г. Санкт-Петербург |
|
25 мая 2023 г. |
Дело N А56-100650/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Нестерова С.А., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: Васильевой Я.А.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 17.05.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10441/2023) ООО "Восход" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2023 по делу N А56- 100650/2022, принятое по заявлению ООО "Восход" к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга 3-е лицо: Администрацию Московского района Санкт-Петербурга о признании уведомления N 05-26-26394/22-0-0 от 25.07.2022 незаконным, обязании заключить договор аренды,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Восход" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании уведомления N 05-26-26394/20-0-0 от 25.07.2022 Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга об отказе в предоставлении земельного участка, не связанного со строительством, незаконным, обязании Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, заключить договор аренды части земельного участка площадью 6976 расположенного по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Пулковский меридиан, Предпортовая улица, земельный участок 111, (западнее дома 75, корпус 2, литера И по Кубинской улице), кадастровый номер 78:14:0007559:3733, площадью 13246 кв.м (далее - участок), для размещения грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны на срок до трех лет.
Определением от 07.12.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Московского района Санкт-Петербурга.
Решением от 13.02.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и не согласившись с оценкой доказательств, данной судом в решении.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель Комитета против удовлетворения апелляционной жалобы возражала по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, Общество обратилось в Комитет с заявлением (вх. СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" от 14.07.2022 N 04-26-35859/22-0-0) о предоставлении в аренду для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов части земельного участка площадью 6976 кв.м часть 3, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, муниципальный округ Пулковский меридиан, Предпортовая улица, земельный участок 111, (юго-западнее дома 75, корпус 2, литера И по Кубинской улице), кадастровый номер 78:14:0007559:3733, площадью 13246 кв.м (далее - Участок), для размещения грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны на срок до трех лет.
Комитет письмом N 05-26-26394/22-0-0 от 25.07.2022 уведомил ООО "Восход" об отказе в предоставлении земельного участка, не связанного со строительством, со ссылками на пункты 1, 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) по мотиву несоответсвия планируемой цели использования участка "для размещения грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны" виду разрешенного использования участка, предусмотренного проектом планировки.
Кроме того, Комитет сослался на Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 387-74 "О внесении изменения в Закон Санкт-Петербурга "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не являющиеся объектами недвижимости, для размещения которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов", исключившим п. 10 ст. 2 допускающий предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2011 N 983 утвержден проект планировки территории прохождения южной части трассы Западного скоростного диаметра, ограниченной пр. Маршала Говорова, границей территориальной зоны ТУ, соединительной веткой железной дороги. Кубинской ул., проектируемым проездом, кольцевой автомобильной дорогой вокруг Санкт-Петербурга, линией отвода железной дороги, восточной и северной границами земельного участка (кадастровый номер 78:15:8235Б:4), северной границей земельного участка (кадастровый номер 78:15:8229:13), северо-восточной границей земельных участков (кадастровые номера 78:15:8229:10, 78:15:8229:11, 78:15:8229:19, 78:15:8229:18), в Кировском и Московском районах.
Согласно утвержденной документации по планировке территории Участок расположен в границах квартала 7559-1, предусмотренного под размещение многоэтажных гаражей, распределительного пункта с трансформаторной подстанцией, газораспределительный пункт.
Не согласившись с уведомлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 2 Закона Санкт-Петербурга N 387-74 от 01.07.2022 начало действия документа 16.07.2022. Таким образом, на дату обращения с заявлением нормативные препятствия для предоставления земельного участка отсутствовали.
Согласно пункту 17 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.06.2022, придание нормативному правовому акту обратной силы допускается только в случаях, когда это прямо предусмотрено в самом акте и не ухудшает положение участника гражданского оборота.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, комитет сослался на положения Закона Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 387-74 "О внесении изменения в Закон Санкт-Петербурга "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не являющиеся объектами недвижимости, для размещения которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов", распространив на спорные отношения нормы закона, еще не вступившего в силу на день обращения заявителя. Земельное законодательство не содержит положений о действии во времени норм этого законодательства, в связи с чем действует общий принцип права, согласно которому применение закона с обратной силой может иметь место только в исключительных случаях и такое применение допускается только в силу прямого указания закона.
Данный принцип реализован в пункте 1 статьи 4 ГК РФ, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится лишь к прерогативе законодателя, который, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений.
Обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида.
В данном случае, в результате применения закона с обратной силой в отношениях между публично-правовым образованием и частным лицом положение частного лица не улучшается, а ухудшается, то есть обратная сила придается не в интересах этого лица, а в интересах публично-правового образования, заинтересованного в получении платы за размещение объекта на земельном участке.
Согласно статье 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка без проведения торгов, в частности, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1), или если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14).
В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.
Функциональные зоны устанавливаются документами территориального планирования, в которых определяются их границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 ГрК РФ).
Пунктом 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом сельского поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
В соответствии с пунктом 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании Правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов).
Согласно статье 85 ЗК РФ порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки могут использоваться указанными лицами в соответствии предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной: зоны видом разрешенного использования.
Распоряжением Комитета имущественных отношений от 17.02.2022 N 355-РЗК "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 13246 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, муниципальный округ Пулковский меридиан, Предпортовая улица, земельный участок 111 (местоположение: Российская Федерация, Санкт-Петербург, муниципальный округ Пулковский меридиан, Предпортовая улица, земельный участок 111, (западнее дома 75, корпус 2, литера И по Кубинской улице)), согласно приложению. Категория земель; земли населенных пунктов. Территориальная зона: жилая зона объектов железнодорожного транспорта с включением объектов общественно-деловой застройки и объектов инженерной инфраструктуры (ТИЗ). Вид разрешенного использования: улично-дорожная сеть.
