использования товаров в соответствии с такой таможенной процедурой, в виде документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, получившего разрешение на переработку товаров вне таможенной территории, не позднее десяти рабочих дней до истечения срока переработки товаров, указанного в разрешении на переработку товаров вне таможенной территории.
Согласно части 5 статьи 136 Закона N 289-ФЗ таможенный орган вправе отказать в продлении срока переработки товаров вне таможенной территории, в том числе в случае, если заявление о продлении срока переработки товаров вне таможенной территории подано после истечения срока переработки товаров.
Как следует из положений пункта 2 статьи 176 ТК ЕАЭС товары, помещенные под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории и фактически вывезенные с таможенной территории ЕАЭС, утрачивают статус товаров ЕАЭС.
Согласно абзацу 3 пункта 7 статьи 129 ТК ЕАЭС находящиеся за пределами таможенной территории ЕАЭС товары, в отношении которых действие таможенной процедуры прекращено, для дальнейшего нахождения за пределами таможенной территории ЕАЭС подлежат помещению под таможенные процедуры, применимые в отношении товаров ЕАЭС, а для ввоза на таможенную территорию ЕАЭС - под таможенные процедуры, применимые в отношении иностранных товаров.
В соответствии с пунктом 8 статьи 129 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенные процедуры в соответствии с пунктом 7 статьи 129 ТК ЕАЭС после прекращения действия таможенных процедур в отношении таких товаров применяются положения ТК ЕАЭС без учета особенностей исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, предусмотренных ТК ЕАЭС, которые применяются при помещении товаров под таможенные процедуры для завершения действия соответствующих таможенных процедур, за исключением особенностей, предусмотренных статьей 226 ТК ЕАЭС.
Пунктом 1 статьи 134 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой товары находятся и используются на таможенной территории ЕАЭС без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования в отношении иностранных товаров, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
В силу пункта 1 статьи 136 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что сроки завершения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории по разрешению на переработку N 10228010/231220/0134959 Обществом не соблюдены. Товар, сведения о котором заявлены в ДТ, утратил статус товара ЕАЭС, действие таможенной процедуры переработки вне таможенной территории в отношении данного товара завершено до подачи ДТ N 10228010/091121/0538859.
Согласно ДТ N 10228010/091121/0538859 Общество после истечения срока действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории по разрешению на переработку N 10228010/231220/0134959 осуществило декларирование товара, поместив его под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Суды признали необоснованными доводы Общества о том, что пропуск срока переработки вне таможенной территории не дает оснований для отнесения товара к иностранным и определения его таможенной стоимости на основе стоимости товара, а не путем определения только расходов на операции по его переработке.
Как верно указали суды, в соответствии с пунктом 2 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определяется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС, если при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товары пересекли таможенную границу ЕАЭС и в отношении таких товаров впервые заявляется иная таможенная процедура, чем указанные в пункте 3 данной статьи.
При этом согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС.
Таким образом, судебные инстанции обоснованно заключили, что товар, сведения о котором заявлены в ДТ N 10228010/231220/0134959, утратил статус товара ЕАЭС, и действие таможенной процедуры переработки вне таможенной территории в отношении данного товара завершено до подачи ДТ N 10228010/091121/0538859, соответственно, основой начисления таможенных пошлин, налогов в отношении указанного товара по ДТ N 10228010/091121/0538859 является сумма таможенной стоимости товара и стоимости переработки.
С учетом изложенного оснований для исключения из ДТ N 10228010/091121/0538859 сведений о стоимости редуктора, на чем настаивает Общество, и возврата исчисленных исходя из этой суммы таможенных платежей не имеется.
Таким образом, таможенный орган 19.05.2022 по результатам рассмотрения обращения Общества правомерно принял решение об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/091121/0538859.
Ссылки Общества на то, что стоимость редуктора в сумме 247 000 евро указана в инвойсе от 27.07.2020 N 1 исключительно для таможенных целей, оплата на эту сумму фактически не происходила, выводы судов не опровергают.
Самостоятельно определив при декларировании товара по ДТ N 10228010/091121/0538859 его таможенную стоимость по стоимости сделки в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС, Общество было обязано документально подтвердить цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товар при его продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненную в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС.
Соответственно, коль скоро Общество настаивает на невозможности использования сведений о стоимости редуктора, указанных в инвойсе от 27.07.2020 N 1, ему следовало представить таможенному органу вместе с заявлением о внесении изменений в ДТ иные документы, позволяющие установить цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за декларируемый товар, или документы об определении таможенной стоимости другим методом, чего в данном случае сделано не было. В отсутствие таких документов оснований для исключения из основы для начисления таможенных платежей имеющихся сведений о стоимости редуктора у таможни не имелось.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не допущено, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2023 по делу N А56-85279/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ф и Ф" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно указали суды, в соответствии с пунктом 2 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определяется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС, если при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товары пересекли таможенную границу ЕАЭС и в отношении таких товаров впервые заявляется иная таможенная процедура, чем указанные в пункте 3 данной статьи.
При этом согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС.
...
Самостоятельно определив при декларировании товара по ДТ N 10228010/091121/0538859 его таможенную стоимость по стоимости сделки в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС, Общество было обязано документально подтвердить цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товар при его продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненную в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 сентября 2023 г. N Ф07-13741/23 по делу N А56-85279/2022