28 сентября 2023 г. |
Дело N А56-11759/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Лущаева С.В., Трощенко Е.И.,
при участии от Северо-Западной электронной таможни представителя Богдановой Ю.А. (доверенность от 04.09.2023 N 0048), от общества с ограниченной ответственностью "Атлант" представителя Степановой А.В. (доверенность от 01.01.2022),
рассмотрев 21.09.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западной электронной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2022 по делу N А56-11759/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Атлант", адрес: 197372, Санкт-Петербург, Авиаконструкторов пр-кт, д. 15, к. 1, кв. 258, ОГРН 1137847203933, ИНН 7814574198 (далее - общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Северо-Западной электронной таможни, адрес: 191167, Санкт-Петербург, Кременчугская ул., д. 21, корп. 2, стр. 1, ОГРН 1207800051909, ИНН 78136441700 (далее - таможня), от 29.01.2021 об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10228010/241220/0137856, в части указания сведений о средствах идентификации шин, а также об обязании таможенного органа внести изменения (дополнения) в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/241220/0137856, согласно КДТ от 26.12.2020.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2022, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе таможня, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя кассационной жалобы, не имеется оснований указывать в ДТ, по которой задекларированы колеса ходовые в сборе с шинами, под номером 13 в графе 31 коды маркировки товаров, предусмотренные в отношении шин, в связи с чем таможенный орган обоснованно отказал обществу во внесении указанных сведений в ДТ. Суды неверно применили положения Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257.
Определением суда кассационной инстанции от 01.09.2022 производство по жалобе таможни приостановлено до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационной жалобы по делу N А56-4446/2021.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2022 N 307-ЭС22-5653 отказано в передаче кассационной жалобы таможни по делу N А56-4446/2021 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.12.2022 в возобновлении производства по кассационной жалобе по настоящему делу отказано, в целях устранения конкуренции между судебными актами и формирования правовой позиции принято решение не возобновлять производство по кассационной жалобе таможни до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации дела N А56-6172/2021 со схожими обстоятельствами и с участием тех же лиц.
В связи с принятием Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определения от 26.07.2023 N 307-ЭС23-598 по делу N А56-6172/2021 определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.08.2023 назначено судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по кассационной жалобе таможни и о возможности рассмотрения кассационной жалобы в том же судебном заседании.
Определением председателя судебного состава от 20.09.2023 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в составе суда в связи с нахождением в отпуске произведена замена ранее участвовавшей в рассмотрении дела судьи Журавлевой О.Р. на судью Трощенко Е.И.
Определением суда округа от 21.09.2023 возобновлено производство по кассационной жалобе таможни, установлено отсутствие препятствий для рассмотрения кассационной жалобы по существу в настоящем судебном заседании.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, вместе с тем просил отложить рассмотрение кассационной жалобы на более поздний срок в связи с подготовкой таможенным органом надзорной жалобы по делу по делу N А56-6172/2021.
Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы и просил рассмотреть дело в настоящем судебном заседании.
Ходатайство таможни об отложении рассмотрения кассационной жалобы рассмотрено судом кассационной инстанции и оставлено без удовлетворения ввиду отсутствия предусмотренных законом оснований.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество (покупатель, Россия) на основании внешнеторгового контракта от 08.06.2018 N 36/2-2018, заключенного с иностранной компанией "TRADEFININVEST SA" (продавец, Швейцария), ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и предъявило к таможенному оформлению на Северо-Западном таможенном посту (Центр электронного декларирования) по ДТ N 10228010/241220/0137856 товар "колеса ходовые из стали в сборе с шинами для грузовых автомобилей, новые", в количестве 163 единиц, страна происхождения - Китай.
В графе 33 ДТ общество указало в отношении названного товара классификационный код 8708 70 990 9 в соответствии с единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД).
Таможенный орган 25.12.2020 выпустил товар в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Общество 26.12.2020 обратилось в таможню с заявлением о внесении изменений в ДТ в форме корректировки (КДТ), поскольку допустило ошибку в указании одного из кодов маркировки в отношении шин.
Далее 19.01.2021 общество направило в таможенный орган обращение о внесении изменений (дополнений) в заявленные в названной ДТ сведения с целью внесения изменений в графу 31 в части сведений о маркировке шин контрольным (идентификационным) знаком.
Таможенный орган 29.01.2021 принял решение об отказе во внесении изменений (дополнений) в заявленные в ДТ сведения в силу несоблюдения декларантом при подаче обращения требований пункта 12 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийского экономической комиссии от 10.12.2013 N 289. Также таможня сослалась на невозможность внесения изменений в части указания контрольных идентификационных знаков (далее - КИЗ), поскольку заявление сведений о КИЗ не предусмотрено Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.04.2012 N 39 "О внесении изменением и дополнений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, утвержденную Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2021 N 257".
Северо-Западное таможенное управление в порядке ведомственного контроля решением от 29.03.2021 N 10200000/290321/035-р/2021 признало решение таможенного органа от 29.01.2021 не соответствующим требованиям международных договоров и актом в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и его отменило.
По результатам таможенного контроля в форме проверки (акт от 28.05.2021 N 10228000/216/170521/А00187) документов и (или) сведений после выпуска товаров таможенный орган указал на необходимость внесения изменений в графу 31 названной ДТ путем исключения сведений о КИЗ из информации, содержащейся под номером 13 и включением сведений о КИЗ в графу 31 под номером 1 (с учетом внесения изменений в номер одного из КИЗ), принял решение от 31.05.2021 о необходимости внесения соответствующих изменений (дополнений) в сведения.
