04 октября 2023 г. |
Дело N А66-11475/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Бобарыкиной О.А., Кустова А.А.,
при участии от муниципального унитарного предприятия Вышневолоцкого городского округа "Объединенное коммунальное хозяйство" директора Антоновой В.В., Кулаковой О.Ш. (доверенность от 06.04.2023),
рассмотрев 03.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия Вышневолоцкого городского округа "Объединенное коммунальное хозяйство" на решение Арбитражного суда Тверской области от 17.11.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по делу N А66-11475/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт", адрес: 115432, Москва, Проектируемый 4062-й проезд, дом 6, строение 25, ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075 (далее - Общество, истец), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к муниципальному унитарному предприятию Вышневолоцкого городского округа "Объединенное коммунальное хозяйство", адрес: 171133, Тверская область, город Вышний Волочек, село Есеновичи, улица Первомайская, здание 35, ОГРН 1176952019045, ИНН 6908017419 (далее - Предприятие, ответчик), о возложении обязанности выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети в течении 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а также о возложении на Предприятие обязанности в течение одного рабочего дня после установки автономных источников питания направить в адрес истца уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Россети Центр" (далее - ПАО "Россетти Центр").
Решением суда первой инстанции от 17.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.06.2023, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Как указывает податель жалобы, суды неправильно применили пункт 14(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), согласно которому требование об установке независимых резервных источников снабжения электрической энергией отнесено только к энергопринимающим устройствам первой и второй категории надежности. По мнению Предприятия, мероприятия по установке автономных источников питания являются правом, а не обязанностью потребителя. Предприятие также полагает, что суды неправомерно не исследовали порядок и условия технологического присоединения спорных энергопринимающих устройств к электрическим сетям (в частности, выбранную владельцем энергопринимающих устройств категорию надежности энергоснабжения). Кроме того, по мнению подателя жалобы, суду следовало привлечь к участию в деле собственника спорных энергопринимающих устройств и орган тарифного регулирования.
В отзыве Общество возражает против доводов кассационной жалобы и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
От Общества через систему подачи документов "Мой арбитр" 02.10.2023 в суд кассационной инстанции поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явки его представителя по причине участия в другом процессе по делу N А66-8878/2023.
В силу части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отложение судебного разбирательства в связи с заявлением стороной ходатайства об отложении судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
В настоящем деле необеспечение лицами, участвующими в деле, явки своих представителей в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению кассационной жалобы по существу.
На основании изложенного, рассмотрев заявленное ходатайство Общества, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 158 АПК РФ оснований для отложения судебного заседания.
В судебном заседании представители Предприятия поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.03.2014 N 116 "О присвоении статуса гарантирующего поставщика" Обществу присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности гарантирующего поставщика ПАО "Россети Центр" с 01.04.2014 в административных границах Тверской области, за исключением второй зоны деятельности ПАО "Россети Центр" и акционерного общества "Оборонэнергосбыт".
Предприятие выполняет функции теплоснабжающей организации и организации, осуществляющей водоснабжении, на территории Вышневолоцкого городского округа Тверской области.
Между Обществом (гарантирующий поставщик) и Предприятием (потребитель) 11.05.2015 заключен договор энергоснабжения N 6930101307 (далее - договор), по условиям которого гарантирующий поставщик принял на себя обязательство осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель - оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
В пункте 2.2 договора предусмотрено право Общества инициировать в отношении Предприятия частичное и (или) полное ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе, в случае ненадлежащего исполнения Предприятием обязанности по оплате потребленной электроэнергии.
Порядок и сроки расчетов за потребленную электрическую энергию установлены разделом 5 договора.
Во исполнение принятых по договору обязательств Общество поставляло Предприятию электрическую энергию и мощность, однако потребитель систематически нарушал установленные договором сроки оплаты поставленной электрической энергии.
По состоянию на 26.07.2022 за Предприятием числилась задолженность по оплате поставленной электрической энергии в размере 24 054 223 руб. 61 коп. за период с октября 2020 года по июнь 2022 года.
Задолженность не погашена до настоящего времени.
В связи с неисполнением потребителем обязательств по оплате электрической энергии Общество 15.08.2022 направило в адрес Предприятия уведомление о погашении задолженности в полном объеме в срок до 18.08.2022. В случае неоплаты задолженности Предприятию указано на необходимость выполнения следующих действий:
- самостоятельно ввести частичное ограничение режима потребления электроэнергии не позднее 12-00 часов 29.08.2022 до уровня аварийной брони;
- в течение 3 дней представить в адрес обособленного подразделения Общества утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;
- в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;
- самостоятельно ввести полное ограничение режима потребления электрической энергии.
Предприятие 16.08.2022 направило в адрес Общества план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении него полного ограничения режима потребления электрической энергии.
План предусматривал закупку и установку автономных источников питания - дизельных генераторов.
Как установлено апелляционным судом, Предприятие до настоящего времени план мероприятий не выполнило, задолженность не погасило.
