06 октября 2023 г. |
Дело N А56-100650/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Восход" Малтыза И.Н. (доверенность от 03.10.2022), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Ерохова Л.И. (доверенность от 30.12.2022),
рассмотрев 05.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023 по делу N А56-100650/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Восход", адрес: 191119, Санкт- Петербург, Лиговский пр., д. 94, корп. 2 лит. А, оф. 624, пом. 24-Н, ОГРН 1177847419826, ИНН 7842146074 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), о признании незаконным уведомления от 25.07.2022 N 05-26-26394/20-0-0 об отказе в предоставлении земельного участка, не связанного со строительством, обязании Комитета заключить договор аренды части земельного участка площадью 6976 кв.м с кадастровым номером 78:14:0007559:3733, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Предпортовая ул., уч. 111, (западнее дома 75, корп. 2, лит. И по Кубинской ул.), для размещения грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны сроком до трех лет.
Определением от 07.12.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Московского района Санкт-Петербурга, адрес: 196084, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 129, ОГРН 1037821059540, ИНН 7810435274 (далее - Администрация).
Решением суда от 13.02.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 25.05.2023 данное решение отменено, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Комитет, считая постановление суда апелляционной инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы указывает, что организация размещения грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны на поверхности спорного участка вне капитальных объектов для хранения автотранспорта (гаражей, в том числе с разделением на машино-места) будет не соответствовать виду разрешенного использования участка, следовательно, оспариваемое уведомление является законным.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества против ее удовлетворения возражал.
Администрация о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направила, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество обратилось в Комитет с заявлением (вх. от 14.07.2022 N 04-26-35859/22-0-0) о предоставлении в аренду для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов части земельного участка площадью 6976 кв.м, часть 3, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Предпортовая ул., уч. 111, (юго-западнее дома 75, корп.2, лит. И по Кубинской ул.; общая площадь участка 13 246 кв.м, кадастровый номер 78:14:0007559:3733), для размещения грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны сроком до трех лет.
Рассмотрев указанное заявление, Комитет уведомлением от 25.07.2022 N 05-26-26394/22-0-0 сообщил Обществу об отказе в предоставлении участка в аренду на основании пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в связи с несоответствием планируемой цели использования участка "для размещения грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны" виду разрешенного использования участка, предусмотренного проектом планировки.
Кроме того, Комитет сослался на Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 387-74 "О внесении изменения в Закон Санкт-Петербурга "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не являющиеся объектами недвижимости, для размещения которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 387-74), исключившим пункт 10 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 03.06.2015 N 288-48 "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не являющиеся объектами недвижимости, для размещения которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 288-48), допускающий предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2011 N 983 утвержден проект планировки территории прохождения южной части трассы Западного скоростного диаметра, ограниченной пр. Маршала Говорова, границей территориальной зоны ТУ, соединительной веткой железной дороги, Кубинской ул., проектируемым проездом, кольцевой автомобильной дорогой вокруг Санкт-Петербурга, линией отвода железной дороги, восточной и северной границами земельного участка (кадастровый номер 78:15:8235Б:4), северной границей земельного участка (кадастровый номер 78:15:8229:13), северо-восточной границей земельных участков (кадастровые номера 78:15:8229:10, 78:15:8229:11, 78:15:8229:19, 78:15:8229:18), в Кировском и Московском районах.
Согласно утвержденной документации по планировке территории участок расположен в границах квартала 7559-1, предусмотренного под размещение многоэтажных гаражей, распределительного пункта с трансформаторной подстанцией, газораспределительный пункт.
Общество, не согласившись с отказом в предоставлении участка в аренду, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал заявленные требования необоснованными.
Суд апелляционной инстанции отменил решение, признав, что Комитет документально не подтвердил наличие оснований для отказа в предоставлении земельного участка на срок не более трех лет.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьями 200, 201 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу послужил отказ уполномоченного органа в предоставлении Обществу земельного участка в аренду без проведения торгов на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ для размещения грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны на срок до трех лет в связи с тем, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 ЗК РФ), а также разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ).
