03 октября 2023 г. |
Дело N А44-5082/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Стройлес" Бейненсона С.А. (генеральный директор),
рассмотрев 03.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023 по делу N А44-5082/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стройлес" (191036, г. Санкт-Петербург, ул. 7-я Советская, д 26, лит А, кв. 4; ОГРН 1135336000140; ИНН 5318009406; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к государственному областному казенному учреждению "Чудовское лесничество" (174210, Новгородская обл., г. Чудово, ул. Глеба Успенского, д. 3; ОГРН 1155321008149; ИНН 5318010190; далее - Учреждение) о признании незаконным извещения от 19.08.2022 N ЛД-20220816-6956196875-4 об отказе в приеме лесной декларации от 15.08.2022 N 18, а также о возложении на него обязанности принять в установленном порядке данную лесную декларацию.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (173002, Великий Новгород, Воскресенский бул., д. 13А; ОГРН 1075321000105; ИНН 5321114249; далее - Министерство) и государственное областное казенное учреждение "Региональный центр природных ресурсов и экологии Новгородской области" (173000, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 12; ОГРН 1105321003798; ИНН 5321141186).
Решением суда первой инстанции от 12.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.06.2023 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, оспариваемый отказ в приеме лесной декларации является правомерным.
В судебном заседании представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Комитетом лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (правопредшественник Министерства) и Обществом заключен договор от 14.06.2016 N 424 аренды лесного участка общей площадью 10 096 га, расположенного в Чудовском лесничестве, включая квартал 232 Лезненского участкового лесничества.
Общество подало лесную декларацию от 15.08.2022 N 18, согласно которой в период с 24.08.2022 по 23.08.2023 запланировало в выделах 25, 26, 27, 30, 32 квартала 232 указанного лесничества проведение заготовки древесины путем выборочной рубки спелых и перестойных лесных насаждений на площади 11,8 га.
Учреждение, сославшись на то, что квартал 232 Лезненского участкового лесничества Чудовского лесничества отнесен к государственному природному заказнику "Волховская пойма", в связи с чем данные документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, не соответствует проекту освоения лесов, отказало в приеме лесной декларации, направив Обществу извещение от 19.08.2022 N ЛД-20220816-6956196875-4.
Общество не согласилось с отказом в приеме лесной декларации и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности оспариваемого отказа, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции, установив отсутствие оснований для отказа в приеме лесной декларации, отменил решение суда первой инстанции и заявленные требования удовлетворил.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1).
Согласно части 2 статьи 26 ЛК РФ ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 26 ЛК РФ).
Порядок заполнения и подачи лесной декларации утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.04.2021 N 303 (далее - Порядок N 303).
Согласно пункту 2 Порядка N 303 лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, не менее чем за 6 рабочих дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 303 уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, достоверность указанных в ней сведений, в течение 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган и, не позднее дня, следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему лесную декларацию, электронное извещение о приеме лесной декларации или об отказе в приеме лесной декларации.
Извещение об отказе в приеме лесной декларации направляется в случае выявления несоответствия форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, в части формы и вида рубки, превышения декларируемого объема над объемом заготовки, установленным договором аренды лесного участка (с учетом возможности использования дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года, установленной Правилами заготовки древесины), недостоверности указанных в ней сведений, с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа.
Административным регламентом предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641, определен перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги в части приема лесных деклараций: непредставление документов, указанных в Административном регламенте; недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию; несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов (пункт 2.11.1).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в качестве основания для отказа в приеме лесной декларации Учреждение указало на несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов, поскольку квартал 232 Лезненского участкового лесничества Чудовского лесничества отнесен к государственному природному заказнику "Волховская пойма".
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Согласно Областному закону Новгородской области от 01.03.2019 N 379-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях регионального значения" к полномочиям Правительства Новгородской области относятся: создание особо охраняемых природных территорий регионального значения; утверждение границ и определение режима особой охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения (пункты 6, 7 части 1 статьи 3); с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий регионального значения к одной из категорий указанных территорий отнесены государственные природные заказники (пункт 2 статьи 4); особо охраняемые природные территории регионального значения создаются, объявляются с соблюдением требований Закона N 33-ФЗ, установленных в отношении особо охраняемых природных территорий, с учетом схемы территориального планирования Новгородской области (часть 1 статьи 7).
Постановление Администрации Новгородской области от 29.06.2012 N 370 утверждена схема территориального планирования Новгородской области, являющаяся стратегическим градостроительным документом, направленным на создание оптимальных условий территориального и социально-экономического развития Новгородской области до 2032 года (далее - Постановление N 370).
Согласно пункту 1.34 раздела 2.10 схемы территориального планирования Новгородской области в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда в Чудовском районе создан государственный природный заказник "Волховская пойма", планируемый к размещению на площади 36 510 га.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, указал, что решение высшего исполнительного органа государственной власти Новгородской области о создании государственного природного заказника "Волховская пойма" до настоящего времени не принято, а поданная Обществом лесная декларация проекту освоения лесов не противоречит.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 88 ЛК РФ (в редакции, подлежащей применения к рассматриваемым правоотношениям) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 ЛК РФ).
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 (далее - Приказ N 69) (утратил силу; подлежит применению к рассматриваемы правоотношениям).