Как следует из письма СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" N 04-26-23944/22-0-1 от 15.06.2022, в связи с заявлениями Общества (вх. от 18.05.2022 N N 04-26-23944/22-0-0, 04-26-23945/22-0-0) о предоставлении в аренду для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов частей земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Санкт-Петербург, муниципальный округ Пулковский меридиан, Предпортовая улица, земельный участок 111 (местоположение: Российская Федерация, Санкт-Петербург, муниципальный округ Пулковский меридиан, Предпортовая улица, земельный участок 111, (западнее дома 75. корпус 2. литера И по Кубинской улице)), с кадастровым номером 78:14:0007559:3733, для размещения грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны, Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга издано распоряжение от 10.06.2022 N 1196-РЗК "Об утверждении границ земельного участка".
В соответствии с п.2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Таким образом, Комитет, утвердив схему расположения земельного участка, подтвердил соответствие вида разрешенного использования земельного участка действующим документам территориального планирования, действующим градостроительным регламентам и установил вид разрешенного использования для испрашиваемого земельного участка улично-дорожная сеть.
В п.п 4 п. 16 ст. 11.10 указаны основания для отказа утверждения схемы расположения земельного участка, в том числе несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории. При утверждении схемы расположения земельного участка, оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка Комитет не выявил. Указанные распоряжения Комитета не отменены, на основании утвержденных схем земельный участок поставлен на кадастровый учет в выписке из ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка улично-дорожная сеть.
На момент подачи заявления и в настоящее время земельный участок расположен в территориальной зоне ТИЗ. В соответствии градостроительным регламентом для этой территориальной зоны вид разрешенного использования улично-дорожная сеть является основным видом разрешенного использования. Заявление было подано на предоставление земельного участка, для целей не связанных со строительством. Договоры аренды земельных участков для целей, не связанных со строительством, в случае предоставления земельных участков для строительства, предусматривают пункт о досрочном расторжении договора. Таким образом, с учетом принципа рационального управления и распоряжения землями, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, отказ в заключении договора аренды, который прямо не предусмотрен действующим законодательством, является нарушением данного принципа.
В обоснование отказа суд сослался на Свод правил СП 113.13330-2016 "Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99", в соответствии с п. 4.1 которого в своде правил рассматриваются стоянки легковых автомобилей и микроавтобусов в соответствии с приложением А и мототранспортных средств (далее - стоянки автомобилей)". Суд ошибочно распространил действия норм и правил, установленных в указанном документе, на обустройство парковок для размещения грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны. В своей правовой позиции заявитель, в качестве обоснования возможности размещения парковок в зоне земельных участков с видом разрешенного использования улично-дорожная сеть, указал, что в соответствии с п.8.2.7 СП 396.1325800.2018 Улицы и дороги населенных пунктов, правила градостроительного проектирования на улицах дорогах согласно табл.8.1, на проездах допускается предусматривать парковки в виде обособленных площадок, примыкающих к проезжей части ( в том числе с устройством карманов).
Согласно письму КГА N 05-16609-2299/21-0-1 от 14.07.2021 до разработки проекта благоустройства элементов благоустройства земельный участок должен быть предоставлен КИО по договору аренды. Земельные участки предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории под размещение паркингов возможно использовать для размещения площадок для хранения грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн при отсутвии необходимости обеспечения населения района необходимым количеством мест стоянки (размещения) индивидуального автотранспорта и при соблюдении требований СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 и иного законодательства РФ.
Таким образом, использование земельного участка на условиях краткосрочной аренды с условием досрочного освобождения земельного участка в случае осуществления строительства не противоречит установленному виду разрешенного использования земельного участка.
Апелляционный суд отмечает, что до настоящего времени проектирование и строительство на испрашиваемом земельном участке многоэтажных гаражей, распределительного пункта с трансформаторной подстанцией, газораспределительного пункта не осуществлено.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Между тем ответ Администрации Московского района Санкт-Петербурга, изложенный в письме N 01-43-5039/22-0-1 от 15.04.2022, применительно к ст. 39.16 ЗК РФ не является основанием для отказа. В соответствии со ст. ст. 65, 200 АПК РФ Комитет не доказал наличие установленных законодательством препятствий для заключения договора аренды.
С учетом изложенного решение подлежит отмене.
Требование в части обязания Комитета заключить договор аренды земельного участка противоречит ст. 39.17 ЗК РФ, п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ.
Предоставление земельного участка находящегося в государственной или муниципальной, без проведения торгов урегулировано п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ.
В Санкт-Петербурге порядок принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.09.2015 N 800 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством" и в соответствии с п. 3.3.2 предусматривает 30-дневный срок для подготовки проекта договора в трех экземплярах, его подписание и направление проекта для подписания заявителю.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2023 по делу N А56-100650/2022 отменить.
Признать уведомление N 05-26-26394/22-0-0 от 25.07.2022 Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга об отказе в предоставлении земельного участка не связанного со строительством, незаконным.
Обязать Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга в установленный срок направить обществу с ограниченной ответственностью "Восход" проект договора аренды части земельного участка площадью 6976 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Пулковский меридиан, Предпортовая улица, земельный участок 111, (западнее дома 75, корпус 2, литера И по Кубинской улице), кадастровый номер 78:14:0007559:3733, площадью 13246 кв.м, для размещения грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны на срок до трех лет.
Взыскать с Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Восход" 3000,00 руб. расходов по государственной пошлине по заявлению, 1500,00 руб. расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Восход" из федерального бюджета 1500,00 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-100650/2022
Истец: ООО "Восход"
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: Администрацию Московского района Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13297/2023
25.05.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10441/2023
13.02.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-100650/2022