По общему правилу в соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукционов. Лишь в прямо установленных статьей 39.6 ЗК РФ случаях допускается заключение такого договора без проведения торгов.
Так, в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ установлен исчерпывающий закрытый перечень случаев заключения договоров аренды земельных участков без проведения торгов.
В частности, подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ урегулировано предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, основанием предоставления земельного участка в аренду без торгов по правилам пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ является издание Губернатором Санкт-Петербурга, являющимся согласно пункту 1 статьи 16 Устава Санкт-Петербурга (принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14.01.1998) высшим должностным лицом Санкт-Петербурга, соответствующего распоряжения.
Таким нормативным правовым актом в Санкт-Петербурге является распоряжение Губернатора от 21.07.2015 N 12-рг "О предоставлении земельных участков юридическим лицам для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов" (далее - распоряжение N 12-рг).
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 2 распоряжения N 12-рг предоставление земельных участков юридическим лицам в аренду без проведения торгов для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не являющихся объектами недвижимости, осуществляется при условии соответствия указанных объектов критериям, установленным Законом Санкт-Петербурга N 288-48.
Также Правительством Санкт-Петербурга издано постановление от 16.09.2015 N 800 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством" (далее - постановление N 800).
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга N 288-48 объекты коммунально-бытового назначения должны соответствовать критерию по сроку размещения не более трех лет, а также по назначению: использоваться для размещения грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны.
Данный пункт исключен Законом Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 387-74, вступившим в силу 16.07.2022.
Таким образом, на дату обращения Общества с заявлением данная норма являлась действующей.
Судом апелляционной инстанции установлено, что отказывая в удовлетворении заявления Общества, Комитет сослался в том числе на положения Закона Санкт-Петербурга N 387-74, распространив на спорные отношения нормы закона, еще не вступившего в силу на день обращения заявителя. Земельное законодательство не содержит положений о действии во времени норм этого законодательства, в связи с чем действует общий принцип права, согласно которому применение закона с обратной силой может иметь место только в исключительных случаях и такое применение допускается только в силу прямого указания закона.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, судом учтено, что на момент подачи заявления и в настоящее время земельный участок расположен в территориальной зоне ТИЗ (жилая зона объектов железнодорожного транспорта с включением объектов общественно-деловой застройки и объектов инженерной инфраструктуры). В соответствии градостроительным регламентом для этой территориальной зоны вид разрешенного использования - улично-дорожная сеть является основным видом разрешенного использования.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, вид разрешенного использования земельного участка улично-дорожной сети (код вида разрешенного использования земельного участка - 12.0.1) предоставляет право на размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры; размещение придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, за исключением предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 2.7.1, 4.9, 7.2.3, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств.
Суд учел, что заявление было подано на предоставление земельного участка, для целей не связанных со строительством. Договоры аренды земельных участков для целей, не связанных со строительством, в случае предоставления земельных участков для строительства, предусматривают пункт о досрочном расторжении договора. Кроме того, суд правильно указал, что использование земельного участка на условиях краткосрочной аренды с условием досрочного освобождения земельного участка в случае осуществления строительства не противоречит установленному виду разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, установив характер спорного правоотношения, определив по делу юридические значимые обстоятельства, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, отвечающие принципам относимости и допустимости в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии условий для предоставления испрашиваемого участка в аренду, в связи с чем признал решение Комитета об отказе в предоставлении участка в аренду незаконным.
В целях восстановления нарушенного права заявителя суд апелляционной инстанции, руководствуясь положением пункта 3.3.2 постановления N 800 обязал Комитет осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, его подписание и направление проекта указанного договора для подписания заявителю.
Основания для иной правовой оценки выводов суда апелляционной инстанции у суда округа отсутствуют.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, обоснованными признаны быть не могут, поскольку, вопреки мнению Комитета, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Суд правильно применил нормы материального права, осуществив выбор норм, регулирующих спорное правоотношение, и дав им верное истолкование применительно к установленным обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023 по делу N А56-100650/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
М. В. Захарова |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.