Посчитав незаконным отказ таможни от 29.01.2021 об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/241220/0137856, а также в силу невнесения таможенным органом изменений (дополнений) в сведения, заявленные в названную ДТ, согласно КДТ от 26.12.2020, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования, не установив оснований для отказа во внесении испрашиваемых изменений и приняв во внимание, что такие изменения не были внесены таможенным органом и после отмены решения таможни от 29.01.2021 в порядке ведомственного контроля.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно подпункту 32 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенная декларация - таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
В соответствии с пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары, за исключением определяемых Комиссией случаев, когда сведения могут быть изменены (дополнены) без применения этого таможенного документа (пункт 4 статьи 112 ТК ЕАЭС).
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов (пункт 4 статьи 105 Таможенного кодекса).
Порядок заполнения декларации на товары утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (далее - Порядок N 257).
Как следует из подпункта 29 пункта 15 Порядка N 257, в графе 31 декларации под номером 1 должно быть указано наименование (фирменное, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (изготовителе) (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара; под номером 13 - для товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке средствами идентификации на территории Российской Федерации, указываются общее количество кодов идентификации, содержащихся в средствах идентификации, нанесенных на каждую единицу товара, или на потребительскую упаковку (а в случае ее отсутствия - на первичную упаковку), или на материальный носитель (далее - коды идентификации товаров); кодовое обозначение уровня маркировки, а также коды идентификации товаров, или коды идентификации, содержащиеся в средствах идентификации, нанесенных на групповую упаковку, или коды идентификации транспортной упаковки; агрегированные таможенные коды, сформированные в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии).
Порядок маркировки товаров унифицированными в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) средствами идентификации определен Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС (заключено в городе Алматы 02.02.2018; далее - Соглашение).
Согласно пункту 2 статьи 2 Соглашения его действие распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и (или) оборот товаров, в отношении которых принято решение о введении маркировки, а также на эмитентов.
Пунктом 1 статьи 3 Соглашения определено, что маркировка товаров в рамках ЕАЭС может быть введена по решению Совета Комиссии.
С даты введения маркировки товаров в рамках ЕАЭС на товары, маркируемые в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС, такие государства - члены ЕАЭС обеспечивают маркировку таких товаров на своих территориях в соответствии с требованиями, предусмотренными Соглашением и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии (пункт 5 статьи 5 Соглашения).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.11.2019 N 129 введена маркировка шин и покрышек пневматических резиновых новыми средствами идентификации, а также утвержден перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, в который включены товары, классифицируемые в товарной позиции 4011 ТН ВЭД "Шины и покрышки пневматические резиновые новые".
Правила маркировки шин средствами идентификации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 1958.
Согласно Правилам шины - продукция, соответствующая кодам ТН ВЭД 4011 10 000 3, 4011 10 000 9, 4011 20 100 0, 4011 20 900 0, 4011 40 000 0, 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0 и ОКПД 2 22.11.11, 22.11.12.110, 22.11.13.110, 22.11.14, 22.11.15.120, их ввод в оборот (то есть помещение под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта) должен осуществляться с нанесенными средствами идентификации.
Обществом, как установлено судами, по спорной ДТ ввезены колеса ходовые из стали в сборе с шиной, то есть данный товар является многокомпонентным и состоит из диска и шины, которые предназначены для использования на грузовых автомобилях, что соответствует коду 22.11.13.110 ОКПД.
В отношении шин, как было указано выше, законодательством ЕАЭС и Российской Федерации предусмотрено требование об обязательной маркировке средствами идентификации.
Как следует из определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2023 N 307-ЭС23-598 по делу N А56-6172/2021, Порядок N 257 не содержит запрета на указание в декларации на товары кодов идентификации составных частей многокомпонентных товаров.
Более того, в Порядке (пункт 15, подпункт 29) прямо установлено, что в Российской Федерации для товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, должны быть указаны коды маркировки товара в соответствующем разделе декларации на товары (сведения о средствах идентификации). Такое указание осуществляется в целях обеспечения такой публично значимой цели как экологическая безопасность в аспекте контроля за отходами производства и потребления. В спорных декларациях на товары в соответствующей графе были указаны сведения о кодах маркировки.
Общество неоднократно указывало на то, что указание кодов маркировки не повлияет на возможность осуществления таможней контроля (в том числе фискального) в отношении ввезенных товаров.
Напротив, заявитель, действуя как разумный и добросовестный участник в публичных правоотношениях с таможенными органами, зная о том, что фактически указание кодов маркировки шин в декларации не является обязательным условием для выпуска товаров в настоящем случае, сообщил таможенным органам сведения о шинах, позволяющих в дальнейшем осуществлять в их отношении функции контроля, связанные как с защитой потребителей от контрафактной продукции, так и с обеспечением такой публично значимой ценности как экологическая безопасность.
Кроме того, таможенный орган фактически не привел доводов, которые могли бы подтвердить невозможность осуществления таможенного контроля в отношении ввезенных товаров после их выпуска в случае указания кодов маркировки шин в графе 31 ДТ под номером 13.
С учетом изложенного правового подхода суды двух инстанций в настоящем деле признали необоснованным отказ таможни от 29.01.2021 во внесении изменений в ДТ N 10228010/241220/0137856 согласно представленной обществом КДТ от 26.12.2020 и удовлетворили заявленные требования в полном объеме, поскольку после отмены оспариваемого решения таможни от 29.01.2021 в порядке ведомственного контроля решением Северо-Западного таможенного управления от 29.03.2021 N 10210000/290321/035-р/2021 испрашиваемые обществом изменения так и не были внесены.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2022 по делу N А56-11759/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западной электронной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.