Ссылаясь на то, что при невыполнении Предприятием мероприятий по установке автономных источников питания и направлению уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления, гарантирующий поставщик лишен возможности организовать процедуру ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов, включенных в договор в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в том числе, в связи с нарушением потребителем обязательств по оплате электрической энергии, что, в свою очередь, влечет существенное нарушение прав гарантирующего поставщика, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 8, 12, 539, 543 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нормами Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила ограничения), Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), пришли к выводу о наличии установленных законом оснований для обязания Предприятия выполнить мероприятия по установке автономных источников питания и удовлетворили иск.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Порядок и основания ограничения режима потребления электрической энергии путем сокращения объемов или временного прекращения подачи энергии установлены пунктами 2 и 3 статьи 546 ГК РФ.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии в силу пункта 2 статьи 546 ГК РФ допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Пунктом 48 Основных положений предусмотрено право гарантирующего поставщика в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах ограничения, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении потребителем своих обязательств, выразившемся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за два расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре (подпункт "б" пункта 2 Правил ограничения).
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ в случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
Состав указанных в абзаце первом настоящего пункта мероприятий определяется потребителями электрической энергии самостоятельно в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком и может включать мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, мероприятия по установке потребителями за свой счет автономных резервных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией энергопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями после введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.
Порядок и основания ограничения режима потребления электрической энергии установлены в Правилах ограничения.
Ввиду наличия задолженности за потребленную по договору электроэнергию Общество инициировало введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении точек поставки Предприятия.
Судами установлено, что Предприятие как организация, осуществляющая эксплуатацию объектов централизованного тепло- и водоснабжения населенных пунктов, в отношении этих объектов относится к категории потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Согласно пункту 16 Правил ограничения потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Не устранившие основания для введения ограничения режима потребления потребители, относящиеся к указанной категории, в силу пункта 16(1) упомянутых Правил обязаны после дня введения в отношении их энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони): в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления; в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия; в течение двух месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 данных Правил. После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Таким образом, обязанность потребителя в случае неустранения оснований для введения ограничения режима потребления осуществить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, установлена нормами действующего законодательства.
Невыполнение потребителем обязанности самостоятельно произвести частичное ограничение режима потребления электроэнергии в том случае, когда оно вводится в связи с образованием задолженности перед гарантирующим поставщиком, влечет нарушение прав последнего.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации среди основных начал гражданского законодательства предусматривает обеспечение восстановления нарушенных прав (статья 1) с использованием для этого широкого круга различных способов защиты (статья 12), которые направлены в том числе на поддержание стабильности гражданско-правовых отношений (определения от 07.07.2016 N 1421-О, от 19.12.2017 N 2942-О); при этом выбор способа защиты, реализуемый субъектом права, предопределяется теми правовыми нормами, которые регулируют конкретные правоотношения (определения от 21.09.2017 N 1791-О и N 1792-О).
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 67, 68, 71 АПК РФ, установили, что у Предприятия имеется задолженность перед Обществом за электрическую энергию, в связи с чем последнее направило потребителю уведомление о необходимости погашения задолженности либо введения режима самоограничения потребления электроэнергии, доказательства направления потребителем гарантирующему поставщику в установленные сроки уведомления о выполнении плана мероприятий по введению режима полного самоограничения либо уведомления о готовности введения режима полного ограничения потребления электроэнергии Предприятие не представило.
С учетом установленных обстоятельств дела суды пришли к обоснованному выводу, что Общество как гарантирующий поставщик на основании статьи 12 ГК РФ имеет право на обращение в суд с иском к потребителю о присуждении к исполнению обязанности в натуре, и правомерно удовлетворили иск.
Вопреки доводам подателя жалобы, в отличие от случаев, предусмотренных Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, установленная статьей 38 Закона N 35-ФЗ и Правилами ограничения обязанность по монтажу автономных источников питания не поставлена в зависимость от избранной категории надежности энергоснабжения, а реализуется в отношении определенной категории потребителей (ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям), выполняющих такие мероприятия за свой счет.
Доводы подателя жалобы о том, что судом не указан конкретный перечень энергопринимающих устройств, в отношении которых удовлетворено требование Общества об обязании выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, отклоняются судом округа как несостоятельные, поскольку в тексте обжалуемых судебных актов имеется ссылка на заключенный сторонами договор, в котором согласованы точки поставки электрической энергии (Приложение N 3 к договору), подлежащие оборудованию автономными источниками питания.
Доводы Предприятия о том, что суду следовало привлечь к участию в деле орган тарифного регулирования и собственника спорных энергопринимающих устройств, а также установить, не включены ли спорные мероприятия в состав инвестиционной программы по развитию объектов тепло- и водоснабжения, отклоняются судом округа.
Предусмотренные статьей 51 АПК РФ правовые основания для привлечения к участию в деле органа тарифного регулирования и собственника спорных энергопринимающих устройств в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, у судов отсутствовали.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств того, что судебные акты по настоящему делу могут повлиять на права или обязанности названных лиц по отношению к истцу или к ответчику, Предприятием не представлено (часть 1 статьи 51 АПК РФ).
С учетом норм, регулирующих спорные правоотношения сторон, включение оспариваемых мероприятий в состав инвестиционной программы по развитию объектов тепло- и водоснабжения, не входит в предмет доказывания по рассматриваемому делу.
С учетом установленных обстоятельств суды правомерно удовлетворили иск.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов судов применительно к установленным ими обстоятельствам дела.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 17.11.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2023 по делу N А66-11475/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия Вышневолоцкого городского округа "Объединенное коммунальное хозяйство" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.