03 октября 2023 г. |
Дело N А56-91419/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от товарищества собственников жилья "Миллионная 25" Алферова А.В. (доверенность от 07.04.2022), от акционерного общества "Невский экологический оператор" Маркова Д.В. (доверенность от 22.12.2022),
рассмотрев 03.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023 по делу N А56-91419/2022,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Миллионная 25" (197183, г. Санкт-Петербург, ул. Миллионная, д. 25, лит. А; ОГРН 1057812982523; ИНН 78741325497; далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Невский экологический оператор" (195009, г. Санкт-Петербург, ул. Арсенальная, д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23 (часть); ОГРН 1217800002826; ИНН 7804678913; далее - Общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 30.12.2021 N 1257335-2022/ТКО в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Миллионная, д. 25, лит. А, путем изложения пункта 4.1 и приложения N 1 к договору в редакции истца.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (191123, г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 20, лит. В; ОГРН 1037828007030; ИНН 7815015523; далее - Комитет).
Решением суда первой инстанции от 04.04.2023 исковые требования ТСЖ об урегулировании разногласий по пункту 4.1 договора оставлены без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, а в остальной части в иске отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.06.2023 решение суда первой инстанции отменено, разногласия сторон, возникшие при заключении договора, урегулированы в редакции истца следующим образом:
пункт 4.1 договора изложен в следующей редакции: "Учет объема и (или) массы ТКО производить в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из количества контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО";
в приложении N 1 к договору пункт 2 "Метод учета (по нормативам накопления/по объему и количеству вывезенных контейнеров)" изложен в следующей редакции: "расчетным путем исходя из количества контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Периодичность вывоза ТКО для потребителей устанавливается в соответствии с требованиями действующего законодательства".
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, представитель ТСЖ просил в ее удовлетворении отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Комитета, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество с 01.01.2022 на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга от 02.09.2021 является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга.
ТСЖ, осуществляющее управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Миллионная, д. 25, лит. А, 09.03.2022 получило от Общества по своей заявке от 17.12.2021 проект договора от 30.12.2021 N 1257335-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с ТКО, составленный на основании типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, согласно которому учет накопления ТКО в целях осуществления расчетов за услуги, оказываемые по договору, осуществляется расчетным способом, исходя из нормативов накопления.
ТСЖ 18.03.2022 направило региональному оператору протокол разногласий по пункту 3.1.1 и пункту 3 приложения N 1к договору.
Не получив ответ на указанное предложение, ТСЖ 03.06.2022 вновь направило региональному оператору свои разногласия по договору, указав, что учет объема и (или) массы ТКО следует производить расчетным путем, исходя из количества контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, с методом учета по объему и количеству вывезенных контейнеров (пункт 4.1 и приложение N 1 к договору).
В связи с отклонением Обществом протокола разногласий ТСЖ, сославшись на возникновение между сторонами при заключении договора разногласий по указанным условиям, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что по пункту 4.1 договора претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком не соблюден, оставил в данной части иск ТСЖ без рассмотрения.
Придя к выводу о том, что приложение N 1 к договору в предложенной ТСЖ редакции противоречат законодательству, суд первой инстанции отказал в иске в данной части.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил исковые требования ТСЖ, установив соблюдение претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, а также придя к выводу о том, что ТСЖ, определяя способ коммерческого учета ТКО расчетным путем, исходя из количества контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, реализовало право на выбор одного из альтернативных способов учета объема ТКО для расчетов с региональным оператором.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Согласно пункту 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4 статьи 426 ГК РФ).
Как предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Особенности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предусмотрены в разделе XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 148(18) Правил N 354 заключение договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, с региональным оператором по обращению с ТКО осуществляется в порядке, указанном в пункте 148(15) настоящих Правил.
Согласно пункту 148(15) Правил N 354 при наличии разногласий по полученному от исполнителя проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, их рассмотрение осуществляется в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.
В силу пункта 24 Правил N 354 при наличии разногласий по полученному от исполнителя проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) обязаны в течение 30 дней передать исполнителю в месте его нахождения по почте или иным согласованным с исполнителем способом протокол разногласий к проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Исполнитель, получивший протокол разногласий к проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, обязан в течение 30 дней со дня его получения известить собственника о принятии договора в его редакции либо об отклонении протокола разногласий с указанием причин отклонения.
При отклонении исполнителем протокола разногласий либо неполучении заявителем извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок собственник вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, на рассмотрение суда.
Таким образом, потребитель вправе передать на рассмотрение суда разногласия, возникшие при заключении договора, при отклонении региональным оператором протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок.