В соответствии с пунктом 28 Приказа N 69 проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Пунктом 6 Приказа N 69 предусмотрено, что в разделе "Сведения о лесном участке" проекта освоения лесов приводится, в частности, информация о характеристике имеющихся в границах лесного участка особо охраняемых природных территорий и объектов, планы по их организации, развитию экологических сетей, сохранению объектов биоразнообразия.
Согласно пункту 33 Приказа N 69 внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом.
Как установлено судами двух инстанций, приказом Министерства от 21.07.2022 N 608 утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду Обществу по договору аренды лесного участка от 14.06.2016 N 424.
В таблице 2.5 изменений в проект освоения лесов указано, что к созданию на основании Постановления N 370 планируется особо охраняемая природная территория - государственный природный заказник регионального значения "Волховская пойма и Ширинское мхи", площадью 2160 га, в который квартал 232 не включен. В таблице 6.4 изменений в проект освоения лесов в ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины при рубках ухода за лесами, значится квартал 232 с указанием на вид рубки - ПР (постепенные рубки).
Исходя из указанных обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у Учреждения отсутствовали основания для отказа в принятии поданной Обществом лесной декларации по указанному кварталу.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В силу пункта 1 статьи 24 Закона N 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Как предусмотрено статьей 87 ЛК РФ, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (часть 1); лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2); лесохозяйственный регламент подготавливается на основании лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре и иных государственных реестрах, документов территориального планирования и составляется на срок до десяти лет (часть 4); состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.02.2017 N 72 (далее - Приказ N 72) утверждены состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений.
Согласно пункту 11 Приказа N 72 основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.
Как установлено судом первой инстанции, лесохозяйственным регламентом Чудовского лесничества, утвержденного приказом Комитета лесного хозяйства Новгородской области от 27.12.2017 N 1064 (в редакции приказа от 17.11.2021 N 1169), в отношении лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещена деятельность, несовместимая с их целевым назначением и полезными функциями.
При этом в разделе лесохозяйственного регламента "Планируемые ООПТ" указан государственный природный заказник "Волховская пойма"; среди лесных кварталов, в границах которых находится ООПТ, указан квартал 232 Лезненского участкового лесничества (том 1, л.д. 45-56).
Судом первой инстанции также установлено, что после утверждения перечня особо охраняемых природных территорий Постановлением N 370, в том числе и государственного природного заказника "Волховская пойма", ОГБУ "Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями" заключен контракт от 20.08.2015 N 26 на выполнение научно-исследовательской работы по теме "Комплексное ландшафтно-экологическое обследование участка Большой поймы р. Волхов в пределах проектируемой ООПТ "Волховская пойма и Ширинское мхи" в Чудовском районе Новгородской области" (том 2, л.д. 7-13) и получены материалы комплексного ландшафтно-экологического обследования указанного участка (том 2, л.д. 15-51).
Помимо этого Учреждением заключен договор от 04.08.2020 N 24 на выполнение научно-исследовательской работы по теме "Обследование флоры, выявление и картирование распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений в рамках сбора материалов к созданию государственного природного заказника "Волховская пойма" (том 2, л.д. 52-63) и получены результаты обследования (том 2, л.д. 64-96), заключен договор от 23.05.2022 N 25 на выполнение научно-исследовательской работы по теме "Орнитологическое обоснование создания государственного природного заказника "Волховская пойма" (том 2, л.д. 97-108).
Судом первой инстанции указано, что согласно представленным в материалы дела доказательствам территория указанного лесного квартала входит в состав ключевой орнитологической территории международного значения, где обитают большой подорлик, дупель, коростель, находящиеся под угрозой глобального исчезновения; сконцентрированы локальные популяции черного аиста, скопы, большого подорлика, орлана-белохвоста, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Новгородской области; зарегистрировано 16 видов сосудистых растений, занесенных в Красную книгу Новгородской области, обнаружено новое местонахождение лишайника лобарии легочной, занесенной в Красную книгу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 59 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации или уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания (пункт 1 статьи 60 Закона N 7-ФЗ).
В числе установленных статьей 3 Закона N 7-ФЗ принципов, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность, предусмотрена презумпция экологической опасности такой деятельности.
Приняв во внимание изложенное, суд первой инстанции с учетом того, что разрешение Обществу проведения выборочной рубки в 232 квартале Лезненского участкового лесничества приведет к сокращению численности редких видов растений, животных и других организмов, имеющих ценное значение и находящихся под охраной государства, ухудшит среду их обитания, пришел к выводу о соответствии оспариваемого отказа в приеме лесной декларации упомянутым нормам, а также об отсутствии применительно к рассматриваемым правоотношениям оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции, в связи с чем постановление апелляционного суда подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2023 по делу N А44-5082/2022 отменить.
Решение Арбитражного суда Новгородской области от 12.12.2022 по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 11 Приказа N 72 основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.
...
В соответствии с пунктом 2 статьи 59 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации или уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания (пункт 1 статьи 60 Закона N 7-ФЗ).
В числе установленных статьей 3 Закона N 7-ФЗ принципов, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность, предусмотрена презумпция экологической опасности такой деятельности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 октября 2023 г. N Ф07-10955/23 по делу N А44-5082/2022