В данном случае, как установлено судом апелляционной инстанции, протокол разногласий к проекту договора ТСЖ передан Обществу в пределах указанного срока и региональным оператором отклонен.
При этом разногласия относительно пункта 4.1 и приложения N 1 к договору содержатся в претензии ТСЖ, направленной Обществу 03.06.2022 (л.д. 64-74).
В связи с этим суд апелляционной инстанции пришел к выводу о соблюдении ТСЖ претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, что соответствует имеющимся в деле доказательствам.
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ, в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Правительство Российской Федерации постановлением от 03.06.2016 N 505 утвердило Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 25 Правил N 1156 одним из существенных условий договора об оказании услуг по обращению с ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО.
В пункте 6 Правил N 505 предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Пунктом 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО также предусмотрено, что учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами N 505 одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
В соответствии с пунктом 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (подпункт "а"); заключать с региональным оператором по обращению с ТКО договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, за исключением случаев, указанных в пункте 148(11) настоящих Правил (подпункт "б").
Согласно пункту 148(30) Правил N 354 в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам (то есть - на основании нормативов накопления ТКО).
При раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к настоящим Правилам соответственно (то есть - на основании объема вывезенных контейнеров).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2021 N 929 на территории Санкт-Петербурга установлено, что оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга утверждены распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р.
Распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 15.06.2022 N 361-р утверждена территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, согласно разделу 4 которой раздельное накопление ТКО осуществляется отходообразователями в соответствии с утвержденным Порядком накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления).
Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга утвержден распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 371-р (далее - Порядок N 371-р).
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка N 371-р решение о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО принимается собственниками жилых и нежилых помещений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в порядке, установленном статьями 44 и 161.1 ЖК РФ.
Согласно пункту 5.1.1 Порядка N 371-р отходообразователи до принятия решения о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО, обязаны согласовать с региональным оператором систему раздельного накопления ТКО (двухпоточная или пофракционная).
Для согласования системы раздельного накопления ТКО в адрес регионального оператора направляется соответствующее обращение, с указанием предлагаемой системы раздельного накопления ТКО.
В срок не более 15 дней со дня поступления указанного обращения региональный оператор рассматривает его и направляет в адрес заявителя уведомление о возможности реализации предлагаемой системы раздельного накопления ТКО либо о необходимости применения альтернативного варианта организации системы раздельного накопления ТКО.
Как предусмотрено пунктом 5.1.2 Порядка N 371-р, решение о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО, оформленное в соответствии с требованиями жилищного законодательства Российской Федерации, направляется региональному оператору не позднее 10 (десяти) дней со дня его принятия.
В силу пункта 5.1.3 Порядка N 371-р региональный оператор обеспечивает подготовку и подписание дополнительного соглашения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО, содержащего условие о раздельном накоплении ТКО, в порядке, установленном действующим законодательством.
Осуществление раздельного накопления ТКО является обязательным с даты, указанной в дополнительном соглашении к договору на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 5.1.4 Порядка N 371-р).
Таким образом, истцу следовало согласовать систему раздельного накопления ТКО с Обществом, после чего собственники жилых и нежилых помещений в порядке, установленном статьями 44 и 161.1 ЖК РФ, вправе принять решение о размещении в месте накопления, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, контейнеров в целях осуществления раздельного накопления ТКО, после чего направить это решение региональному оператору.
В рассматриваемом случае, как усматривается из материалов дела, ТСЖ вопреки части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило доказательства согласования с региональным оператором системы раздельного накопления ТКО, принятия собственниками жилых и нежилых помещений в установленном порядке соответствующего решения и направления его региональному оператору.
Вместе с тем, исходя из приведенных ном права, до осуществления указанных процедурных вопросов урегулирование разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, путем изложения пункта 4.1 и приложения N 1 к договору в редакции истца является преждевременным, а исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, как принятое с неправильным применением норм материального права.
Вывод суда апелляционной инстанции о применении к рассматриваемым правоотношениям положений Правил N 505 об альтернативных способах расчета объема услуги по обращению с ТКО по выбору потребителя в рассматриваемом случае является ошибочным.
Правила N 505 регламентируют общий порядок коммерческого учета ТКО без конкретизации их собственников, тогда как в отношении ТКО, образуемых собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов установлены специальные правила, предусмотренные разделом XV(1) Правил N 354.
В связи с тем, что судом первой инстанции разногласия сторон по пункту 4.1 и приложению N 1 к договору относительно правомерности учета объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, либо количества контейнеров для накопления ТКО по существу не разрешались, решение суда первой инстанции также не может быть оставлено в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023 по делу N А56-91419/2022 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.